decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Прелат - кардинал - Папа Римский: разгадка портрета из БСИИ ASG

27.06.2016

Директору Международного института антиквариата Алине Булгаковой удалось установить имя ранее не известного кардинала, изображенного на полотне круга Витторе Гисланди из Большого собрания изящных искусств ASG. Им оказался кардинал Джованни Ганганелли – будущий Папа Римский Климент XIV (1705 – 1774), вошедший в историю как большой покровитель искусств и инициатор упразднения в XVIII веке ордена иезуитов. В результате исследований и консультаций с сотрудниками Исторического музея археологии Сантарканджело-ди-Романья, где находится аналог данного портрета работы итальянской школы второй половины XVIII века, была скорректирована и дата его создания – 1759 – 1769 гг.

Осенью 2010 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось «Портретом прелата» без конкретного указания его имени, который французские эксперты кабинета Эрика Тюркена атрибутировали как работу круга итальянского живописца Витторе Гисланди (1655 – 1743) и датировали 1730-ми годами. Привязка к данной датировке, вероятно, была продиктовано тем, что именно в это время Гисланди писал в основном портреты священнослужителей. В этот период была создана и серия портретов прелатов. Работы данной серии хранятся в разных итальянских и европейских музейных и частных собраниях («Портрет монаха-кармелита Джованни Баттисты Пекорари дельи Амбивери», 1738 г., Бергамо, частное собрание). Серия стала вершиной творчества Гисланди. Образы итальянских «fratte», выпускников семинарий, широко эрудированных в вопросах теологии, естественных наук, искусства, стали характерной приметой времени. Они посвящали себя не только служению Богу, но и светской деятельности, являлись авторами литературных трудов, научных трактатов, что не мешало им быть завсегдатаями аристократических салонов. Это люди века Просвещения, и художником создана галерея их портретов, обладающая, кроме художественной, еще и большой исторической ценностью. Сам Гисланди в 1702 году вступил в орден минимов, а последние годы жизни провел в монастыре Гальгарио в Бергамо.

Портрет Кардинала
Гисланди, Витторе, круг
Портрет кардинала Джованни Ганганелли
1759 – 1769 гг.
Холст, масло. 73×58 см
БСИИ ASG, инв. №02-1757

Однако в ходе проведения атрибутационной работы в Историческом музее археологии Сантарканджело-ди-Романья был обнаружен портрет кардинала Джовании Ганганелли итальянской школы второй половины XVIII века, который иконографически близок данному произведению из Большого собрания изящных искусств ASG.

Италия1

Италия2

Итальянская школа второй половины XVIII в.
Портрет кардинала Джованни Ганганелли
1759 – 1769 гг.
Холст, масло. 99×73,5 см
Исторический музей археологии, Сантарканджело-ди-Романья



В данном случае мы видим также поясное изображение. Ганганелли держит в одной руке кардинальскую шапку, а в другой письмо, где написано имя Лоренцо, которое он избрал еще до начала церковной службы. Сотрудники музея полагают, что данный портрет был приурочен к принятию Ганганелли сана кардинала 24 сентября 1759 года, в связи с чем датируют его периодом с 1759 по 1769 годы, когда он становится папой.

При сопоставительном анализе работы из Большого собрания изящных искусств ASG и произведения из Исторического музея археологии Сантарканджело-ди-Романья очевидным становится, что на портретах изображен один и тот же человек, а именно кардинал Джовании Ганганелли. Оба портрета имеют поясной формат изображения и нейтральный серо-коричневый фон. Модель запечатлена в повороте вправо, а в руке держит беретту – официальный четырехугольный головной убор, являющийся атрибутом кардиналов. Помимо этого на картине из итальянского музея Ганганелли держит в левой руке письмо. Полотно же из собрания ASG, вероятно, было обрезано по правой кромке и изображение письма не сохранилось. Кроме того, идентично облачение портретируемых, а также черты лица и мимика (носогубные складки, морщины, густые черные брови, щетина, взгляд карих глаз). Иконографическое сходство рассматриваемых портретов подтверждают и сами сотрудники Исторического музея археологии.

Если атрибутировать работу из Большого собрания изящных искусств ASG как портрет кардинала Джовании Ганганелли, то его датировка 1730-ми годами невозможна, поскольку кардинальский сан он получил в 1759 году. К тому же к этому времени уже не было в живых Витторе Гисланди, который умер в 1743 году. Но при этом нельзя исключать возможность, что портрет из собрания ASG мог быть написан его учеником или живописцем из окружения, знакомым с серией портретов священнослужителей. Таким образом, благодаря аналогу из Исторического музея археологии Сантарканджело-ди-Романья удалось установить, кто изображен на портрете собрания ASG и откорректировать его датировку более поздним временем (после 1759 года). Однако имя Витторе Гисланди не будет исключено из его атрибуции. В картине присутствуют живописные черты, роднящие ее с творчеством этого мастера. Но, безусловно, данную работу нельзя рассматривать как авторское произведение Гисланди, а в его атрибуции важно делать акцент на слове «круг», которое может охватывать как учеников мастера, так и художников из его окружения. Связь с творчеством круга Гисланди можно предположить и в работе из Сантарканджело-ди-Романья.

Скрин письма

Алина БУЛГАКОВА

Поделиться: