decor
Следите за нашими новостями

Панетьер из Провансаля

25.02.2025

Хлебница конца XVIII – начала XIX века пополнила Большое собрание изящных искусств ASG в июне 2011 года. В данный момент отреставрированный предмет находится в экспозиции Музея частных коллекций ASG

Данная хлебница из древесины фруктовых деревьев относится к эпохе Директории (конец XVIII – начало XIX вв). Мебель в эпоху Директории отличалась скромностью оформления, строгой симметрией и цветовым однообразием, однако это не мешало краснодеревщикам создавать резные шедевры [1].

Предмет БСИИ ASG имеет достаточно большой размер. При высоте 80 см и ширине 81 см хлебница имеет декоративные элементы в виде 18 опорных балясин по периметру, резное обрамления акантовыми листьями и маленькие изогнутые ножки с завитками на углах. Посередине фасада находится дверца с изображением колосьев пшеницы – символа материального изобилия, плодородия и благополучия.


Панетьер (хлебница)
Франция (Прованс), кон. XVIII – нач. XIX вв.
Фруктовые породы дерева, резьба, точение, металл, ковка
80×81×39 см
БСИИ ASG, Инв. № 13-3081

На французском языке предмет называется Панетьер (фр. panetière – дословно “пекарь”), это хлебница, представляющая собой небольшой своеобразный шкафчик с клересторием (в архитектуре стена с окнами над кровлей частей здания, служит для вентиляции, ее аналогом являются слуховые окна). В традиции того времени мебель постоянно перекликается с архитектурой, поэтому термин клересторий является актуальным и для данной хлебницы.

Панетьер эпохи Людовика XV [2]

История предмета

Важную роль играло общее культурное значение хлеба во Франции. После жестокого голода и неравенства, вызванных Великой французской революцией, в 1793 году издается закон о максимуме цен, согласно которому было несколько основных постановлений:

  • все владельцы хлеба должны заявить об имеющихся запасах хлеба

  • хлеб можно продавать только на общественных рынках

  • в каждом департаменте устанавливается максимум, выведенный из средней рыночной ценности

  • за нарушение закона и порчу хлеба назначается конфискация запасов и смерть

Таким образом, отголосок жестокого голода отражался на всех жителях Республики, вне зависимости от их статуса.



Аукционный дом RICHARD [3]


Французский дизайнерский онлайн-магазин “1stDibs” [4]

На протяжении еще долгого времени хлеб является главным продуктом питания, его готовят всей семьей дома или в общей печи, но делают это не чаще раза в неделю. Отсюда становится понятна архитектура предмета – для долгой сохранности продукта нужны лучшие условия. Помимо расположения предмета в интерьере, правильное хранение достигается открытыми панелями с балясинами, которые мы уже упоминали, они обеспечивают циркуляцию воздуха для предотвращения появления плесени.





Панетьер с продажи Antiquités Lecomte [5], вид сзади (показан тип крепления)

Первоначально французские хлебницы представляли собой простые ажурные деревянные ящики с хлебом, которые ставили прямо на стол, низкий буфет или на тестомесильную машину. Только ближе к ХIХ веку, когда Прованс стал лидером по изготовлению панетьеров, они стали более сложными и изящными – появились точеные деревянные веретена, которые заменили грубые бруски деревянных панелей. На некоторых панетьерах фасад стали оборудовать дверкой с замком, доступ к которой чаще всего был у хозяйки дома. Изменился не только вид, но и расположение панетьера – его стали крепить к стене, что спасало от “несанкционированного доступа” - грызунов и детей.





Фотографии панетьера, расположенного над тестомесильной машиной [6]

Провансальские панетьеры оказали влияние на другие французские территории, такие как Лангедок и Дофин, но они делали дизайн хлебниц более скромным, в то время как провансальское производство отличалось следующими характерными чертами: богатые формы (от плоских до куполообразных), разнообразие украшений (скульптуры колосьев пшеницы, птиц, фруктов, растительных элементов, листьев, цветов и даже семейные гербы), небольшие резные колонны в форме плюмажа, некоторые из которых заканчиваются фрагментом в форме желудя или оливы. Эти фрагменты обычно называются «candellie». Отдельное название имел и сам зал, панетерия, где в старых сеньориальных резиденциях, обычно на первом этаже, раздавали хлеб слугам, вассалам и обездоленным.

Именно в ХIХ веке панетьер достиг своего расцвета и превратился в произведение прикладного искусства. Его продолжали размещать на стене, но уже в качестве светильника, однако даже в таком случае предмет оставит за собой традицию резных ножек. Помимо светильника у предмета могла быть приближенная к изначальной функция шкафчика для хранения предметов. Подтверждением тому служит картина Жана-Жоржа Вибера “Пасьянс”, предложенная аукционом Sotheby’s 9 мая 2014 г. в Нью-Йорке, и на акварели из серии французских интерьеров "Intérieurs de Style" Жоржа Ремона. В панетьерах на изображениях находится посуда.


Жан-Жорж Вибер “Третий пасьянс”,
Дерево, масло. 93×73 см, 9 мая 2014 г.,
Нью-Йорк, аукцион Sotheby’s




Жорж Ремон, Серия французских интерьеров "Intérieurs de Style", акварель,
Париж, Центральная библиотека изящных искусств [7]

Подобные хлебницы использовались во Франции вплоть до Первой мировой войны, впрочем, и сейчас в воссозданных и даже современных интерьерах можно встретиться отреставрированный панетьер, который уже имеет декоративную функцию.

Аналоги предмета в музеях

В Музее Арля (Museon Arlaten – музей, посвященный этнографии Прованса) два панетьера, идентичных хлебнице из Большого собрания изящных искусств ASG, можно найти в экспозиции.




Панетьеры музея Арля

Экспозиции музея Арля [8]

Аналог также можно найти во дворце Рур (фр. Palais du Roure) в Авиньоне (Воклюз, Прованс, Франция):




Интерьер дворца Рур [9]

И в интерьере кухонной комнаты в шато д,Эспейра (муниципалитет Сен-Жиль)


Панетьер в интерьере шато д,Эспейра [10]

Панетьер в воссозданных и современных интерьерах






Современное прочтение.

В ходе исследования нами была обнаружена статья о выставке современного искусства, прошедшей во французской галерее-мастерской Филиппа Валентина [11]. Экспозиция выставки Матали Грассе “Мы забыли хлеб по дороге” делится на три пространства, первое из которых предлагает “возврат к структурам, которые имели важное значение в жизни”. К ним относится как раз провансальская хлебница.





Елизавета Копосова
Искусствовед МИКН

Список использованных источников:

  1. Энциклопедический словарь Bénézit
  2. Le Dictionnaire Pratique de Menuiserie, Par J. Justin Storck, édition de 1900
  3. https://www.richardmdv.com/lot/27146/5948321-panetiere
  4. https://www.1stdibs.com/furniture/storage-case-pieces/dressers/provencal-bread-box
  5. https://www.antiquites-lecomte.com/boutique
  6. https://eyefordesignlfd.blogspot.com/2019/10/decorating-with-french-panetiere.html
  7. https://bibliotheque.madparis.fr/opac/catalog/bibrecord
  8. https://www.museonarlaten.fr/en
  9. ttps://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Roure_palace
  10. https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Saint-Gilles_Espeyran_castle
  11. https://www.galeriechezvalentin.com/expositions/nous-avons-oublie-le-pain-en-chemin

Поделиться: