Обходные кресла-бюро из Большого собрания изящных искусств ASG
В коллекции мебели для сидения периода Историзма Большого собрания изящных искусств ASG находятся три угловые (обходные) кресла-бюро, декорированные объёмной резьбой. Подобные кресла иногда называют «английскими», так как данная разновидность мебели появилась в Англии и пользовалась популярностью у местной знати и среднего класса, начиная с XVIII века.
Франция, середина – вторая половина XIX века
Дерево, объёмная резьба
76×63×63 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2610
Франция, середина – вторая половина XIX века
Орех, объёмная резьба
78×47×47 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1175
Франция, середина – вторая половина XIX века
Дерево, объёмная резьба
78×46×46 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0862
В научных публикациях по мебели кресла подобной конструкции чаще всего называют «угловыми» (англ. «corner chair»). Такое наименование верно, хотя и не совсем точно. В Европе у данного типа кресел есть несколько названий. Связано это с тем, что кресла эти не обязательно должны были стоять в углу. В Англии их часто называют «roundabout», что можно перевести как «обходное кресло» или «кресло-карусель». Формально «обходное кресло» немного отличается от «углового» своей конструкцией, но между ними часто ставят знак равенства. Если «угловое кресло» обычно устанавливалось на трёх ножках (две спереди и одна сзади), то кресло «обходное» часто конструировалось таким образом, что одна ножка из четырёх оказывалась впереди по центру. При этом в литературе и интернетисточниках «обходные кресла» чаще всего называют «угловыми», что не является грубой ошибкой.
|
|
|
|
Угловые кресла были очень популярны. Их можно встретить во многих музеях декоративно-прикладного искусства и в старинных особняках, где они обычно располагались в спальнях, гостиных, столовых или библиотеках. Их также называли креслами для курения, парикмахерскими или письменными, предполагая, что мужчины пользовались ими чаще.
Согласно одной из версий подобная мебель для сидения появилась в XVIII веке. Широкое распространение она получила в эпоху королевы Анны в 1702 – 1714 годах, и позднее – в георгианскую эпоху (1714 – 1830 годы). На креслах такой формы можно было комфортно сидеть, не отстегивая шпагу. Дамы могли свободно разложить в них свои пышные юбки.
Чаще всего угловые кресла располагались в библиотеках. В британских колониях они обзавелись третьим названием – «курительные кресла». Их часто использовали в переговорных и кабинетах: благодаря их конструкции сидящему было удобно одновременно записывать что-либо за столом и общаться с посетителями, стоящими или сидящими сбоку от хозяина кабинета. Позже эти кресла появились и в салонах, за счёт чего можно свободно поворачиваться в разные стороны от одного собеседника к другому, что создавало непринуждённую атмосферу.
Потрет художника Джона Синглтона Копли в обходном кресле
Около 1763 года
Холст, масло. 127,5×102 см
Вустерский музей искусств
Три кресла середины – второй половины XIX века из собрания ASG можно назвать обобщенно «угловыми». Все три относятся к подтипу «обходных». Их же можно именовать и креслами-бюро, поскольку они использовались для работы за бюро, секретерами и письменными столами.
Франция, середина – вторая половина XIX века
Дерево, объёмная резьба
76×63×63 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2610
Спинка обходного кресла БСИИ ASG, инв. № 11-2610 декорирована объемной резьбой с изображениями двух пар грифонов, смотрящих в разные стороны. Грифоны – мифические существа с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Считалось, что они символизируют господство над двумя стихиями: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главных солярных животных указывает на общую благоприятную символику существа – грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. В мифах и легендах разных народов грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни. Он же стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.
БСИИ ASG, инв. № 11-2610
Также свод спинки по центру украшен головкой путто. «Putto» в изобразительном искусстве – художественный образ маленького мальчика, обычно обнаженного, а иногда и крылатого. Первоначально его образ был исключительно мирским, а позднее его стали связывать со священным херувимом. Путти, как полагали, влияли на человеческие жизни. В эпоху Возрождения они были спутниками богини любви Венеры. В искусстве Барокко путто стал олицетворять вездесущность Бога. Он персонифицировал гения, хранителя, а иногда и демона, тип духа-посланника, находящегося на полпути между царствами человеческого и божественного.
