decor
Следите за нашими новостями

Перевоплощая зримый идеал: атрибуция картины последователя Перино дель Ваги

25.03.2023

3 декабря 2021 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось произведением итальянской школы XVI века. В центре изображена сидящая Дева Мария в красном платье и зеленом плаще. Она придерживает стоящего рядом с ней Младенца Христа. Иисус протягивает левую руку к Иоанну Крестителю в розовом плаще. На левой руке святого мы видим птичку, в правой он держит длинный тростниковый крест. Дева Мария склонила голову и смотрит на Иоанна. Справа в верхней части представлен пейзаж с облачным небом.

Работа из собрания ASG исполнена в традициях искусства Маньеризма. Сюжет и композиция произведения переняты с картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483 – 1520) «Мадонна со щеглом».


Вага, Перино дель, последователь
Дева Мария с Младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем (Мадонна с птичкой)
Северная Италия, около 1600 года
Холст, дублированный на деревянную основу, масло. 159×109 см
БСИИ ASG, инв. № 01-5032

Выдающийся живописец «римского классицизма» начала XVI века Рафаэль за свою столь недолгую жизнь написал не один десяток картин, посвященных религиозной теме. «Деву Марию с Младенцем Христом» или «Святое семейство» можно назвать одними из наиболее часто встречающихся тем на картинах итальянского мастера.

Рафаэль Санти обучался в мастерской Петро Перуджино (Умбрия). Эту часть жизни Рафаэля принято называть умбрийским периодом, в который он создал шесть картин, посвященных теме «Святого семейства». «В высшей степени примечательно, что Рафаэль, изучив манеру Перуджино, подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро» [1].

В 1504 году Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где познакомился с Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) и другими флорентийскими художниками. Работа с гениальными рисовальщиками, детальное изучение их прижизненно признанных работ и обучение технике сфумато изменили манеру живописца. В «колыбели эпохи Возрождения» юный художник постепенно отходит от влияния Пьетро Перуджино. Позднее он создает почти два десятка произведений, именуемых как «Флорентийские Мадонны». Начиная с «Мадонны Террануова» и «Малой Мадонны Каупера», Рафаэль уделяет все больше внимания пейзажному фону, прорисовывая множество деталей. В 1506 – 1507 годах он создает три произведения, которые по прошествии веков стали классическими изображениями Девы Марии с Младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем: «Мадонна в зелени» и «Мадонна со щеглом» 1506 года, «Прекрасная садовница» 1507 года. Данные произведения стали известны благодаря многочисленным гравюрам и репродукциям, многие начинающие художники, а также именитые авторы брали за основу именно эти работы.




Санти, Рафаэль
Мадонна в зелени
1506 год
Доска, масло. 113 × 88 см
Музей истории искусств, Вена



Санти, Рафаэль
Мадонна с щеглом
1505 – 1506 годы
Дерево, масло. 107×77 см
Галерея Уффици, Флоренция



Санти, Рафаэль
Прекрасная садовница
Около 1507 год
Доска, масло. 122 × 80 см
Лувр, Париж

Вот что пишет о картине Рафаэля «Мадонна с щеглом» Джорджо Вазари (1511 – 1574): «Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом – и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно» [1].

После того как художник в полной мере раскрыл свой потенциал во Флоренции, ему предложили работу в Риме. Работа в столице повлияла на манеру письма Рафаэля не меньше, чем обучение у Перуджино и флорентийский период творчества. Этот факт в своих трудах отмечали австрийский историк искусства Макс Дворжак (1874 – 1912) и советский и российский искусствовед Виктор Николаевич Гращенков (1925 – 2005). «Макс Дворжак, связав возникновение «римского стиля» с созданием Рафаэлем «идеальных типов», подчёркивая, что в основу классицистического стиля Рафаэля «была положена „maniera grande“, то есть «большая манера» [2]. «Основными чертами этого уникального стиля Дворжак назвал «гармонический идеал» и «замкнутый в себе самом художественный релятивизм» [3]. В.Н. Гращенков пишет, что «место Рафаэля-классика заступил Рафаэль-классицист», отмечая изменения стиля живописца именно в римский период его жизни [4].

Написанной Рафаэлем в Риме «Мадонне с вуалью» близка работа флорентийского художника из Большого собрания изящных искусств ASG – Девы Марии имеют схожее выражение лиц. Джорджо Вазари пишет о «Мадонне с вуалью»: «Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо, равно как и другая прекраснейшая картина, написанная им в то же время и изображающая Богоматерь с новорожденным младенцем Иисусом Христом, на которого она накидывает покрывало и который исполнен такой красоты, что, судя по выражению лица и всего тела, это воистину Сын Божий. Но не менее прекрасны голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость» [1].


Санти, Рафаэль
Мадонна с вуалью
Около 1508 года
Доска, масло. 120 × 90 см
Музей Конде, Шантийи

После алтарных произведений и всем известной «Сикстинской мадонны» Рафаэль Санти работал вместе с учениками в своей мастерской. Для поздних работ мастер все чаще выбирает темный фон, усложняет общую композицию, позы персонажей и их жесты. Под влиянием Маньеризма меняются пропорции фигур – они удлиняются. Три картины итальянского мастера «Мадонна с розой», «Святое семейство под дубом (Мадонна под дубом)» и «Святое семейство или Ла перла», над которыми Рафаэль и его подмастерье работали, начиная с 1518 года, оказали большое влияние на последующее поколение маньеристов. Это касается и картин умбрийского и флорентийского периодов жизни живописца.




Санти, Рафаэль
Мадонна с розой
Около 1518 года
Дерево, масло. 84×103 см
Национальный музей Прадо, Мадрид



Санти, Рафаэль, круг
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем
Около 1518 года
Холст, дублированный на деревянную основу, масло. 93×74,5 см
Частная коллекция



Санти, Рафаэль
Святое семейство или Ла перла
Около 1518 года
Дерево, масло. 116 × 147 см
Национальный музей Прадо, Мадрид



Романо, Джулио и Санти, Рафаэль
Святое семейство под дубом (Мадонна под дубом)
Около 1518 года
Дерево, масло 110 × 144см
Национальный музей Прадо, Мадрид

Такие художники флорентийской школы, как Ридольфо дель Гирландайо (1483 - 1561), Джованни Антонио Сольяни (1492 – 1544), Микеле Тозини (1503 – 1577), а также Франческа Морандини (1544 - 1597) и Николо Бетти (1550 – 1617) опирались на практический опыт Рафаэля Санти и его лучшие произведения. Изображения Мадонн пользовались широким спросом, а также оставались излюбленной темой для итальянских мастеров. Художники перерабатывали композиционные решения, созданные Рафаэлем, меняли позы персонажей, детали, пейзаж и стилистику исполнения, ведь начиная с 1520-х годов ренессансная гармония во всем перестала быть актуальной. В умах творцов и ценителей искусства того поколения произошёл определенный кризис идеалов итальянского Возрождения, который повлиял на интерес и стремление живописцев к переосмыслению классических идеалов, их формообразованию.




Гирландайо, Ридольфо дель
Святое семейство с Иоанном Крестителем
XVI век
Дерево, масло. 65 × 78 см
Художественный музей Уолтерса, Балтимор



Тозини, Микеле, мастерская
Святое семейство с Иоанном Крестителем
XVI век
Дерево, масло. 54 × 39 см
Частная коллекция



Тозини, Микеле, мастерская
Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем
XVI век
Дерево, масло. 69 × 55 см
Частная коллекция



Сольяни, Джованни Антонио
Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем
Первая половина XVI века
Дерево, масло. 85 x 68 см
Частная коллекция


Бетти, Николло
Мадонна с Младенцем и
святым Иоанном Крестителем
Вторая половина XVI – первая четверть XVII веков
Доска, масло. 47 х 30,5 см
Частная коллекция


Франческо Морандини
Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем
Вторая половина XVI – первая четверть XVII веков
Доска, масло. 117 х 93 см
Частная коллекция

Среди Маньеристов особенно выделялся Доменико Пулиго (1492 – 1527) – итальянский живописец, работавший во Флоренции. В юном возрасте он попал в мастерскую Ридольфо Гирландайо. После смерти учителя Пулиго, которому в то время было двадцать лет, решил работать в мастерской художника Антонио дель Серайуло. Позднее Пулиго встретил Андреа дель Сарто и стал его близким другом, учеником и помощником. На этом этапе жизни он работал под его руководством и создал несколько живописных работ во Флоренции. Доменико Пулиго не раз перерабатывал композиции мастеров Раннего и Высокого Возрождения, в том числе Рафаэля, о чем свидетельствует Вазари: «Еще одна Мадонна с младенцем и двумя ангелами из коллекции Сондерса (1986), как говорят, олицетворяет пик ранней карьеры Пулиго. Эта картина основана на его собственной Мадонне с младенцем и Иоанном Крестителем и основана на картине Рафаэля Мадонна дель Грандука» [1].

Произведение Пулиго «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем» по композиции близко к картине на ту же тему из Большого собрания изящных искусств ASG. Кроме похожего композиционного решения можно увидеть несколько общих деталей: тяжеловесность фигуры Девы Марии, ее положение рук и выражение лица; близкие черты лиц Иисуса и Иоанна Крестителя, позы святых.




Пулиго, Доменико
Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем
Первая четверть XVI века
Дерево, масло. 97 х 72 см
Частная коллекция



Перино дель Вага, последователь
Дева Мария с Младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем (Мадонна с птичкой)
Северная Италия, около 1600 года
Холст, дублированный на деревянную основу, масло. 159×109 см
БСИИ ASG, инв. № 01-5032

«Мадонна с птичкой» из Большого собрания изящных искусств ASG еще более близка живописи Перино дель Ваги (1501 – 1547). Он был учеником Ридольфо дель Гирландайо во Флоренции, а после сотрудничал с Рафаэлем в Риме, что подтверждает Вазари: «Работа в Ватикане позволила Санти стать учителем учителей. Этот заказ стал отправной точкой в карьере множества молодых художников, которым улыбнулась удача попасть в резко расширившуюся мастерскую. Среди них в команде да Удине отказался Перино дель Вага. Ученик Ридольфо Гирландайо и некоего Ваги, он затем добился того, что Рафаэль и Джованни поручали ему самые ответственные задания» [1].

«По этой причине он стал известным не только среди людей той же профессии, но также и среди многих синьоров и прелатов, в особенности благодаря тому, что ученики Рафаэля из Урбино, Джулио Романо и Джованфранческо по прозванию Фатторе, всячески расхваливали его своему учителю и добились того, что он пожелал с ним познакомиться и увидеть его рисунки. А так как они Рафаэлю понравились и так как ему понравились не только его приемы, но и вся его манера, весь его дух и образ жизни, он решил, что среди того, кого он только ни знавал, Перино должен будет достигнуть наибольшего совершенства в этом искусстве» [1].

«Осуществлять свое намерение он начал с рисования в капелле папы Юлия, потолок которой был расписан Микеланджело Буонарроти, следуя при этом приемам и манере Рафаэля из Урбино. Далее продолжал он в том же духе, срисовывая античные мраморы, а также гротески в подземных гротах, бывшие в то время новинкой. Так он научился способам лепной работы и в то же время, перебиваясь нищенски с хлеба на воду, терпел всякого рода лишения, чтобы добиться в своем деле совершенства» [1].

В рафаэлевском кругу Перино выделялся смелостью воображения, причудливой манерой исполнения, которая контрастировала со статичными образами и классическим стилем мастеров Высокого Возрождения. Как и Джулио Романо, художник не старался сохранить гармонию и баланс, завещанные Рафаэлем, он окончательно преодолел натурализм XV века. Все это мы видим, в том числе, и в его работах на тему «Святого семейства». К этому сюжету он обращался несколько раз. До нас дошел подготовительный рисунок с изображением Девы Марии с Младенцем Иисусом, на котором отчетливы видны проекты будущих живописных полотен. Художник характерно изображал массивную фигуру Девы Марии и, как и все маньеристы, уделял особое внимание прихотливому положению рук святых.


