decor
Следите за нашими новостями

Реальность дополненная или дополнительная: статус цифровых технологий в частном музее

25.05.2023

Музей (а если вспомнить мусейоны античности, то они имели преимущественно частный характер) – это первый институт в истории, созданный для хранения, изучения и передачи материального и духовного культурного наследия. Эволюционируя вместе с обществом и трансформацией его социальных институтов, частный музей подошёл сегодня к проблеме модернизации своей деятельности в контексте актуальных тенденций развития музейного дела и культуры в целом. К их числу относятся: расширение аудитории музея, внедрение новых креативных форм экспозиционной деятельности, использование современных информационных и коммуникационных технологий, интегрирующих физическую и виртуальную музейную среду по принципу фиджитал

«Лицом» музея и основной формой музейной коммуникации является экспозиция. Сегодня экспозиционное пространство претерпевает ряд изменений, что проявляется в первую очередь в большей визуализации и ориентации на электронные формы трансляции и коммуникации.

Вариативность запросов современной аудитории, ее осведомленность, наличие «конкурентов» в виде виртуальных материалов по искусству заставляют музеи искать новые формы продвижения своего собрания. В частности, Институт культурного наследия с момента своего основания ориентируется на параллелизм музейно-выставочного пространства: реального и виртуального. Одним из первых опытов данной деятельности стали виртуальный тур по музею (тогда Международного института антиквариата), выставкам картин западноевропейских мастеров XVII- XIX веков «Ты смотришь на меня со старого портрета…» и произведениям анималистического жанра «Кошка в кладовой».


Виртуальные туры на портале «Мир искусств»


Выставка картин западноевропейских мастеров XVII- XIX веков
«Ты смотришь на меня со старого портрета…»

В условиях информационного перепроизводства это позволяет получить трудно возобновляемый и очень ценный коммуникативный капитал – внимание.

Современное музейное пространство нередко выступает местом социального взаимодействия в образовательных, просветительских и досуговых и т.д. целях. Группа компаний ASG invest, определив данный тренд на взаимодействие, создала инновационный формат Дома приемов (г. Казань, улица Карла Маркса, 16-18), сочетающего деловое и музейное подпространства. Уникальность объекта и реализуемых им практик – экскурсии, коуч-мероприятия, ворк-шоп, презентации проектов и т.д., всякий раз привлекая внимание общества и СМИ, трансформируются в такую составляющую символического капитала как известность, что в свою очередь стимулирует еще более активный интерес к объекту.

Комплексность целей Дома приемов: арт-резиденция, digital – центр продвижения искусства старых мастеров, искусствоведческий кластер; площадка для официальных мероприятий и т.д. потребовала проектирования различных по функциям пространств на принципах дизайна.

Применение методов дизайн-проектирования пространства ориентировало на учет не только материальных его составляющих – интерьер, текстовая информация, оборудование, освещение, мультимедиа, но и согласования их с цифровой средой: электронным порталом, элементами дополненной реальности, виртуальным туром и т.п. Даже принцип отбора музейных предметов и их сочетание друг с другом в экспозиции подчинялось требованиям дизайна: ассоциативной связи, эргономическим характеристикам маршрутов; цветовой, световой и объемно-пространственной гармонии и др.

Инновационный объект, на статус которого вполне обоснованно претендуют Дом приемов и Музей частных коллекций в Доме Александрова, невозможен без системной цифровизации основных ресурсов, продуктов и услуг. С появлением виртуальных технологий музеи быстро воспользовались их преимуществами в интересах сохранности, популяризации собраний и оперативного удаленного доступа ко всем предметам коллекций независимо от места их нахождения. Большая часть электронной библиотеки и цифровых копий находятся в локальной системе базы данных, которая в зависимости от политики конфиденциальности и потребностей музея доступна не только для работников, но и для посетителей. Но, как показывает практика, все же большая часть музеев использует эти технологии для служебных целей: учета, демонстрации и систематизации собраний. Открытая коммуникационная политика Института культурного наследия, а теперь и Музея частных коллекций в составе Дома приемов привела к тому, что практически все ресурсы находятся в свободном доступе с возможностью беспрепятственного копирования:

  1. Информационный портал «Мир искусств» https://int-ant.ru/




  2. Большое собрание изящных искусств ASG https://int-ant.ru/about-institute/assembly




  3. Каталоги БСИИ ASG https://int-ant.ru/about-institute/directories/




  4. Журнал «Мир искусств» https://int-ant.ru/vestnik/




  5. Библиотека https://int-ant.ru/library/




  6. Дневники реставрации https://int-ant.ru/about-institute/diaries-restoration/




  7. Служебный сайт с собранием музея и т.д.

Частота обращения со стороны зарубежных и отечественных посетителей показывает известность и востребованность наших ресурсов. Перспективы этой деятельности видятся в удовлетворении индивидуальных запросов, например, Институт планирует разрабатывать узкотематические виртуальные выставки изобразительного искусства в том числе и по заявке удаленного посетителя. Подготовка реальной выставки в экспозиционном пространстве – долговременный сложный и затратный процесс: отбор произведений, возможное их поновление, развеска, подготовка буклета, в случае выездной выставки добавляются расходы на транспортировку и страховку. И даже если выставка будет функционировать много месяцев, число ее посетителей составит несколько десятков тысяч человек, например, как об огромном успехе говорят устроители выставки в Новом Иерусалиме «Под знаком Рубенса», в которой экспонируются две работы из Большого собрания изящных искусств (https://int-ant.ru/news/news-culture/depositories-of-museums/pod-znakom-rubensa-ustrichnyy-pirog-i-rozhdestvo-v-novom-ierusalime/), что ее посетили 73 тысячи экскурсантов.


Для реальной музейной выставки это действительно немало, тогда как интернет-пользователи какого-либо популярного ресурса составляют сотни тысяч, а иногда и миллионы. При этом реальная выставка неизменна в течение всего периода экспонирования, а виртуальная может непрерывно обновляться, в том числе с учетом предложений посетителей, что является дополнительным источником интереса к ней.

Практически стопроцентная оцифровка предметов коллекций Большого собрания изящных искусств ASG позволяет «прокладывать» индивидуальные монографические экскурсионные маршруты по собранию: к примеру, «Братья ван Блумен» https://int-ant.ru/search/index.php?tags=&q=%D0%B2%D0%B0%D0%BD+%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD&where=&how=r.



А электронная библиотека журнала «Мир искусств» может выступать основой самых разнообразных тематических дайджестов: «Гаспар Дюге» https://int-ant.ru/search/index.php?tags=&q=%D0%B4%D1%8E%D0%B3%D0%B5&where=&how=r



При этом используемые виртуальные технологии воспринимаются нами как дополнительные средства популяризации собрания и достижения узнаваемости музея. Авторитет и известность его по-прежнему базируются на научной деятельности и возможности приобщения к подлинникам в реальности, ведь несмотря на все достоинства цифровой копии произведения, она является в первую очередь репродукцией.

Однако человечество уже вступило в увлекательнейшую игру, в которой цифровая среда стала претендовать на статус второй реальности. Примером является фиджитал - взаимная интеграция цифрового и физического феноменов: в игре, спорте, а теперь и в искусстве.

Синергия классических и цифровых видов спорта будет реализована в «Играх будущего», которые пройдут в Казани в марте 2024 года. Масштабное событие на стыке спорта, науки и технологий, олицетворяя концепцию «фиджитал» (physical+digital), объединяет физическую культуру и киберспорт или VR-/AR-технологию, проверяет навыки атлетов в двух до сих пор никак не связанных измерениях. Замысел прост: сначала индивидуальный или командный участник доказывает свое первенство за игровой консолью, а затем — в реальных спортивных баталиях. Пока общество пытается определиться со своим отношением к месту киберспорта в мире, сама индустрия огромными темпами движется к финансовому успеху. Этот принцип может быть использован при проведении конкурсов профессионального мастерства среди реставраторов – лепщиков, проектировщиков, дизайнеров и т.д.

Для сферы культуры и искусства фиджитал привлекателен в первую очередь усиленной адресностью, персональностью коммуникации: интернет-технологии позволяют каждому человеку получить сообщение, адресованное только ему, поэтому жесткое разделение реальности на виртуальную и физическую больше не является релевантным. Синтез двух миров, соединенных цифровыми технологиями, однозначно приведет к синергии их возможностей при условии готовности музейного сообщества к работе в новых условиях.


Бородина Светлана

Молотникова Дарья

Поделиться: