НЮАНС НА КОНЧИКЕ КИСТИ
Недавно исполнилось 340 лет со дня рождения потомственного портретиста Жана-Марка Натье. Истинный парижанин, он практически не покидал столицу Франции, и только Франц Лефорт сумел уговорить его приехать ненадолго в Голландию. Там он встретился с Петром I и написал его портрет, но от поездки в Россию отказался. Писал он и портрет «бриллиантового» князя канцлера Александра Борисовича Куракина. Обращение к прославленной личности Натье вызвано не датой со дня рождения, а эксклюзивным проектом Международного института культурного наследия: разработкой научной концепции Дворца изящных искусств ASG, в котором залы будут названы в честь российских правителей и крупнейших отечественных коллекционеров, в числе которых Петр I и князь Куракин.
Жан-Марк Натье (1685—1776) родился в семье художников: его отец Марк Натье был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам. Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого премии Парижской Академии, а в дальнейшем стал одним из ее профессоров. Копировал картины Рубенса в Люксембургском дворце и издал в 1710 году сборник гравюр с этих картин.
Младший современник Натье Франческо Казанова, также придворный художник Людовика XV, высказал свои идеи относительно жанра портрета и дал оценку творчеству Натье в своих мемуарах. Он пишет, что хотя портрет и самый распространенный жанр изобразительного искусства, настоящих мастеров этого жанра немного. Существует три вида портретов: похожие, но уродливые, те, что абсолютно передают сходство модели и третьи, где полное сходство незаметно «приправлено» красотой.
Авторы первых заслуживают того, чтобы их побили камнями за дерзость, тогда как в отсутствии таланта и вкуса нет их вины. Пальма первенства принадлежит последнему виду портретов, который, к сожалению, встречается крайне редко. Именно к таким мастерам портрета, по мнению Казановы, принадлежал Натье. Он написал с поразительным сходством портрет женщины, от природы некрасивой, а люди, которые не были с ней знакомы, посчитали ее красавицей.
Самая тщательная проверка не нашла бы в портрете малейшего приукрашивания, но что-то незаметное от художника придало всему настоящую и неописуемую красоту. Красоту обожествляют, но никто не может определить, из чего она состоит. Сам Натье объяснял это магией, во время которой его вкус переходит на кончик кисти и добавляет нюанс, который существует между уродством и красотой.
Подтверждением этому может служить портрет российского императора, абсолютно узнаваемый и в то же время замечательно красивый.
Будучи в Голландии Натье получил заказ от Петра I написать портрет императрицы Екатерины I и батальную сцену «Сражение при Лесной», отобразившую события Северной войны. Сам император этого полотна не увидел, картина была привезена в Россию уже после его смерти.
Натье был одним из самых блестящих портретистов своей эпохи, придавая всем своим моделям излишне женственную мягкость, порой не избегая лести. Особенно это касается мужских фигур, которые отличались утонченностью моделировки лиц, избытком шелков и декоративных элементов. Несмотря на эту парадность, Натье привлекает внимание своей глубокой трактовкой эмоционального состояния модели: не величие придворного или члена королевской семьи, а мягкость, элегантность и разнообразие оттенков меланхолии выражали тогда идеал общества.
Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1728) (Эрмитаж)
Потеряв в 1720 году вследствие неудачной финансовой операции почти все свое состояние, Натье с того времени посвятил себя исключительно портретной живописи и исполнил несчетное количество портретов членов королевской фамилии, представителей, в особенности же представительниц, французской аристократии и выдающихся людей тогдашней эпохи, например, дочери Людовика XV, королевы Марии Лещинской, герцога Ришелье и будущего бриллиантового князя Александра Куракина. Несмотря на изнурительную поденщину портреты кисти Натье отличаются блестящим колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и общим изяществом исполнения.
Во Дворце изящных искусств ASG будут императорский зал Петра I и малая анфилада, названная в честь князей Куракиных, в которых разместятся работы, являющиеся общими для их коллекций и БСИИ ASG. В малой анфиладе князей Куракиных будут представлены портреты французских живописцев – современников и предшественников Натье: Алексиса Симона Белля, Пьера Гобера, Лорана де Ла Гира, Антуана Куапеля, Франсуа де Труа.
Портрет неизвестного в кирасе Франция, около 1710 года Холст, масло. 82×65 см Инв. № 02-3867 |
Женский портрет в образе Венеры Франция, XVIII в. Холст, масло, 134×106 см Инв. № 04-2718 |
Нарцисс и Эхо Франция, XVII в. Холст, масло, 100×90,5 см Инв. № 04-1558 |
Женский портрет в образе Дианы Франция, XVIII в. Холст, масло, овал 39×33 см Инв. № 01-2081 |
Обморок Есфири Франция, начало XVIII века Холст, масло. 38,5×49,5 см Инв. № 04-3701 |
Портрет дамы с золотой диадемой Франция, XVIII в. Холст, масло, 99×80 см Инв. № 01-1843 |
Портрет Франсуазы-Марии де Бурбон в образе Юноны Франция, XVIII в. Холст, масло,146×113 см Инв. № 01-0789 |
Портрет Франсуазы-Марии де Бурбон Франция, XVIII в. Холст, масло, овал 68,5×49 см Инв. № 01-1243 |
Галантная сцена с гитарой
Франция, XVIII век
Холст, масло. 60,5×79,5 см
Инв. № 04-1339
|
|
хранится книга о Натье, вышедшая в Париже в 1910 году |
Светлана БОРОДИНА
Дарья МОЛОТНИКОВА
Источники:
- Nolhac P. de Nattier Peintre de La Cour de Louis XV. – Paris, 1910. – P.183-184.
- http://art.mirtesen.ru/blog/43090442708/Hudozhnik-ZHan-Mark-Nate...#42673239113
- http://gatchina3000.ru/big/070/70712_brockhaus-efron.htm