decor
Следите за нашими новостями

«Собирательный» портрет кармелитской святой

25.06.2024


Летом 2014 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось произведением «Искушение святой Терезы Авильской». Эксперты французского аукционного дома «Thierry de Maigret» атрибутировали картину фламандской школой конца XVI века. Работа написана на двух дубовых досках без паркетирования, расположенных по горизонтали. По мнению сотрудников аукциона, в основе композиции картины лежит так называемая циркулирующая репродукционная гравюра, а конкретно работа Филиппа Галле по рисунку Адриана Колларта.

Де Йоде Старший, Питер, последователь
Искушение святой Терезы Авильской
Фландрия, вторая четверть XVII века
Дерево (дуб), масло.
37,5×37 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4243

Филипп Галле (1537 – 1612) – прославленный нидерландский художник и гравёр по меди эпохи Маньеризма. Он работал с такими мастерами, как Питер Брейгель Младший (1564 – 1636) и Мартен ван Хемскерк (1498 – 1574). Тематика его произведений была, как правило, посвящена мрачным и мистическим событиям из религии и мифологии. Его работы наполнены аллегорическими образами смерти, грехопадения, мученичества святых, изображениями фантастических животных и чудовищ. Близким по духу работам Галле оказалось творчество фламандского рисовальщика и гравёра Адриана Колларта (1560 – 1618). Мастера часто работали вместе, а в 1586 году и породнились, когда Коллерт женился на дочери Галле Жюсте.

Однако серия гравюр, посвящённых жизни Терезы Авильской, вышла в 1613 году в Антверпене, когда Филиппа Галле уже не было в живых. Авторство серии принадлежит Адриану Колларту. Опубликовал гравюры в Антверпене сын Филиппа – Корнелис Галле (1576 – 1650). В полной мере унаследовав дарование отца, он прославился благодаря гравюрам на меди по мотивам картин Питера Пауля Рубенса. Гравюра под названием «Появление демона перед святой Терезой Авильской» является седьмой в серии увража, состоящего из 25 гравюр. В статье мы приведём гравюру, хранящуюся в Британском музее (Лондон).


Гравёр Адриан Колларт
Инвентор Питер Де Йоде Старший (?)
Опубликовано Корнелисом Галле
Появление демона перед святой Терезой Авильской
1613 год
Офорт. 18,5×21,5 см
Британский музей, Лондон

Произведение из Большого собрания изящных искусств ASG исполнено по данной гравюре, однако изображает лишь её часть в несколько измененном виде. На картине мы не увидим изображения чудовищ за спиной Терезы, олицетворяющих дьявольские силы. Сам дьявол представлен на гравюре рогатым и козлоногим существом с крыльями летучей мыши, а его «свита» с длинными щупальцами и огненными шарами. Характер их изображения вполне соответствует духу живописи североевропейских стран и восходит еще к традициям Альбрехта Дюрера (1471 – 1528) и Иеронима Босха (1450 – 1516). По причине того, что на картине нет изображения самого дьявола, затрудняется смысловое понимание сюжета «Искушения». Здесь в левой части художник изобразил лестничную балюстраду, ведущую на верхние этажи здания. Чувствуется и любовь автора к декоративности и тщательной проработке примечательных деталей. Он дополняет композицию изображением лампады перед образом Христа, вериг, подвешенных к потолку и песочных часов в правой части композиции, олицетворяющих неумолимость времени. Сама коленопреклоненная святая также изображена в центре с небольшими плетками для самобичевания, крапивой у её ног, связкой ключей в руке и пальмовой ветвью – символом мученичества. Тереза облачена в одежду Ордена босых кармелитов, чьей патронессой она являлась. Её руки обнажены, а из-под полы рясы видна ступня. Данные детали призваны подчеркнуть чистоту помыслов святой и открытость её сердца перед Богом.

Тереза с юных лет отличалась высокой набожностью. Родившись в Авиле в семье богатых дворян, она, несмотря на запреты отца, в возрасте 20 лет сбежала из дома и поступила в кармелитский монастырь. До конца своих дней она писала теологические трактаты, помогала нуждающимся, а также способствовала созданию новых монастырей.

В живописи наиболее распространённым иконографическим типом является изображение «Экстаза святой Терезы». Как сама Тереза описывает в книгах, ей были явления Сына Божьего и ангела, пронзавшего её сердце огненным копьём. Именно этот момент сошествия божественной благодати на святую стал излюбленной темой для многих поколений художников и скульпторов. Изображения искушения святой встречаются куда реже. В данном случае дьявол находится за спиной святой, а перед ее лицом – Христос в терновом венце и со связанными руками. Иконография «Осмеянного Христа» выбрана также неслучайно. Его образ помогает святой справиться со страданиями и призывает умерщвлять плоть розгами, дабы противостоять искушению.

Деятельность Адриана Колларта проходила в Антверпене между 1580 и 1618 годами. В 1580 году он вступил в гильдии Святого Луки, а в 1597 году стал её деканом. Его первые работы представляли собой «Семь планет» по рисункам Мартена де Воса. Затем он работал на Филиппа Галле и пытался стать независимым издателем в 1587 – 1588 годах. Гравёр жил в Италии, а по возвращении в Антверпен открыл собственную мастерскую.

Адриан Колларт вместе со своим братом Яном Коллартом II (Jan Collaert II, около 1561 – около 1620) работал над одними и теми же гравюрами. Кроме того они объединили свою мастерскую с мастерскими Филиппа Галле, что создаёт значительные трудности при атрибуции их произведений. Помимо Филиппа Галле и Мартена де Воса, Адриан Колларт сотрудничал с Хансом Болом (Hans Bol, 1534–1593) и Герритом де Йоде (Gerard de Jode, 1509 – 1591). Последний был отцом фламандского рисовальщика-орнаменталиста, живописца, мастера репродукционной гравюры и издателя Питера де Йоде Старшего (Pieter de Jode der Ältere, 1570 – 1634), по рисунку которого была выполнена гравюра Адриана Колларта с изображением святой Терезы.

Питер де Йоде Старший начал обучение в мастерской отца, а позднее стал учеником Хендрика Гольциуса (Hendrick Goltzius, 1558 – 1617) в Харлеме. В начале 1590-х годов он работал в Амстердаме, а затем отправился в Италию. В Риме он исполнил гравюры по произведениям Тициана, Джулио Романо (Giulio Romano, 1499 – 1546) и Якопо Бассано (Jacopo Bassano, около 1510 – 1592). Гравюры де Йоде Старшего с картин итальянских художников были опубликованы в «Книге о художниках» («Het Schilder-Boeck») Карела ван Мандера (Karel van Mander, 1548 – 1606). Мастер работал и в Венеции, о чем свидетельствует увраж гравюр по рисункам Мартена де Воса, которые он создал в Италии. Опубликовал гравюры Криспейн (Криспин) ван де Пасс Старший (Crispijn van de Passe the Elder, около 1564 – 1637).

В 1599 году де Йоде Старший вернулся в Антверпен. Здесь он вступил в Гильдию святого Луки. В 1631 году он отправился в Париж, где работал вместе с Антонисом ван Дейком. Учениками мастера были Питер де Йоде Младший (Pieter de Jode the Younger, 1606 – 1674), Питер де Байю (Pieter de Bailliu, 1613 – после 1660) и Ян Каспар Домс (Jan Gaspar Dooms, 1597 – 1675).

Мастер работал над проектами гравюр для издательств Италии и Антверпена. В частности, он исполнил рисунки и непосредственно гравюры для серий, посвященных жизнеописанию святой Екатерины Сиенской и святого Доминика. Обе серии находятся в Рейксмюсеуме (Амстердам). Серия со святой Екатериной была выпущена в Италии в 1597 году. Гравёром здесь выступил Питер де Йоде Старший, автором эскизов – итальянский живописец Франческо Ванни (Francesco Vanni, 1563 – 1610), издателем – Маттео Флорими (Matteo Florimi, работал в период с 1581 по 1613). В случае с серией о святом Доминике, изданной в Антверпене в 1611 году, гравёром и издателем был Теодор Галле (Theodoor Galle, 1571 – 1633), а автором подготовительных рисунков – Питер де Йоде Старший.



Гравёр Питер Де Йоде Старший
Инвентор Франческо Ванни
Опубликовано Маттео Флорими
Сцены из жизни и чудеса святой Екатерины Сиенской
1597 год
Офорт. 25,5×29 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Теодор Галле
Инвентор Питер Де Йоде Старший
Опубликовано Теодором Галле
Воскресение Наполеона Орсини
1611 год
Офорт. 15×9 см
Рейксмюсеум, Амстердам


В Британском музее в каталожном описании гравюры «Появление демона перед святой Терезой Авильской» имя Питера де Йоде Старшего как инвентора указано со знаком вопроса. На сайте электронной библиотеки «Internet Archive» выложено издание «Жизнь святой Терезы Авильской» (лат. «Vita S. Virginis Teresiæ a Iesv: ordinis carmelitarvm excalceatorvm piae restavratricis. Antverpiæ: Apud Ionnem Galleum») 1630 года [1]. В книге можно увидеть все 25 гравюр серии. В разделе авторства здесь указаны Адриан Колларт как гравёр и Корнелис Галле в роли издателя. Питер де Йоде Старший не упоминается. Однако в том же Рейксмюсеуме (Амстердам) сохранился один из подготовительных рисунков мастера для данной серии, датированный 1611 – 1613 годами. На нём изображена Тереза Авильская с черепом [2]. Гравюра, снятая с этого рисунка, напечатана в книге «Жизнь святой Терезы Авильской» под номером два [3]. Данный рисунок может служить доказательством того, что подготовительные эскизы для этой серии гравюр исполнил Питер де Йоде Старший.


Де Йоде Старший, Питер
Святая Тереза Авильская
1611 – 1613 годы
Бумага, чернила. 16×21,5 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Адриан Колларт
Инвентор Питер Де Йоде Старший
Опубликовано Корнелисом Галле
Святая Тереза Авильская (2 гравюра)
1630 год
Гравюра опубликована в книге «Жизнь святой Терезы Авильской» [3]

Подготовительный рисунок для гравюры «Появление демона перед святой Терезой Авильской», по-видимому, не сохранился. В книге под номерами шесть и семь опубликованы две близкие гравюры. На первой коленопреклонённая святая в монашеском облачении со сложенными в молитве руками стоит перед алтарём с образом «Осмеянного Христа». Слева в верхней части мы видим балюстраду со стоящей на ней монахиней. Надпись под изображением гласит: «Перед язвами Христа горячо молилась об изменении жизни к лучшему, всё сразу изменилось, она обрела испрошенную благодать; через несколько дней после этого она услышала голос Божий, сказавший, что с этого момента с ней будут говорить Ангелы» (лат. «Ante Christi plagis tumentis imaginem, pro vitae in melius mutatione feruenter orans, tota protinus immutata, postulatam gratiam consequitur; paucis in de post diebus, hane vocem a Deo persipiens; Pofthac cum Agelis conuer faberis»).


Гравёр Адриан Колларт
Инвентор Питер Де Йоде Старший
Опубликовано Корнелисом Галле
Молитва святой Терезы Авильской (6 гравюра)
1630 год
Гравюра опубликована в книге «Жизнь святой Терезы Авильской» [4]

На другой гравюре святая предстаёт с обнаженными руками после самобичевания. Перед ней всё тот же образ Иисуса в терновом венце, а слева анфилада, по которой к Терезе приближаются демоны. Под гравюрой приводятся следующие слова: «В великом раскаянии, c молчаливой уверенностью и возбужденной ненавистью к себе, она стала воспринимать умерщвление плоти как лакомство, раздирая ногтями девственную плоть, укрощая её крапивой и другими подобными жестокостями, она одичала духом» (лат. «Vehementi paenitentiae tacsa difiderio, et in suimet odium concitata, corporis mortificatio nem delicias reputare caeput, hinc virgineam carnem clauibus diuerberans, urticis et id genus alijs asper itatibus domans, spiritui feruam fecit»).


Гравёр Адриан Колларт
Инвентор Питер Де Йоде Старший
Опубликовано Корнелисом Галле
Появление демона перед святой Терезой Авильской (7 гравюра)
1630 год
Гравюра опубликована в книге «Жизнь святой Терезы Авильской» [5]

В основе композиции картины «Искушение святой Терезы Авильской» из Большого собрания изящных искусств ASG лежат обе гравюры. С гравюры под номером шесть («Молитва святой Терезы Авильской») художник воспроизвёл образ Христа в терновом венце (изображения заключены в одинаковые фигурные рамы), балдахин с ламбрекенами, табурет с песочными часами в правой части, дверной проём и балюстраду слева. Художник повторил и круглое окно в левом верхнем углу, но отказался от фигуры монахини. А вот молящаяся Тереза Авильская написана по седьмой гравюре, где святая предстаёт с оголёнными руками и атрибутами пыток.



Фрагмент картины «Искушение святой Терезы Авильской»
последователя Питера Де Йоде Старшего с изображением святой
БСИИ ASG, инв. № 04-4243


Фрагмент седьмой гравюры
«Появление демона перед святой Терезой Авильской»
Адриана Колларта с изображением святой [5]


Фрагмент картины «Искушение святой Терезы Авильской»
последователя Питера Де Йоде Старшего
с изображением дверного проёма и балюстрады в левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-4243


Фрагмент шестой гравюры
«Молитва святой Терезы Авильской»
Адриана Колларта с изображением дверного проёма
и балюстрады в левой части [4]


То, что картина из собрания ASG была написана по данным гравюрам, подтверждает и их совпадающее композиционное построение. Так как она вторична по отношению к гравюрам, её следует отнести к распространённой категории живописных работ, в основе композиционного решения которых лежит «циркулирующая графика». Этот раздел художественного рынка, заполняли специальные мастерские, занимавшиеся изготовлением живописных копий с картин или гравюр известных художников. Одна из основных особенностей таких произведений – упрощение изображения в сравнении с первоисточником. Так живописцы сокращали количество персонажей в композициях, изображали их со спины или же отказывались от большого числа деталей интерьеров или пейзажей. Именно поэтому автор произведения из Большого собрания изящных искусств ASG не стал изображать монахиню и демонов с шестой и седьмой гравюр Адриана Колларта.

Автор картины из собрания ASG для её написания использовал две гравюры. В изобразительном искусстве Фландрии XVII века было и наоборот. Так, например, один из лучших фламандских гравёров Лукас Ворстерман (Lucas Vorsterman, 1595 – 1675) объединил в одну композицию гравюры две живописные работы Рубенса – «Динарий кесаря» и «Христос передает ключи святому Петру». Гравюра эта хранится в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско. Известно, что Рубенс не одобрял подобных экспериментов со своими картинами. Ворстерман начал работу в его мастерской в 1617 – 1618 годах и вскоре стал лучшим гравером его картин. В 1621 году между Ворстерманом и Рубенсом возникли серьезные творческие разногласия и споры по поводу авторских прав. Возможно, поводом для них стал именно этот комбинированный вариант гравюры «Динарий кесаря». Дошло до того, что адвокаты Рубенса обратились к официальным властям с ходатайством о защите художника от нападок Ворстермана. Ходатайство было удовлетворено.


Гравюра Лукаса Ворстермана с картин Питера Пауля Рубенса
Динарий кесаря
После 1621 года
40×50,5 см
Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско



Рубенс, Питер Пауль
Динарий кесаря
1612 год
Дерево, масло. 144×190 см
Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско


Рубенс, Питер Пауль
Христос передает ключи святому Петру
Около 1614 года
182,5×159 см
Берлинская картинная галерея


Если сравнить работу из собрания ASG и гравюры из увража «Жизнь святой Терезы Авильской» с гравюрами из серии о святой Екатерине Сиенской и Доминике Питера де Йоде Старшего, можно обнаружить немало общих деталей и образов. Серия о Терезе Авильской была выпущена в 1613 году вслед за гравюрами со святым Домиником. На гравюре под номером 28 Доминик занимается самобичеванием перед алтарём. Он преклонил колени напротив распятия. В вытянутой руке святой держит цепи, которые опоясывают его. Торс Доминика обнажён, из-под спущенной рясы видна ступня. Аналогичным образом перед алтарём изображена и Тереза Авильская на картине из собрания ASG. Левая рука святой прижата к груди, прямая правая – отведена в сторону. В такой же позе на гравюре «Чудо святого Елисея с маслом» изображена и коленопреклонённая вдова (гравюра исполнена Николасом Рикмансом по рисунку Питера де Йоде Старшего из Музея Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, 1616 – 1636 годы, Рейксмюсеум, Амстердам), а также дочь военачальника Иеффая, которой отец позволяет на два месяца удалиться в горы (гравюра исполнена Николасом Рикмансом по рисунку Питера де Йоде Старшего, 1643 год, Рейксмюсеум, Амстердам).


Гравёр Теодор Галле
Инвентор Питер Де Йоде Старший
Опубликовано Теодором Галле
Самобичевание святого Доминика
1611 год
Офорт. 15×9 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Николас Рикманс
Инвентор Питер де Йоде Старший
Чудо святого Елисея с маслом
1616 – 1636 годы
21,5×28 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Николас Рикманс
Инвентор Питер де Йоде Старший
Опубликовано Класом Янсоном Висхером II
Иеффай отпускает дочь в горы
1643 год
21,5×28 см
Рейксмюсеум, Амстердам



Фрагмент картины «Искушение святой Терезы Авильской»
последователя Питера Де Йоде Старшего
с изображением святой
БСИИ ASG, инв. № 04-4243


Фрагмент гравюры «Чудо святого Елисея с маслом»
по рисунку Питера де Йоде Старшего
с изображением вдовы
Рейксмюсеум, Амстердам


Фрагмент гравюры «Иеффай отпускает дочь в горы»
по рисунку Питера де Йоде Старшего
с изображением дочери военачальника
Рейксмюсеум, Амстердам


На картине из собрания ASG голова Терезы окружена характерным сиянием со светлыми лучами. Лучистые нимбы обрамляют и голову Христа на гравюре Питера де Йоде Старшего со сценами из жизни Екатерины Сиенской. Ещё одной типичной для Питера де Йоде Старшего деталью является изображение балдахина с ламбрекенами над алтарём в правой части картины со святой Терезой Авильской. Балдахин этот имеет зелёный цвет, а ламбрекен оформлен подвесками. Близкие балдахины с ламбрекенами и подвесками присутствуют над тронами на гравюре мастера «Екатерина просит Папу Григория XI вернуться в Рим» (1597 год, Рейксмюсеум, Амстердам) и работе по его рисунку «Царь аммонитян претендует на землю» (1643 год, Рейксмюсеум, Амстердам). Кроме этого, на картине перед алтарём с образом «Осмеянного Христа» висит зажжённая лампада. Горит она и перед алтарём на гравюре с изображением святых Екатерины и Агнессы (1597 год, Рейксмюсеум, Амстердам).


Гравёр Питер Де Йоде Старший
Инвентор Франческо Ванни
Опубликовано Маттео Флорими
Сцены из жизни и чудеса святой Екатерины Сиенской
1597 год Офорт. 25,5×29 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Питер Де Йоде Старший
Инвентор Франческо Ванни
Опубликовано Маттео Флорими
Екатерина просит Папу Григория XI вернуться в Рим
1597 год Офорт. 25,5×29 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Николас Рикманс
Инвентор Питер де Йоде Старший
Опубликовано Класом Янсоном Висхером II
Царь аммонитян претендует на землю
1643 год 21,5×28 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Питер Де Йоде Старший
Инвентор Франческо Ванни
Опубликовано Маттео Флорими
Гравюра с изображением святых Екатерины и Агнессы
1597 год Офорт. 25,5×29 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Фрагмент картины «Искушение святой Терезы Авильской»
последователя Питера Де Йоде Старшего
с изображением алтаря с балдахином и лампадой
БСИИ ASG, инв. № 04-4243



Фрагмент гравюры
«Царь аммонитян претендует на землю»
по рисунку Питера де Йоде Старшего
с изображением балдахина над троном царя
Рейксмюсеум, Амстердам


Фрагмент гравюры, посвящённой жизни
Екатерины Сиенской
Питера де Йоде Старшего
с изображением алтаря и лампады
Рейксмюсеум, Амстердам


Из композиции картины последователя Питера де Йоде Старшего исключены изображения чудовищ, олицетворяющих дьявольские силы. Они присутствуют на седьмой гравюре серии «Жизнь святой Терезы Авильской». Близкие им существа изображены на гравюрах «Явление дьявола святому Доминику» (1611 год, Рейксмюсеум, Амстердам) и «Видения святой Екатерины Сиенской» (1597 год, Рейксмюсеум, Амстердам). Над головой Доминика здесь горит всё тот же лучистый нимб.



Гравёр Теодор Галле
Инвентор Питер Де Йоде Старший
Опубликовано Теодором Галле
Явление дьявола святому Доминику 1611 год
Офорт. 15×9 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Гравёр Питер Де Йоде Старший
Инвентор Франческо Ванни
Опубликовано Маттео Флорими
Видения святой Екатерины Сиенской
1597 год
Офорт. 25,5×29 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Многим рисункам и гравюрам Питера де Йоде Старшего присуща одна и та же отличительная черта – многоуровневое построение композиций. Действие религиозных сюжетов часто происходит на фоне пейзажей с архитектурными постройками или в интерьерах со множеством комнат, балюстрад, лестничных маршей, дверей, анфилад и оконных проёмов. Персонажи, объединенные рамками одного сюжета, часто располагаются на нескольких этажах, за стенами построек и в отдалении пейзажных ландшафтов. События могут быть разделены на несколько подсюжетов, которые развиваются одновременно в разных частях одной композиции. Это присуще и серии гравюр «Жизнь святой Терезы Авильской». Во многие гравюры данной серии, где действие происходит в интерьере, мастер включил изображение балюстрады. Присутствует она на восьмой гравюре серии, где сердце Терезы пронзает стрела, а также в композиции, на которой Дева Мария в присутствии Иосифа надевает на шею святой крест (четырнадцатая гравюра) [6]. Балюстрада присутствует так же справа и на гравюре «Иосиф и жена Потифара» по рисунку Питера де Йоде Старшего (1643 год, Рейксмюсеум, Амстердам). На картине из собрания ASG слева на первом этаже мы видим дверной проём с зарешеченным окном в глубине и балконную балюстраду второго этажа с небольшим круглым окном. Окна подобной формы часто называют «Бычьим глазом» (фр. œil-de-bœuf, нем. Bullenauge – «глаз быка»).


Гравёр Адриан Колларт
Инвентор Питер Де Йоде Старший
Опубликовано Корнелисом Галле
Дева Мария в присутствии Иосифа надевает на шею святой Терезы Авильской крест (14 гравюра)
1630 год
Гравюра опубликована в книге «Жизнь святой Терезы Авильской» [6]


Гравёр неизвестен
Инвентор Питер де Йоде Старший
Опубликовано Класом Янсоном Висхером II
Иосиф и жена Потифара
1643 год 21×26,5 см
Рейксмюсеум, Амстердам


Фрагмент картины «Искушение святой Терезы Авильской»
последователя Питера Де Йоде Старшего
с изображение дверного проёма и балюстрады в левой части
БСИИ ASG, инв. № 04-4243

Поскольку картина из Большого собрания изящных искусств ASG исполнена по гравюрам, автором подготовительных рисунков к которым был Питер де Йоде Старший, её следует атрибутировать последователем данного мастера. Работа отличается архаичным, безыскусным характером изображения, присущим поздней северной Готике и Ренессансу. Это ощущается в физиологической трактовке образа святой, в старательно воспроизведённых подробностях обстановки комнаты, а также в использовании локальных цветовых сочетаний зеленого, красного, черного и белого, практически без тональной нюансировки. Картина невелика по формату и имеет практически квадратную форму. Скорее всего, она была написана для церковного алтаря провинциальным художником. Святая Тереза была беатифицирована в 1614 году Папой Павлом V и канонизирована в 1622 году Папой Григорием XV. Таким образом, работа была исполнена, вероятнее всего, после канонизации во второй четверти XVII столетия. Композиция из собрания ASG имеет название «Искушение святой Терезы Авильской». Оно отличается от названий шестой и седьмой гравюр серии («Появление демона перед святой Терезой Авильской», «Молитва святой Терезы Авильской»). На картине нет чудовищ, но это и не просто молитва, т.к. святая придаётся самоистязанию, дабы преодолеть искушение.


Алина Булгакова

Источники:

  1. Vita S. Virginis Teresiæ a Iesv: ordinis carmelitarvm excalceatorvm piae restavratricis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/vitasvirginister00coll/page/n3/mode/2up - Дата доступа: 20.06.2024.
  2. Portret van Teresa van Avila, Pieter de Jode (I), 1611 – 1613 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rijksmuseum.nl/en/collection/RP-T-1965-288 - Дата доступа: 20.06.2024.
  3. Vita S. Virginis Teresiæ a Iesv: ordinis carmelitarvm excalceatorvm piae restavratricis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/vitasvirginister00coll/page/n5/mode/2up - Дата доступа: 20.06.2024.
  4. Vita S. Virginis Teresiæ a Iesv: ordinis carmelitarvm excalceatorvm piae restavratricis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/vitasvirginister00coll/page/n13/mode/2up - Дата доступа: 20.06.2024.
  5. Vita S. Virginis Teresiæ a Iesv: ordinis carmelitarvm excalceatorvm piae restavratricis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/vitasvirginister00coll/page/n15/mode/2up - Дата доступа: 20.06.2024.
  6. Vita S. Virginis Teresiæ a Iesv: ordinis carmelitarvm excalceatorvm piae restavratricis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/vitasvirginister00coll/page/n29/mode/2up - Дата доступа: 20.06.2024.

Поделиться: