decor
Следите за нашими новостями

Символизм фламандцев и натурализм немцев как атрибутационные признаки

25.04.2024

Осенью 2010 года в Большое собрание изящных искусств ASG поступила работа «Распятие с предстоящими». Эксперт французского аукциона «Millon & Associes» Рене Милле атрибутировал картину как произведение итальянской школы, написанное около 1560 года. Специалист аукционного дома определил регионом создания работы Ломбардию, основываясь, по-видимому, на суховатом колорите и превалировании линеарности над цветом. Картина написана на дубовых досках, расположенных по вертикали. Летом 2011 года она была отреставрирована в реставрационных мастерских Международного института культурного наследия.

Де Вос, Мартен, последователь
Картина написана по гравюре Яна Саделера
Фландрия или Германия, конец XVI – первая половина XVII веков
Распятие с предстоящими
Дерево, масло. 108×77 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1721

В центре композиции представлен Иисус Христос, распятый на кресте. По бокам от него – два разбойника (Дисмас и Гестас), казнённые с ним в тот же день. Для того чтобы со всей определенностью отличать их от Христа, принято было изображать разбойников не прибитыми к крестам гвоздями, а привязанными. Один из разбойников упрекал другого, говоря, что их наказание заслуженно, тогда как Христос невиновен, на что Спаситель сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» [Лк. 23:32-43]. «Благоразумный разбойник» (Дисмас) изображён справа от Христа (на хорошей стороне). Его лицо обращено к Иисусу, оно спокойно и умиротворенно. «Безумный разбойник» (Гестас) представлен по левую руку от Спасителя, отвернувшимся от него. В работе из собрания ASG художник написал его тело более тёмным, на контрасте со светлыми телами Иисуса и Дисмаса.



Фрагмент картины последователя
Мартена де Воса с изображением
«Благоразумного разбойника» (Дисмаса)
БСИИ ASG, инв. № 04-1721


Фрагмент картины последователя
Мартена де Воса с изображением
«Безумного разбойника» (Гестаса)
БСИИ ASG, инв. № 04-1721

Слева, в нижней части изображён воин на коне, пронзающий грудь Христа копьем: «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» [Ин., 19:33-34]. «Золотая легенда» повествует о том, что звали этого воина Лонгином (от греческого слова, означающего копье). Он излечился от слепоты кровью из ран Христа, впоследствии крестился, умер как великомученик и был канонизирован. Художник изобразил Лонгина в воинском облачении сотника (центуриона).


Фрагмент картины последователя Мартена де Воса
с изображением Лонгина в левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1721

Справа – Дева Мария и святой Иоанн, стоящие у креста. Эта сцена в сюжете Распятия была изначально задумана для того, чтобы донести в зрительных образах тот фрагмент из Евангелия от Иоанна (19:26 – 27), в котором Христос, будучи еще живым, вверил Деву Марию апостолу Иоанну: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жéно! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ее к себе». Скорбь Девы Марии подчеркивается ее физическим состоянием. Плохо стоящую на ногах и готовую упасть в обморок, ее поддерживает Святой Иоанн в красных одеждах.


Фрагмент картины последователя Мартена де Воса
с изображением Девы Марии и Иоанна в правой части
БСИИ ASG, инв. № 04-1721

У основания креста изображена коленопреклоненная Мария Магдалина в богатых золотистых одеждах. Она скрестила руки на груди и в отчаянии смотрит на Лонгина. Рядом с ней, на земле – сосуд с притираниями. Фоном служит небо с тёмными грозовыми облаками и вспышками молнии. Вдали – городские постройки и дорога с идущими по ней свидетелями казни и солдатами.


