decor
Следите за нашими новостями

Научно об искусстве: в МИКН состоялась защита магистерских диссертаций

14.03.2025

В Международном институте культурного наследия Группы компаний ASG invest состоялась защита магистерских диссертаций культурологов, завершивших обучение в Казанском государственном институте культуры по профилю «Оценка и экспертиза художественных ценностей». Неоднократное знакомство с коллекциями МИКН – формированием, исследованием, продвижением и т.д., - внесло определяющий вклад в профессионализацию теоретиков и практиков культурологии.


Государственной экзаменационной комиссии под председательством доктора культурологии профессора Владимира Ионесова (Самара), эксперта в сфере визуальной коммуникации и креативных индустрий, были представлены работы, посвященные различным культурным ценностям и практикам.

Перспективное направление – цифровые технологии в искусстве – получило осмысление и развитие в диссертации А. Гильмутдиновой «Крипто-арт и технологии блокчейн в цифровой культуре» (науч. руководитель, к. философ. наук Т.А. Титова).



Сегодня искусство переживает технологический перелом: цифровизация проникает не только в сферу художественного творчества, вызывая дискуссии, может ли искусственный интеллект быть его субъектом, но и касаясь более практических вопросов, в частности, проблем информационной защиты оцифрованных копий уникальных ресурсов музея. В диссертации исследователь предложила действенные способы решения этой проблемы через технологию блокчейна, способную защитить авторские права в цифровом пространстве.

«Крипто-арт и блокчейн - не просто финансовые механизмы, а часть культурной политики, - подчеркнул профессор Ионесов. - Важно использовать их так, чтобы помочь культуре и искусству раскрывать свой потенциал».

Проблемы интерсемиотической интерпретации книжной графики рассмотрены в диссертации Ю. Сегединой (науч. руководитель к. философ. наук А.Н. Яныкина). Исследователь осуществила глубокий анализ изменения визуального языка печатных изданий за минувшие полвека. К сожалению, инновационные технологии снижают эмоциональное, а значит развивающее воздействие визуального материала на личность. Противодействие этому Ю. Сегедина видит в приобщении подростков к музейным ресурсам, в картинной галерее Набережных Челнов ею реализована программа по изучению книжной графики, помогающая понимать литературное наследие через призму визуальных образов. Выводы магистранта полностью совпадают с подходами Группы компаний ASG invest в части визуального решения корпоративных печатных изданий, отличающихся «фирменным стилем» - проектированием уникального визуального решения каждого издания, где инфографика и иллюстративный материал имеют не меньшее значение, чем текст.



Магистрант Ю. Исмагилова активно помогала МИКН в течение всего периода обучения как культуролог и журналист: готовила и выпускала видеосюжеты, раскрывающие богатство Большого собрания изящных искусств ASG, продвигала корпоративные издания и проекты в цифровой среде.



Проведенное ею исследование «Репертуарная политика провинциального театра на примере театров юго-восточной зоны Республики Татарстан» (науч. рук. д.п.н. С.Д. Бородина), на первый взгляд, не связано с музейной деятельностью. Однако результаты масштабного социологического исследования факторов успешности театра вполне репрезентативны для музейной деятельности. Формула успеха – эмоциональная вовлеченность зрителя, актуальность рассматриваемых проблем, их глубина – вполне применимы к музейной деятельности.



Искусствовед МИКН А. Хисматуллина темой диссертации выбрала «Историю каталогизации живописи старых мастеров в российских частных собраниях XVIII–XXI веков» (науч. рук. к.п.н. А.В. Булгакова). Многие знают великие картины, например, эпохи Возрождения, но мало кто задумывается, какие истории они переживали, прежде чем предстать перед публикой. Подавляющее большинство произведений старых мастеров появилось благодаря заказчику – меценату, а вот дошли до нас они благодаря коллекционерам. Каталоги живописи частных собраний еще ждут своих исследователей, утверждает диссертант, поскольку они содержат не просто перечень произведений, а являются свидетельством эпохи, отражающим художественные вкусы общества, финансовые возможности и культурные приоритеты любителей и ценителей искусства.



В диссертации представлены результаты скрупулезного исследования каталогов крупнейших российских частных собраний: графов Строгановых, В. Кокорева, графов Румянцевых и И. Зильберштейна, Большого собрания изящных искусств ASG. Исследование получило горячую поддержку председателя, впрочем, как и все работы, но данная тема очень значима: «За каждым каталогом скрывается человеческая драма, эстетическое переживание, движение новых идей. Это важное направление. Если углубиться в феномен коллекционирования, работа может стать настоящей когнитивной бомбой».

Государственная экзаменационная комиссия поздравила магистров с успешной защитой и рекомендовала им продолжить свои исследования.


Фрагмент будущего каталога БСИИ ASG «От ренессанса до ампира»

Группа магистрантов выразила глубокую благодарность руководству компании ASG и Международному институту культурного наследия, отметив, что возможность прикоснуться к полотнам старых мастеров и западноевропейской мебели, а также изучить детали атрибуции и экспертизы, подарила им новый взгляд на профессию искусствоведа. «Мы увидели, какой огромный труд стоит за сохранением каждого произведения. Побывать в хранилище и реставрационной мастерской и увидеть весь процесс — от анализа до восстановления — было настоящим открытием! Нам повезло получить опыт, который недоступен многим магистрантам. Ваш музей открыл нам новую сторону профессии, показав, что искусство — это не только красота, но и огромная ответственность. Это вдохновляет нас ценить и беречь культурное наследие» - поделилась Ю. Исмагилова.














Юлия ИСМАГИЛОВА
Светлана БОРОДИНА


Поделиться: