Склаважи, жирандоли и парюры: два века истории ювелирного искусства в картинах старых мастеров
Ювелирные изделия – продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров.
О художественных стилях барокко и рококо сказано и написано уже немало строк, а возможность проследить этапы их развития, воплощенные в ювелирном искусстве, представляется достаточно занятной.
Великолепный и торжественный стиль «барокко» (в переводе с итальянского (barocco) означает «причудливый» зародился в конце XVI века в Италии, через 50 лет стихия этого яркого роскошного стиля охватила Францию, а за ней и большинство стран Европы.
В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика XIV – Короля-Солнца (1643-1715). Самые искусные ювелиры, так же как и лучшие мастера других видов искусства, стекались к французскому королевскому двору.
В результате деятельности работавших при французском дворе художников и мастеров сложились характерные особенности, а также те формы и элементы декора, которые отличают искусство барокко: яркая помпезность и сдержанное величие, экспрессивность и жизнерадостность, что ясно просматривается как в архитектурных сооружениях, так и в произведениях декоративно-прикладного искусства – в динамике их силуэтов, игре света и тени, пышности и сочности декора, сложности криволинейных очертаний. В орнаментике барокко преобладали тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины и волюты, мотивы аканта, прихотливых бантов, картушей, двойного завитка в виде буквы «С».
Аграф. XIII в.
Особой декоративностью отличался костюм эпохи барокко. Модные женские платья обладали весьма сложным и прихотливым силуэтом, возникавшим из-за контраста между очень узким декольтированным корсажем и широкой юбкой. Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок и подхватов. Использовавшиеся прежде аграфы теперь заменили броши. Введение их легенда приписывает мадам де Севинье, именем которой названа брошь-бант с подвеской.
К. Лефевр
Портрет Мадам де Севинье
Музей Карнавале, Париж
Крупные декоративные броши, декорированные яркими камнями – изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, – украшали декольте корсажа или подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши-розетки, оформленные драгоценными камнями, скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях.
|
|
Бант-склаваж. XVII в.
Но, пожалуй, наиболее характерны для «стиля роскоши» усыпанные камнями ажурные броши-склаважи: их прикрепляли к шейной ленте или акцентировали ими глубокие декольте.
Основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG, можно получить впечатление не только об одном из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства, но и познакомиться с костюмами знатного дворянства.
|
|
Так, на живописном полотне из БСИИ ASG «Портрет дамы с табакеркой» неизвестного французского художника XVIII столетия изображен поясной портрет сидящей в кресле женщины, одетой в синее платье, декорированное розами, кружевными оборками и бантами на груди и рукавах. В руке – красная табакерка, а на шее – черная бархатная лента, украшенная ажурной брошью-склаважем, усыпанной камнями.
Кроме того представители знати носили длинные многорядные нити прекрасного жемчуга, им же украшали и волосы; в ушах сверкали роскошные многоярусные серьги с тремя жемчужными подвесками формы «жирандоль». Мода того времени была благосклонна к дорогим кольцам с рубинами и изумрудами, закрепленными в высоких кастах. Приметой времени могут служить и драгоценные пряжки для одежды и обуви.
|
|
Друэ, Франсуа Юбер, круг
Женский портрет в образе Дианы
Франция, XVIII в.
Холст, масло, овал, 47×39 см
БСИИ ASG, инв. №01-2773
Полотно круга Франсуа Юбера Друэ «Женский портрет в образе Дианы» из БСИИ ASG представляет собой погрудное изображение молодой женщины на темном фоне, одетой в платье с кружевной оторочкой по линии декольте и мехом по бортам. На шее повязан розовый бант; на голове – прозрачная накидка. Прическа украшена жемчугом и золотым полумесяцем.
Царственное великолепие французского двора и главной резиденции Людовика XIV – Версаля, где ни на день не прерывалась череда ослепительных празднеств, превратило Францию в признанную законодательницу моды, которой стремилось подражать дворянство всей Европы.
Любуясь полотнами великих мастеров прошлых веков: Питера Пауля Рубенса, Яна Вермеера, Микеланджело Меризи да Караваджо, Диего Родригеса де Сильва-и-Веласкеса, Антониса ван Дейка, – можно узнать, какие драгоценности украшали не только самих придворных дам, но и их одежды в эпоху барокко и понять, почему их театральная красота так привлекала и вдохновляла живописцев того времени.
|
|
Представленное полотно французских художников XVII столетия братьев Бобрен из БСИИ ASG «Девушка в жемчужном ожерелье» демонстрирует все великолепие одеяния и жемчужных украшений, в каком могла предстать дама французского двора.
«Девушка в жемчужном ожерелье» братьев Бобрен изображена в красном декольтированном платье, украшенном на груди аметистом. На шее портретируемой – нитка жемчуга, в ушах – каплевидные серьги, а в кудрявых волосах – украшение в виде бабочки черного цвета.
В Россию барокко пришло много позже, уже в XVIII веке. Так, начиная с 1700 года, указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер. С коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой одновременно с длинными свободно висящими рядами жемчужных нитей, широко распространенными в это время в Европе.
В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров – Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье, долгие годы обслуживавших императорский двор и элиту. Привилегированные слои диктовали моду для всех слоев общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.
Со временем пышные формы барокко сменились на асимметричные формы нового стиля – рококо. Название «рококо» (rococo) происходит от мотива «рокайль» (французское – rocaille), главного элемента орнамента этого стиля, строящегося на основе завитка раковины, появившейся в искусстве Франции во второй четверти XVIII века с правлением короля Людовика XV (1715-1774).
Унаследовав основные формы от искусства предыдущей эпохи, стиль рококо оказался совершенно иным в главном – претенциозной парадности барокко он противопоставил камерность и игривое изящество стиля аристократических салонов. Орнаментика рококо – удивительная легкость и изящество, акантовый лист стал тоньше, ленты в гирляндах начали развеваться, листья – закручиваться, а главный элемент орнамента рококо – раковина – превратился в веерообразную композицию из извивающихся лепестков.
Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение и в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов, изобретенной, по мнению некоторых исследователей, в конце XVII века венецианцем Винченцо Перуцци. Сверкающий, играющий всеми цветами радуги камень как нельзя лучше подходил к эстетике искусства рококо, и в украшениях среди других драгоценных камней пальма первенства была отдана бриллианту. Теперь в моде стало оправлять его не в золото, а в серебро, пользуясь способом закрепки «паве» (pave).
Модный костюм эпохи рококо был весьма благосклонен к драгоценным украшениям. Глубокие, откровенные декольте женского платья, доходившие порой до талии, способствовали появлению моды на колье. Особенным успехом пользовались бриллиантовые колье и серьги «бриолез» – с подвижно закрепленными длинными подвесками каплевидной или звездообразной формы. Подобные изделия назывались парюрами – вошедшие в моду гарнитуры украшений, включавшие аналогичные по рисунку, работе и материалу серьги, кольца, украшения для головы и несколько реже – браслеты.
|
|
Под влиянием господствовавшей в то время «пасторальной моды» дамы любили украшать свои платья цветами – живыми и искусственными, но особое предпочтение они отдавали красочным букетам, выполненным из драгоценных камней и бриллиантов. Ведь не случайно XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза». Тогда же в моду вошли так называемые «портбукеты», служившие своеобразной драгоценной вазой для букетов из живых цветов, в которые зачастую для придания украшениям большей ценности включали цветы из золота, серебра и роскошных камней.
Брошь, 2-ая половина XVIII в.
Особое внимание модницы того времени уделяли прическам. Порою дамы носили на головах целые натюрморты из цветов, лент, шпилек, перьев, дополняя свои причудливые прически драгоценными украшениями.
|
|
«Портрет дамы в шляпе с перьями» Луи Фердинанда Элля Старшего являет собой изображение молодой женщины в роскошном платье, украшенном драгоценными камнями. На шее – жемчужное ожерелье, шляпа декорирована ювелирным украшением и пышными перьями.
Именно тогда в моду вошли всевозможные качающиеся при движении, часто ажурные шпильки подвижных конструкций, как их тогда называли, «цитернадель» (от немецкого zittern – дрожать и nadel – булавка). Большой популярностью пользовались эффектные асимметричные эгреты (aigrettes) (головное украшение с пером, от латинского – Egretta, род белых цапель), которые подчеркивали изящными перьями, а иногда и яркими бабочками.
Лоо, Шарль Амедей Филипп ван
Портрет дамы с эгретом
Франция, ок. 1750 г.
Холст, масло, 80×63 см
БСИИ ASG, инв. №01-0842
Но не только женщины в тот галантный век проявляли интерес к драгоценностям. Мужчины украшали сверкающими орденами грудь, закалывали драгоценностями кружевные жабо, вставляли бриллианты в пряжки кюлот (укороченных штанов), щеголяли роскошными перстнями и великолепными рукоятками шпаг; признаком особой элегантности кавалера служило тонкое позвякивание золотых брелоков.
В Россию стиль рококо пришел в правление императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). В это время оформление интерьеров, мебели, костюма, да и весь уклад жизни были подчинены французской моде, чему во многом способствовали иностранные художники и мастера, в том числе и ювелиры, работавшие в России. Возможно, отчасти благодаря им с тех пор русских золотых и серебряных дел мастеров стали называть так же, как и на Западе – ювелирами.
|
|
Набор и формы украшений, выполнявшихся в России, практически не отличались от того, что носили в Европе. К сожалению, не многие из произведений ювелиров той эпохи дошли до нашего времени: слишком хороши были украшавшие их камни и чересчур велико искушение при очередном изменении моды извлечь их, чтобы создать новые, более современные изделия. Тем не менее некоторые экспонаты, хранящиеся в российских музеях, дают представление об искусстве рококо и его стилистике. Наиболее ярким и совершенным образцом стиля рококо является, несомненно, сапфировый убор, принадлежащий Алмазному фонду России - великолепный эгрет и серьги-жирандоли. В асимметричных линиях динамичной тонко прорисованной композиции, словно ниспадающие струи петергофских фонтанов, сверкают и горят множеством огней посаженные в изящные оправы бриллианты, манят таинственной глубиной прекрасные сапфировые капли.
Некоторые черты искусства рококо можно увидеть и в менее дорогих вещах, например, в широко бытовавших на Русском Севере серьгах с мелким жемчугом, собранным в виде виноградной грозди.
Известно, что великие художники не только виртуозно передавали красоту драгоценных камней и благородных металлов в своих произведениях, но и были большими их поклонниками в жизни. Так, большую коллекцию драгоценностей имел Рубенс, Рембрандт в период богатство щедро украшал свой костюм ювелирными изделиями, стекавшимися в Амстердам со всего света.
Елена ВЛАСОВА
Источники:
studfiles.net
sunmag.me
juvelirum.ru
livejournal.com