Пенсион от любвеобильного монарха
В 2007 году Международным институтом антиквариата был приобретен женский портрет без атрибутационных сведений и экспертного заключения. На основании выявленных аналогов и близости композиции портрету Мэри Робинсон знаменитого английского живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788) было установлено имя модели, хронология создания картины, а также принадлежность её английской школе.
Томас Гейнсборо, последователь
Портрет Мэри Робинсон
Англия, конец XVIII – начало XIX вв.
Дерево, масло. 57×44,5 см
БСИИ ASG, инв. №01-1239
Мэри Робинсон (1757-1800) – знаменитая английская актриса, поэтесса и драматург, которую поклонники назвали «английской Сапфо». В 1779 году за роль в шекспировской пьесе «Зимняя сказка» она получила прозвище «Пердита», по имени героини которую сыграла. Была любовницей принца Уэльского, будущего короля Великобритании Георга IV.
Роман 17-летнего принца и актрисы начался зимой 1779 года, после того как он увидел ее на сцене в роли Пердиты. Будущий король написал ей множество любовных писем, в которых обещал богатства, если она оставит мужа и театр. Миссис Робинсон приняла его предложение, однако к концу 1780 года принц увлекся Элизабет Армистед. Сердитая и обремененная долгами актриса восемь месяцев пыталась убедить принца выполнить его обещания, угрожая опубликовать любовные письма Георга в газетах. Монаршья семья не могла игнорировать такой скандал. Летом 1781 года принц договорился со своей бывшей возлюбленной, согласившись выплатить ей 5000 фунтов стерлингов и осуществлять постоянные выплаты, если она вернет письма.
Томас Гейнсборо
Портрет Мэри Робинсон, 1781 год
Поместье Уоддесдон, Бакингемшир
Тем же летом 1781 года Гейнсборо исполнил первый портрет Мэри Робинсон. Этот погрудный портрет на темном фоне ныне хранится в поместье Уоддесдон (Бакингемшир). Вероятно, он был написан как подготовительный вариант к большому портрету, созданному чуть позже. На нём актриса изображена на природе с собакой.
Томас Гейнсборо
Портрет Мэри Робинсон,1781 год
Холст, масло. 234×153 см
Собрание Уоллеса, Лондон
Оба портрета принадлежали Мэри Робинсон. Вероятно, они были заказаны ею в качестве упрека принцу Уэльскому за то, что он отказался от нее. На потрете из собрания Уоллеса она держит миниатюру с изображением юного Георга. В обоих случаях глаза портретируемой томно прикрыты, что, по мнению самой Робинсон, должно было прибавить ей привлекательности и подчеркнуть ее особое положение как бывшей фаворитки принца.
Кроме этого, портрету из собрания Уоллеса предшествовал эскиз (76×63,5 см), который сейчас находится в Британской королевской коллекции (Лондон).
Томас Гейнсборо
Портрет Мэри Робинсон (эскиз)
1781 г., 76×63,5 см
Британская королевская коллекция, Лондон
Композиция работы последователя Гейнсборо из Большого собрания изящных искусств ASG упрощена и отличается в деталях от картины из собрания Уоллеса: изменен цвет банта на голове модели, отсутствует темная завязка под подбородком, отличается цвет платья, хотя его детали и рисунок бантов на груди повторены достаточно точно, упрощен пейзаж на заднем плане. Не видим мы здесь и того самого взгляда с поволокой, ставшего характерной чертой всех трёх изображений Робинсон из английских музеев. При этом весьма точно воспроизведено положение корпуса модели, наклон головы вправо, вытянутый овал лица, ямка на подбородке, плотно сжатые губы и два напудренных завитка в прическе слева. Возможно, картина собрания ASG была обрезана, в результате чего портрет из ростового превратился в поясной, а изображение пейзажа в левой части оказалось утраченным. Данная версия будет уточнена в процессе реставрационных работ.
Гейнсборо планировал выставить портрет Мэри Робинсон из собрания Уоллеса в Королевской академии в 1782 году вместе с портретами ее бывшего любовника принца Уэльского и еще одного ее поклонника полковника Тарлтона. Однако портрет не был представлен на выставке, а газета «Public Advertiser» назвала его провальным. Данное заявление прессы нельзя назвать объективным и справедливым. Сегодня портрет Мэри Робинсон признан одним из лучших в творчестве Гейнсборо, а заявление о его провальности, скорее, можно расценивать как стремление королевской семьи замять скандал с любовной перепиской принца, и не допустить экспонирование портрета актрисы рядом с изображением наследника престола.
Алина БУЛГАКОВА
Источники:
collection.waddesdon.org.uk
en.wikipedia.org
commons.wikimedia.org