БСИИ ASG, инв. № 11-2610
Аналог данного обходного кресла с грифонами из Большого собрания изящных искусств ASG использовался в июльской фотосессии Мэрилин Монро в 1962 году. Автором снимков для статьи Ричарда Меримана в журнале «Life» стал фотограф Аллан Грант. Фотосессия проводилась в только что купленном доме Монро в Брентвуде. Аллан Грант сам выбрал модель кресла, которое поставил возле окна, чтоб было больше света. Фотографу поручили абстрагироваться от образа кинозвезды и раскрыть внутреннее состояние и настроение актрисы. Монро выбрала для фотосессии черный свитер, капри и туфли на шпильках. В ходе съёмки острые каблуки проткнули обивку кресла. Когда Мэрилин села на его спинку, то по ней пошла трещина. На момент проведения фотосъёмки Монро только что лишилась роли в фильме «Что-то должно случиться». Она согласилась на фотосессию, поскольку ей важно было показать, что она не сломлена этим несчастьем.
|
|
|
|
Фотограф Аллан Грант
1962 год
Фотографии взяты из открытых интернет источников
Кресло под инвентарным номером БСИИ ASG, инв. № 11-1175 также является обходным. Его спинка декорирована объемной резьбой с имитацией древесных веток. Дерево символизирует единение неба, земли и воды, а также динамичную жизнь как противопоставление статичности камня. Оно является центром мира и даёт доступ к солнечным силам. Дерево также означает женское начало, питание, убежище, защиту и поддержку.
Стойки кресла выполнены в виде фигур путти, ассоциирующихся с миром, процветанием и радостью. В данном случае они воспринимаются как стражи, которые оберегают саму жизнь (дерево). Таким образом, символика декор данного кресла имеет положительное содержание.
Франция, середина – вторая половина XIX века
Орех, объёмная резьба
78×47×47 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1175
БСИИ ASG, инв. № 11-1175
Спинка третьего обходного кресла из Большого собрания изящных искусств ASG декорирована всё той же объемной резьбой с изображениями гарпий и химер. Гарпия (греч. «похищаю») – полуженщина-полуптица, похитительница душ и детей. Иногда её изображают в динамике. Согласно Гесиоду, гарпии – крылатые дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры. Их имена: Аэлла (Ветер), Аэллопа (Вихрь), Подарга (Быстроногая), Окипета (Быстрая), Келайно (Мрачная). Они аналогичны эриниям и горгонам и налетают как ветер. Гарпии являются виновниками штормов. Они же ответственны за внезапную смерть. Их считают воплощениями порока в его двойном аспекте: вины и наказания. Часто гарпии ассоциируются с вылетом души из тела и с подземным миром. Их изображения широко используются в геральдике.
Франция, середина – вторая половина XIX века
Дерево, объёмная резьба
78×46×46 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0862
БСИИ ASG, инв. № 11-0862
БСИИ ASG, инв. № 11-0862
Согласно Гомеру, химера – это чудовище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Оно питается огнем. Химера была убита Беллерофонтом (прообраз Георгия Победоносца), который правил крылатым пегасом. В искусстве Средневековья химера служила символом сатанинских сил. Её можно встретить на мозаиках, щитах и капителях. Химера в мифологии представляла собой существо, состоящее из трех разных и неспособных совместно уживаться животных. Эта особенность отразилась в символическом значении, которое чудовище чаще всего несёт сегодня. В психологии образ Химеры используется для обозначения «тёмной» части подсознания. Это несбыточные мечты, ложные идеи, вымыслы, фантазии, которые нельзя воплотить в жизнь.
БСИИ ASG, инв. № 11-0862
Все три кресла эпохи Историзма из собрания ASG являются обходными, поскольку их четыре ножки сдвинуты под углом так, что одна из них оказалась впереди по центру. Прообразами для них служат английские угловые кресла XVIII столетия. Они богато украшены объёмной резьбой с различным символическим значением: от благоприятного (путти, древо жизни, грифоны), до негативно окрашенного (гарпии, химеры). Всё это делает данные кресла примечательными образцами коллекции мебели для сидения XIX века.
Дарья Герасимова
Научный руководитель
к.п.н. доцент А.В. Булгакова