Фрагмент картины последователя Мартена де Воса
с изображением Марии Магдалины по центру в нижней части
БСИИ ASG, инв. № 04-1721

В ходе исследования мы установили, что картина из собрания ASG написана по гравюре фламандского мастера Яна Саделера (Jan Sadeler, 1550 – 1600), которая ныне хранится в американской галерее Spaightwood Galleries (штат Массачусетс). Гравюра эта была выполнена в 1582 году по рисунку Мартена де Воса (Marten de Vos, 1532 – 1603) из Штеделевского художественного института и городской галереи.



Саделер, Ян
Гравюра выполнена по рисунку Мартена де Воса
Распятие с предстоящими
1582 год
Офорт
Галерея Spaightwood Galleries, штат Массачусетс, США


Де Вос, Мартен
Распятие с предстоящими
Около 1582 года
Чернила
23×20 см
Штеделевский художественный институт и городская галерея

Ян Саделер – выходец из знаменитой династии гравёров. Его братьями были такие выдающиеся мастера как Эгидий I (Aegidius I, около 1555 – около 1609) и Рафаэль I (Rafael I, 1560/61 – 1628/1632) Саделеры. Он обучался в мастерской отца, брюссельского резчика украшений на стальных и железных предметах вооружения. Саделер решил посвятить себя художественному гравированию после того, как сделал в Амстердаме несколько гравюр с Криспина ван ден Брука (Chrispijn van den Broeck, 1524 – 1591). Около 1572 года он работал в Антверпене. Здесь же он вступил в Гильдию святого Луки. Вместе с братом Рафаэлем I в период с 1569 по 1570 годы они работали на издателя Христофора Плантена (Christoffel Plantijn, 1520 – 1589). В 1579 году братья перебрались в Кёльн, а в 1595 году в Италию, сперва в Рим, а затем в Венецию, где, по всей вероятности, Ян и умер.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся две картины, написанные по гравюрам племянника Яна Саделера – Эгидия Саделера II (Egidius Sadeler II, около 1570 – 1629). Это работа с изображением святого Амвросия и «Союз Давида и Ионафана».


Фламандская школа XVII века
Картина написана по гравюре Эгидия Саделера II
Святой Амвросий
Дерево, масло. 62×48 см
БСИИ ASG, инв. № 02-1476


Де Вос, Мартен, круг Союз Давида и Ионафана 1580 – 1596 годы Дерево (дуб), масло. 48×111,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-3972

Ян Саделер - автор большого числа портретных изображений, исторических произведений и пейзажей. Его работы итальянского периода отличаются от его ранних гравюр более свободным и изящным приёмом резца. Важнейшими в ряду его гравюр являются: сцены из жизни Иисуса Христа по работам Маркуса Герардса Старшего (Marcus Gerards der Ältere, 1520/1521 – между 1586 и 1604), образы отшельников и аллегории наук по рисункам Мартена де Воса, события из Нового Завета, выполненные совместно с Петером де Витте (Peter de Witte, около 1548 – 1628), гравюры по композициям Якопо Бассано (Jacopo Bassano, около 1510 – 1592) и др.


Саделер, Ян
Гравюра выполнена по работе Мартена де Воса
Дева Мария в окружении музицирующих ангелов
1585 год
Национальная галерея искусств, Вашингтон


Саделер, Ян
Гравюра выполнена по работе Мартена де Воса
Грехопадение
Национальная библиотека Испании, Мадрид

Гравюра «Распятие с предстоящими» была создана Яном Саделером после его переезда в Кёльн в 1579 году. Однако гравёр продолжал часто посещать Антверпен, где и познакомился с Мартеном де Восом – автором подготовительного рисунка. В этот период художник был в зените славы. В 1572 его назначили деканом антверпенской Гильдии святого Луки, а после событий иконоборчества поручили восстановление церковных алтарей в Антверпене. В 1570-е годы художник так же, как и Саделер, работал в Германии, в Целле. Именно поэтому в рисунке и гравюре ощущается влияние (штрих, образы) великого немецкого живописца Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer, 1471 – 1528)


Дюрер, Альбрехт
Распятие (Серия «Страсти Христовы»)
1511 год
Офорт. 12×7,5 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Дюрер, Альбрехт
Распятие (Серия «Страсти Христовы»)
1498 год
Ксилография. 39×28 см
Галерея Альбертина, Вена

События Нидерландской революции разбросали антверпенских художников и гравёров по всей Европе. После падения Антверпена в 1585 году Ян и Рафаэль Саделеры работали в нескольких немецких городах – Майнце, Франкфурте-на-Майне и Мюнхене. В Мюнхене Ян Саделер выполнял заказы баварского герцога. Бавария, как известно, традиционно католический регион. Мартен Де Вос, будучи католиком, в период революции обратился в лютеранскую веру, а после событий в Антверпене снова вернулся в католицизм. В Германии XVI – XVII веков распространение получила нидерландская гравюра, поскольку немецкая испытывала период упадка. В католических регионах популярностью пользовались фламандские работы, в протестантских – голландские. Соответственно гравюра Саделера «Распятие с предстоящими» могла быть создана как во Фландрии, так и в Германии.

По аналогии с гравюрой и картина из Большого собрания изящных искусств ASG может быть атрибутирована фламандской или немецкой школой. Она вторична по отношению к гравюре и принадлежит к распространённой категории живописных копий, в основе композиционного решения которых лежит так называемая «циркулирующая графика». Этот раздел художественного рынка, заполнял специальные мастерские, занимавшиеся изготовлением живописных копий с картин или гравюр известных художников. Таким образом картину следует атрибутировать последователем Мартена де Воса, работавшим в конце XVI – первой половине XVII веков.

Автор «Распятия с предстоящими» из собрания ASG внес некоторые изменения в композицию в сравнении с гравюрой. Так, он изменил рисунок архитектурных построек на заднем плане, а также отказался от изображения черепа Адама у основания креста. Место погребения Адама было там же, где и место распятия Иисуса. Художник ограничился лишь изображением кости. Череп с костью присутствуют также в рисунке Мартена де Воса и гравюре Дюрера 1498 года.


Фрагмент картины последователя Мартена де Воса
с изображением кости Адама слева в нижней части
БСИИ ASG, инв. № 04-1721


Фрагмент картины последователя Мартена де Воса
с изображением кости Адама слева в нижней части
БСИИ ASG, инв. № 04-1721


Фрагмент гравюры Альбрехта Дюрера с изображением черепа и костей
Адама справа в нижней части
Галерея Альбертина, Вена

У Мартена де Воса была мастерская, в которой в период с 1564 по 1599 годы обучалось одиннадцать учеников: Балтен Флирден (Balten Vlierden, 1564), Венцель Кёбергер (Wenzel Coebergher, 1573), Ганс Снайерс (Hans Snyers, 1575), Мертен Боли (Merten Boly, 1577), Йекес Кирель (Jaeckes Keerel, 1577), Ян Адриансен Кноттаерт (Jan Adriansen Cnottaert, 1584), Петер Гутстен (Peeter Goutsteen, 1588), Ганс Кноттарт (Hans Cnottaert, 1594), Ганс ван Альтен (Hans van Alten, 1595), Ганс де ла Торте (Hans de La Torte, 1595) и Авраам ван Ливендейл (Abraham van Lievendale, 1599). Работами живописца, его художественными образами вдохновлялось не одно поколение старых мастеров. В Большом собрании изящных искусств ASG есть несколько картин круга и последователей де Воса, причем все они написаны на дереве. Рассматриваемая в статье картина последователя художника имеет развернутую иконографию сцены «Распятия». Образы святых и грешников выразительны и эмоциональны. Примечателен и колорит композиции, который автор продумал самостоятельно. На фоне мрачного грозового пейзажа ярким пятном выделяются красные одежды юного Иоанна. Все это делает данную работу одним из интереснейших произведений собрания ASG.

Алина Булгакова

Поделиться: