decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Тайны купидонов из Новары

22.05.2015

В Большом собрании искусств ASG хранятся два необычных полотна итальянской школы живописи второй половины XVII века – «Натюрморт с рыбой и купидонами» и «Натюрморт с дичью и купидонами». Определить автора картин в настоящий момент, к сожалению, не представляется возможным, но от этого они не теряют своей уникальности.

Возможно, что эти парные натюрморты когда-то были частью декора богатого дома, где они украшали десюдепорт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью»). Эти композиции, скорее всего, располагались над дверью, ведь если сопоставить предположительную дату создания полотен и моду на данное украшение дома, то они совпадут: именно в XVII – XVIII веках получило широкое распространение украшать пространство над дверью в парадных интерьерах. Причем декоративное украшение конструктивно должно было быть связано с дверным проемом, а в художественном плане – являлось переходным элементом от дверей к стенам.

1974452.JPG
Натюрморт с дичью и купидонами, Италия, XVII век. Холст, масло. Большое собрание изящных искусств ASG. Инв.№ 04-2682(2)

Известно, что эти два натюрморта когда-то находились в частной коллекции в итальянском городе Новара в регионе Пьемонт на реке Агонья, который находится прямо на запад от Милана по дороге на Турин. Нет ничего удивительного в том, что эти натюрморты были приобретены в 2012 году на аукционе во Франции, близкое соседство явилось причиной «перемещения» полотен из Италии.

Стоит сказать, что декор, о котором мы писали выше, был распространен в первую очередь в центральной Италии. Здесь мы можем вспомнить работы художников Франца Вернера Тамма, братьев Станчи, Марио Нуцци. Если говорить о натюрмортах с купидонами из Большого собрания изящных искусств ASG (БСИИ ASG), то мы можем рискнуть и предположить, что они созданы мастерами римской школы второй половины XVII века, а точнее кругом Карло Маратта. При этом на картинах есть черты сходства изображенных птиц с работами живописца Йоханнеса Херманса.

На натюрмортах из БСИИ ASG изображены купидоны и фестоны, последние необычны тем, что это не простое украшение из натуральных жгутов, которые традиционно делались из живых цветов и плодов, и которыми обычно древние греки и римляне украшали в религиозные и другие праздники здания, проемы и головы жертвенных животных. Эти фестоны - с дичью и рыбой. Они подвешены к деревянным проемам на специальных кольцах. Игривый характер изображения дает нам право сравнивать их с неаполитанской школой живописи.

Особенностью натюрмортов из БСИИ ASG является то, что наряду с декоративностью, в них присутствует мифологичность, что не удивительно, если учесть тот факт, что итальянские живописцы в этот период времени в основном стремились к изображению сюжетов на мифологические и религиозные темы. Достаточно вспомнить фресковую живопись церквей и дворцов в Италии. А вот художники, писавшие плоды и цветы, встречаются сначала как единичные явления.

Поэтому нет ничего странного в том, что на картинах из БСИИ ASG присутствуют мифологические «ноты», причем выражаются они не только в изображенных купидонах, но и в других символах, которые мы можем разглядеть на полотнах. Например, справа в нижней части «Натюрморта с рыбой и купидонами» изображен попугай, который, как известно, в мифологии является посланником между миром живых и миром потусторонним. Такая роль досталась яркой птице за ее умение повторять человеческую речь.

В середине вверху полотна мы видим яркое перо павлина. Происхождение этого украшения разные мифы истолковывали по-разному. Например, по одной из легенд на Востоке роскошный хвост птицы символизировал звездное небо и вечные космические циклы. А вот древние греки считали, что хвост павлина украсила сотней глаз погибшего великана Apгyca супруга громовержца, и с тех пор 6лаrодарная птица стала повсюду сопровождать Гepy (римскую Юнону). Именно поэтому императрицы великого Рима, следуя примеру венценосных супpyгов, избравших в качестве императорской эмблемы орла Юпитера, сделали своей эмблемой павлина Юноны.

С образом павлина часто связываются мотивы созерцания, любования, в то же время некоторые европейские поверья, ассоциирующие, вероятно, «глазки», усеивающие павлиний хвост, с «дурным глазом», связывают образ павлина с несчастьем, бесплодием и т. п.

Павлин также считается истребителем змей, а мясо птицы не подвержено разложению. В христианской религии павлин стал очередным символом бессмертия Христа. В иконографии павлинов часто изображали в сценах Рождества. А перо павлина, как залог своего бессмертия, держит в руке христианская великомученица Варвара.

Присутствует на «Натюрморте с рыбой и купидонами» и змея, являющаяся в мифологии символом противоречивым. С одной стороны, змея – это символ плодородия, женского начала, земли, воды, домашнего очага, в греческих мифах - один из атрибутов греческой богини мудрости Афины, но с другой стороны – это и отрицательные образы, которые в истории человечества стали появляться в более поздний период. Например, это греческая горгона Медуза со змеями на голове или символ зла, греха и искушения в христианских представлениях.

Поэтому, стоит подчеркнуть, что и в изобразительном искусстве символика змеи многозначна, так как художники наделяли змеиным обличьем и отрицательных и положительных аллегорических персонажей.

Кстати, еще один интересный момент: птицы в мифологии символизировали верхний мир, а змеи – нижний. Правда, позже произошло соединение этих двух образов в дракона. На «Натюрморте с рыбой и купидонами» как раз перо павлина изображено сверху, а змея – снизу, что может говорить о символическом соединении двух миров.

Рыба – тоже важный мифологический образ. Например, у греков она была атрибутом Афродиты, символом любви и плодовитости, но также и Посейдона как символ силы воды. А вот у римлян - с одной стороны, символ жизни души в ином мире, похороны, с другой – атрибут Венеры и символ пиршества и предстоящей благословенной жизни.

1974452.JPG
Натюрморт с рыбой и купидонами, Италия, XVII век. Большое собрание изящных искусств ASG. Холст, масло. Инв.№ 04-2682(1)

Картины парные и созданы, если не одним мастером, то точно, что в одной мастерской. Обе работы как бы дополняют друг друга, хотя стоит подчеркнуть, что на «Натюрморте с дичью и купидонами» мифологических деталей меньше, пожалуй, мы даже можем говорить только о наличии купидонов.

Любопытно, что купидоны, изображенные на картинах из БСИИ ASG, могут быть написаны разными художниками. Если приглядеться повнимательнее, то мы увидим различие в технике их рисования.

Почему автор изобразил именно дичь и рыбу, а не цветы, как было принято? Ответ на этот вопрос пока не найден. Можно предположить, что человек, для которого писалась эта работа, занимался рыболовством или охотой, возможно, торговал этими продуктами. Кстати, изображения рыб присутствуют на обоих полотнах, хотя рыболовство в северном регионе Италии было слабо развито.

Возможно, что эти натюрморты писались для выставления в какой-нибудь богатой торговой лавке или на торговой выставке. А может человек, который заказал, эту работу хотел продемонстрировать гостям, бывавшим в его доме наивысшую степень богатства и показать, что свой дом он украшает на праздники не цветочными фестонами, а «продуктовыми».

Может быть – это был своего рода оберег для человека, который заказал полотно, этим можно объяснить наличие мифологических персонажей на картинах. В этом случае змея будет выступать символом плодородия, перо павлина – бессмертия, а попугай – посредник между миром живых и мертвых, ну, и купидоны – общеизвестный бог любви. Таким образом, заказчик полотна хотел показать, что его дом, как говорится, «полная чаша», любимое дело приносит доход, и даже когда он покинет этот мир, его дело перейдет к наследникам.

Хотя… может быть, все было совсем иначе…

Алина ЕРШОВА

Поделиться: