decor
Следите за нашими новостями

Сани - не только средство передвижения, но и роскошь

05.05.2015

Готовь сани летом, а лапти зимой – известная русская поговорка, актуальная во все времена. На дворе весна в разгаре, но хочется заглянуть в историю саней. Тем более, что в Большом собрании изящных искусств ASG хранятся уникальные кресла-сани. Это сейчас в век рационализма человек уделяет большое внимание практичности, а двести-триста лет назад любой предмет создавался, исходя из принципов красоты. И даже такая простая вещь – как сидение для саней.

1974452.JPG

Климат XVII - XVIII веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии, в Париже - замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.

1974452.JPG

Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады. Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.

Например, кресло-сани из Большого собрания изящных искусств ASG, изготовленные предположительно в России или Венеции, с каркасом из лиственницы и левкаса, с резьбой и масляной росписью в виде цветочного орнамента. Такой тип был популярен в XVIII веке, как в Европе, так и в России. В Государственном Эрмитаже хранятся кресло-сани работы русских мастеров этого же периода времени, у Наполеона были санки такого же вида, похожие сани были выставлены и на аукционе Sotheby’s 10 марта 2010 года.

1974452.JPG
Кресло-сани, Россия или Италия (Венеция)?, XVIII век.
Каркас – лиственница, левкас, резьба, масляная роспись. БСИИ ASG Инв. № 11-2463

1974452.JPG
Кресло-сани, Россия, сер. XVIII века, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

1974452.JPG
Кресло-сани, Италия (Венеция?), кон. XVIII века, Дерево, резьба, левкас, голубой и золотой лак, шелк. Аукцион Sotheby’s 10 марта 2010 года

Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.

В современном мире все знают о гонках Формулы - 1 и о популярных мотогонках, но мало кто имеет представление о том, что в XVII веке при королевских и царских дворах и среди привилегированных членов дворянства в моде были гонки на санях. Гонки эти были, скорее парадом-выездом, сочетавшимся с маскарадом, театрализованным популярными событием зимы.

1974452.JPG

Пользовались популярностью сани и в России. Более того, в нашей стране до конца XVII века торжественные выезды царей и патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почетной, чем в экипаже. А состоятельные помещики в качестве демонстрации своей родовитости ездили на санях летом и в XVIII и в начале XIX века. Известен случай, когда помещик Львов, владевший усадьбой Алтун в Псковской губернии, ездил летом в уездный город Новоржев и в Псков на санях запряженных то лошадьми, то верблюдами. Зимой же, в сани запрягалась вереница провинившихся, с точки зрения помещика, крестьян.

Зимой в России, сани были не только главным средством передвижения, но и развлечением в праздничные дни. На санях устраивали скачки на перегонки и праздничные катания. Сани, украшенные резьбой и росписью, на тонких кованых полозьях стоили не малых денег и преподносились в качестве ценного подарка, например новобрачным. Так молодой чете Смольяниновых живших в усадьбе Тихая пристань Костромской губернии их родственник Козловский преподнес на свадьбу расписные сани, купленные им в Городце. Младшие братья саней – санки, по конструкции, как правило, копировали своих старших братьев. Исключение, пожалуй, составляет группа санок предназначавшихся специально для гуляний и увеселений: коньковые санки, санки-кресла, ледянки и др. В 1908 году, русским инженером А.С. Кузиным были изобретены первые аэросани.

Алина ЕРШОВА
Источники
maxpark.com
ojkumena-od.blogspot.ru

Поделиться: