Отец и сын Хореманс: пастораль по-фламандски
Осенью 2012 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось парным картинами, которые экспертный кабинет Эрика Тюркина (Cabinet Turquin) атрибутировал мастерской фламандского живописца XVIII века Яна Йозефа Хореманса Старшего (Jan Josef Horemans the Elder, 1682 - 1759). Композиции эти некогда входили в серию, посвящённую циклу времён года и соответствуют осени и зиме. Местонахождение полотен с изображениями весны и лета нами не установлено. По-видимому, они не сохранились, а, возможно, находятся в не известном нам музейном или частном собрании.
Ян Йозеф Хореманс Старший специализировался на жанровой живописи, писал портреты и аллегорические серии. Художник родился в Антверпене. В 1694 - 1695 годах он обучался у скульптора Михиля ван дер Ворта Старшего (Michiel van der Voort the Elder, 1667 - 1737), а позднее у живописца Яна ван Пи (Jan van Pee, 1630 - 1710). В 1706 году Хореманс вступил в гильдию Святого Луки Антверпена. Позднее он женился на дочери своего первого учителя Марии Франциске ван дер Ворт (Maria Francisca van der Voort). Их сын Ян Йозеф Хореманс Младший (Jan Josef Horemans the Younger, 1714 - 1792) также стал художником. Помимо сына, мастер обучал также своего младшего брата Питера Якоба Хореманса (Peter Jacob Horemans, 1700 - 1776).
Все жанровые композиции Хореманса Старшего проникнуты фламандским и подчас простонародным грубым юмором. По духу и манере исполнения эти работы больше напоминают картины художников XVII века. Героями произведений живописца становились крестьяне и горожане Антверпена. Мастера называли летописцем повседневной жизни своего родного города. Персонажи художника отмечают праздники, танцуют, дерутся, распивают алкогольные напитки, посещают врачей, ходят за покупками на рынок, наведываются в мастерские сапожников и к парикмахерам. Действие разворачивается в частных домах, гостиницах, дворах и учебных классах. Хореманс был очень наблюдателен, ему удавалось живо передать темпераменты своих героев. Цветовая палитра художника была достаточно тёмной, в связи с чем он получил прозвище «le brun» (рус. коричневый) и «le sombre» (рус. тёмный, мрачный). В противоположность этому сына мастера называли «le clair» (рус. ясный), за яркий и свежий колорит.
Художник пользовался успехом у публики. Его работы, по большей части подписные, хорошо продавались. Сегодня он представлен довольно большим числом работ в государственных музеях Нидерландов, Германии, Франции, Великобритании, в частных коллекциях и на аукционах. С подробным перечнем картин художника можно ознакомиться на сайте Нидерландского института истории искусств (RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis) [1]. В Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) художник представлен пятью работами: «Танец» (ГЭ-5372), «Жанровая сцена» (ГЭ-9988), «Операция» (1740-е годы, ГЭ-9806), «Завтрак» (около 1712 года, ГЭ-2643), «Жанровая сцена» (ГЭ-9987). В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) хранится «Мастерская художника» (около 1725 – 1730 года, Ж-1941).
При создании собственных произведений Ян Йозеф Хореманс Старший часто искал вдохновение в работах других мастеров. Так, например, свою работу «Кабинет дантиста» он написал под влиянием произведения Теодора Ромбоутса (Theodoor Rombouts, 1597 - 1637) «Зубодёр» из мадридского музея Прадо. Для своей композиции художник значительно переработал картину Ромбоутса. Однако центральных героев (доктора и пациента), а также наблюдающего за ними персонажа, живописец повторил. В нашем собрании хранится работа круга Ромбоутса с одноимённым названием.
25 января 2007 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке продавалась серия «Времена года» под авторством Хореманса Старшего. Серию оценили в 60,0 – 80,0 тыс. $ (осталась не проданной). Цикл сохранился полностью. Все композиции подписные: «J. Horemans» («Осень», «Весна» и «Зима» в левом нижнем углу, «Лето» - в правом нижнем углу). Ранее картины находились в Галерее Ньюхаус в Нью-Йорке. Затем были приобретены мистером и миссис Ф. Говард Уолш (Mr. and Mrs. F. Howard Walsh) из Форт-Уэрт (Техас). Покупатели обладали внушительной коллекцией произведений искусства «Walsh Family Art Trust», откуда картины и поступила на торги Sotheby’s. На сайте аукциона в разделе с каталожным описанием работ упоминается ещё одна серия «Времён года» Хореманса из четырёх работ, проходившая на декабрьских торгах Christie's в Лондоне в 1986 году (лот 69). На картине «Аллегория Весны» из данного цикла изображено такое же «Майское дерево», что и в одноимённой композиции с аукциона Sotheby’s.
Картина «Кабинет дантиста» Яна Йозефа Хореманса Старшего была написана по работе его соотечественника Теодора Ромбоутса. В случае с серией времён года художник вдохновился произведениями француза Никола Ланкре (Nicolas Lancret, 1690 - 1743). Художник написал её в последние годы жизни (1742 - 1743 годы) и она была третьим по счёту циклом «Времён года» в творчестве мастера. В Бирменгемском художественном музее (Алабама) хранится две работы из данного цикла - «Зима» и «Весна». Ранее картины находились в коллекции банкира Альфреда де Ротшильда (Alfred de Rothschild, 1842 - 1918). Судьба аллегорий «Лета» и «Осени» Ланкре неизвестна. В каталоге-резоне живописца, составленным Жоржем Вильденштейном (Georges Wildenstein, 1892 - 1963) в 1924 году, картины эти упоминаются без каких-либо данных об их владельцах или местонахождении [2].
Никола Ланкре - типичный представитель эпохи Рококо. Он прославился благодаря многочисленным изображениям персонажей итальянской Комедии дель арте, сельских прогулок и увеселений, пасторалей, маскарадов. Художник обучался у Пьера Дюлена (Pierre Dulin, 1669 – 1748), с 1712 года у Клода Жилло (Claude Gillot, 1673 – 1722) и Антуана Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684 – 1721). В 1719 году стал членом Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1735 году – её советником. Работал по заказам герцога д’Антена (duc d'Antin), самого богатого человека при дворе Людовика XIV – Антуана Кроза, тюрингского правителя Фридриха II, для королевских дворцов Фонтенбло, Ла Мюетт и Версаля. В нашем собрании находится «Сцена из новеллы Жана де Лафонтена «Наказанный гасконец» круга Никола Ланкре.
С большинства картин Ланкре были сняты гравюры, по мотивам которых в дальнейшем художники писали собственные произведения, копируя первоисточник или же внося в него авторские интерпретации. Произведение круга Ланкре из собрания ASG было исполнено по гравюре Николя де IV Лармессена (Nicolas IV de Larmessin, 1684 - 1755). На сайте Британского музея (Лондон) и Рейксмюсеума (Амстердам) автором гравюр к серии «Времена года» Ланкре указан отец данного гравёра - Николя де III Лармессен (Nicolas III de Larmessin, 1645 - 1725) [3]. Однако Ланкре написал серию в 1742 - 1743 годах, когда Лармессена III уже не было в живых. Автором серии гравюр «Времена года» является всё тот же Лармессен IV, изготовивший её для Парижского салона 1745 года.
Лармессен IV обучался у отца. Он снял гравюры с нескольких серий Ланкре, в их числе «Времена года», «Четыре возраста жизни», «Четыре времени суток». Он часто изготавливал гравюры по литературным произведениям, чаще всего обращаясь к работам де Лафонтена. Особенно хорошо гравёру удавались портретные изображения своих современников.
Помимо ошибки с авторством гравюр, сегодня существует ещё одно распространённое заблуждение по поводу названия и, соответственно, сюжетной интерпретации картин из серий Ланкре и Хореманса. Времена года обозначены верно на каждой гравюре Лармессена IV в нижней части по центру. На сайте Нидерландского института истории искусств перепутаны названия картин Хореманса с аллегориями «Лета» и «Осени». В изобразительном искусстве Античности, а затем и Ренессанса, живописные, фресковые и мозаичные циклы времён года всегда ассоциировались с сезонно-полевыми работами. Осень олицетворял сбор винограда, а лето - жатва. Соответственно, те картины Ланкре и Хореманса, на которых изображены фривольные сцены на фоне виноградников являются «Аллегориями Осени», а три персонажа со снопами пшеницы и цыплятами - «Аллегориями Лета». Иное истолкование данных аллегорий неверно, хотя оно встречается не только на сайте Нидерландского института истории искусств, но и в некоторых интернет источниках и на аукционных торгах, где проходят картины художников из окружения и последователей Ланкре и Хореманса [4].
На том же сайте института истории искусств Гааги автором серии «Времена года», проходившей на аукционе Sotheby’s, указан Ян Йозеф Хореманс Младший [5]. Прежняя атрибуция с авторством его отца была отклонена наиболее авторитетным на сегодняшний день специалистом в области голландской и фламандской живописи Фредом Мейером (Fred G. Meijer). В марте 2007 года серия экспонировалась на выставке TEFAF в Маастрихте ещё под авторством Хореманса Старшего. Художник писал серию по гравюрам Лармессена IV 1745 года. Двадцативосьмилетний Хореманс Младший был в это время уже вполне зрелым мастером, со сформировавшейся манерой и определённым кругом жанров и сюжетов. Он вступил в Гильдию Святого Луки Антверпена 10 февраля 1767 года, а затем дважды избирался её деканом - в 1768 и 1775 годах. Кроме этого он был членом Антверпенской Академии. В 1788 году он стал одним из основателей творческого объединения художников «Genootschap ter aanmoediging der Schoone Kunsten» (рус. «Общество поощрения изящных искусств»), в которое входили Хендрик Франс де Корт (Hendrik Frans de Cort, 1742 - 1810), Питер Фаэс (Pieter Faes, 1750 - 1814), Мартен Ваефелертс (Marten Waefelaerts, 1748 - 1799), Маттеус Игнатиус ван Бри (Mattheus Ignatius van Bree, 1773 - 1839) и др. 10 октября 1791 года Хореманс вышел из этого общества.
Хореманс Младший подписывал свои произведения так же, как и его отец. Он тоже специализировался на жанровых сценах в интерьере, которым присуща анекдотичность ситуаций и морализаторство. Но вот живописная манера сына отличалась. Художник резко очерчивал абрисы фигур, использовал более яркую и насыщенную цветовую палитру. Хореманс Старший тяготел к художникам Нидерландов XVII столетия. А вот его сын увлекался и куртуазным французским искусством XVIII века. В частности он повторил композицию Антуана Ватто с изображением пары на фоне пейзажа. Полотно это проходило в Вене на аукционе Dorotheum в 2010 году. По-видимому сочный и интенсивный колорит, характерный для Хореманса Младшего, а также неоднократное обращение этого художника к произведениям французских живописцев стали решающими факторами для Фреда Мейера при переатрибуции серии.
Учитывая значимость и авторитет Фреда Мейера в области атрибуции картин мастеров Голландии и Фландрии, мы также изменим авторство работ из нашего собрания, отнеся их мастерской Яна Йозефа Хореманса Младшего, а не его отца. Хореманс Младший имел немалое число учеников, среди которых выделялся Йохан Херман Фабер (Johan Herman Faber, 1734 - 1800), специализировавшийся на портретном жанре. «Аллегория Осени» мастерской Хореманса достаточно точно воспроизводит работу самого автора в плане трактовки основных персонажей. Осень олицетворяют сборщики винограда. В центре композиции кавалер добивается расположения дамы. На земле, рядом с ними, - полная корзина винограда. За влюблёнными с любопытством наблюдает нагнувшаяся к корзине молодая женщина в правой части. Пять персонажей (двое мужчин и три женщины) представлены слева чуть в отдалении за деревьями. Они собирают спелые грозди и флиртуют друг с другом. Художник из мастерской Хореманса изменил характер рисунка листвы на деревьях слева, а также отказался от изображения постройки в правой части.
Зиму символизирует катание на льду с изображением молодого мужчины на коньках и его спутницы, которой помогает переобуться другой персонаж в левой части композиции. На заднем плане картины из нашего собрания - деревья с голыми ветками. У Хореманса Младшего мы видим дома, а также сборщиков хвороста справа. Он вводит в композицию изображение ещё одного мужского персонажа со спины и собаку. Данных деталей, так же, как и постройки в правой части на картине «Аллегория Осени», нет ни у Ланкре, ни на гравюрах Лармессена IV, а значит это авторские находки Хореманса. Таким образом картины мастерской Хореманса иконографически ближе гравюрам.
Фламандские художники, как и голландцы, славились включением в свои композиции множества бытовых деталей и различных примет времени. Живописцы всегда с большим интересом и любовью изображали народные традиционные праздники и гуляния. Под впечатлением от произведений Давида Тенирса (David Teniers, 1610 - 1690) в «Аллегории Весны» Хореманс изобразил сцену праздника вокруг Майского дерева, хотя у Ланкре её нет. Изображение танцующих и распивающих алкоголь крестьян превратило выдержанную чисто во французском духе галантную сцену в кермессу.
Работу «Аллегория Лета» Хореманс Младший также разнообразил в сравнении с гравюрой Лармессена IV. Слева на переднем плане - крестьянка и двое косцов, один из которых помогает девушке поймать цыплят. На гравюре справа на переднем плане мастер изобразил кувшин и корзину со снедью. У Хореманса в этом месте представлен куст репейника. Однако художник этим не ограничивается, он разрабатывает правую часть композиции. Здесь крестьяне перевязывают снопы сена. Позади них - две постройки с простыми двускатными крышами, а также дом с фламандским ступенчатым фронтоном. В небе художник написал птиц.
Серия «Времена года» Никола Ланкре дала богатый образный материал, послужив источником вдохновения, для живописцев XVIII столетия, причём не только во Франции. Ян Йозеф Хореманс Младший адаптировал данный цикл в соответствии с традициями фламандского искусства. Он создал панораму сельской жизни, показав не только сезонные развлечения, но и тяжёлый крестьянский труд. Хореманс писал цикл, опираясь на гравюры Лармессена IV. С гравюр работали и ученики мастера, отсюда близость их работ из нашего собрания как живописи учителя, так и иконографии гравюр.
Cсылки:
- Horemans, Jan Josef (I) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rkd.nl/en/explore/images#query=horemans&filters%5Bkunstenaar_status%5D%5B%5D=Horemans%2C+Jan+Josef+(I)+(huidig)&filters%5Bkunstenaar_status%5D%5B%5D=Horemans%2C+Jan+Josef+(I)+(huidig)&start=0 – Дата доступа: 28.08.2023.
- Nicolas Lancret Catalogue [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://view.publitas.com/wildenstein-plattner-institute-ol46yv9z6qv6/c-r_nicolas_lancret_wildenstein_institute/page/82-83 – Дата доступа: 28.08.2023.
- L'Automne [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britishmuseum.org/collection/object/P_1889-0318-38 – Дата доступа: 30.08.2023.
- Fall Jan Josef Horemans I [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fall-Jan_Josef_Horemans_I.jpg – Дата доступа: 30.08.2023.
- Jan Josef Horemans (II) free after Nicolas Lancret [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rkd.nl/en/explore/images/195726 – Дата доступа: 31.08.2023.
Алина Булгакова