Перино дель Вага
Святое семейство
Около 1540 года
Дерево, масло. Ø 84 см
Коллекция Лихтенштейнов, Вена




Перино дель Вага
Святое семейство с Иоанном Крестителем
1524 – 1526 годы
Дерево, масло. 65 x 88 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк



Перино дель Вага
Святое семейство
Палаццо Россо, Генуя



Перино дель Вага
Рисунок с изображением Девы Марии с Младенцем Иисусом
XVI век
Бумага, 22 × 32 см
Британский музей, Лондон
Инв. №2005 0927,44



Перино дель Вага, последователь
Дева Мария с Младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем (Мадонна с птичкой)
Северная Италия, около 1600 года
Холст, дублированный на деревянную основу, масло. 159×109 см
БСИИ ASG Инв. № 01-5032

Центральный эскиз на рисунке Перино дель Ваги и картина из собрания ASG имеют общие черты: монументальность фигуры Мадонны, положение ее головы, рук и особенно торса с идентичными складками на груди. Аналогичным образом Дева Мария перебросила плащ через грудь.




Перино дель Вага, последователь
Рисунок с изображением младенца
XVI век
Бумага, 10 × 18 см
Британский музей, Лондон
Инв. №1946,0713,1273



Фрагмент картины «Дева Мария с Младенцем Иисусом
и Иоанном Крестителем (Мадонна с птичкой)» последователя
Перино дель Ваги с изображением младенца Иисуса
БСИИ ASG, инв. № 01-5032

Также в Британском музее в Лондоне хранится рисунок с изображением младенца, который по мнению экспертов является работой последователя Перино дель Ваги. Положение фигуры ребёнка зеркально повторяет положение Иисуса Христа на картине из собрания ASG.




Перино дель Вага
Святое семейство
Палаццо Россо, Генуя



Перино дель Вага, последователь
Дева Мария с Младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем (Мадонна с птичкой)
Северная Италия, около 1600 года
Холст, дублированный на деревянную основу, масло. 159×109 см
БСИИ ASG, инв. № 01-5032

Помимо этого, в Палаццо Россо в Генуе хранится картина дель Ваги «Святое семейство». В данной композиции Иоанн Креститель написан в той же позе, что и на картине из собрания ASG. Близки положения голов, рук, торсов святого. В обоих случаях Креститель держит птичку на левой руке. На картинах из Палаццо Россо и собрания ASG Мадонна изображена сидящей, склонив голову к Иоанну Крестителю. Последователь мастера повторил характерно опущенные тяжелые веки Девы Марии. На ее коленях мы видим одинаковую по цвету светлую драпировку. Хотя в правой части композиции из собрания ASG представлен небольшой пейзаж, фон на картинах тем не менее отличается мрачностью.

Кабинет Эрика Тюркена (фр. Eric Turquin Expertise) атрибутировал картину из собрания ASG датой около 1600 года. Годы жизни художника – 1501 – 1547. Соответственно, работа «Дева Мария с Младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем (Мадонна с птичкой)» была написана спустя приблизительно пятьдесят лет после смерти Перино дель Ваги. Все это даёт основание полагать, что композицию из Большого собрания изящных искусств ASG исполнил последователь мастера. Произведение «Мадонна с птичкой» из Большого собрания изящных искусств ASG является подтверждением тенденций итальянского маньеризма 1590-х годов.


Дарья Молотникова

Источники:

  1. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: полное издание в одном томе /пер. с ит. А. Г. Габричевского и А. И. Венедиктова]. – М.: Альфа-книга, 2008.
  2. Рафаэль Санти [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рафаэль_Санти – Дата доступа: 02.03.2023
  3. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. В 2-х т. — Т. 2. XVI столетие. — М.: Искусство, 1978. — С. 49, 50
  4. Гращенков В. Н. Рафаэль. — М.: Искусство, 1971. — С. 172

Поделиться: