decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Сохраняете культурное наследие, открывая новое звучание художника…»

25.05.2022

21 мая в Международном институте культурного наследия состоялась ежегодная акция «Ночь в музее», посвященная Международному дню музеев

«Человеку необходимы три вида общения с людьми: любовь, дружба и чтение книг, я бы добавила к этому утверждению Монтеня еще и восприятие произведений искусства, - обратилась к членам Общественного совета, авторам и наиболее активным читателям журнала «Мир искусств» его редактор Светлана Бородина, - мы ежегодно отмечаем Международный день музеев новой выставкой, стараясь раскрыть все богатство коллекций Большого собрания изящных искусств ASG. В этом году вниманию наших гостей будут предложены атрибутированные искусствоведом Алиной Булгаковой произведения итальянских старых мастеров».




Принадлежность авторов итальянской школе была установлена в ходе искусствоведческого анализа, а поступили они в собрание либо вовсе без атрибуции, либо с указанием страны, которая не нашла подтверждения. Так произошло с портретом Виктора Амадейя I (https://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/odin-iz-doma-savoyskikh-v-bolshom-sobranii-izyashchnykh-iskusstv-asg/), который экспертом аукционного дома Etienne de Baecque Тиной Бернардс был определен как портрет дворянина с фрезой французской школы.




Гарцони, Джованна, мастерская
Портрет Виктора Амадейя I с орденом Аннунциаты
После 1632 года
Холст, масло. 74,5×61 см
БСИИ ASG, инв. № 02-1838


Джованна Гарцони (1600-1670), называемая также Целомудренной Джованной из-за ее клятвы оставаться девственницей, писала произведения на религиозную и мифологическую темы, но прославилась ботаническими росписями. Свободная от семейных забот, потомственная художница снискала славу у правителей Неаполя и Турина, обеспечила себе покровительство и в других европейских городах, таких как Париж.

Картины Гарцони, особенно натюрморты, нравились настолько, что, по словам современников, она могла продавать свои работы «за любую цену, которую пожелает».




Гарцони, Джованна Автопортрет


Среди ее покровителей была не только итальянская, но и испанская знать, именно связями с испанскими заказчиками можно объяснить испанские мотивы в портрете из БСИИ, оригинал которого был выкуплен семьей Медичи.

Картина крупного итальянского художника, архитектора и скульптора Чиро Ферри «Обрезание Господне» (https://int-ant.ru/news/smi/art/obrezanie-gospodne-/?sphrase_id=14737) поступила в собрание, залитая паркетным лаком, и прошла несколько этапов реставрации, которая еще не завершена.




Ферри, Чиро
Обрезание Господне (ок.1660).
Холст, масло. 130×100,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1360


Чиро Ферри (1633-1689) также поддерживал тесные связи с двором Медичи и флорентийской аристократией. В 1673 году великий герцог Тосканы Козимо III поручил ему основать Академию во Флоренции для обучения молодых флорентийских художников.




Макферсон, Джузеппе Миниатюрная копия автопортрета Чиро Ферри


К довольно редкому для католиков и православных сюжету Обрезания Господня Ферри обращался неоднократно. В 1662 году в Риме был издан миссал (сборник богослужебных текстов для мессы) для папы Александро VII Киджи, иллюстрированный 18 гравюрами, шесть из которых - «Обрезание», «Тайная вечеря », «Распятие », «Воскресение », «Пятидесятница », «Святые Петр и Павел в тюрьме» - с большим искусством выполнил Ферри, ему же принадлежал замысел и остальных 12 гравюр.

Картина «Мученичество святой Цецилии» поступила в собрание как работа итальянской школы.




Ванни, Франческо
Мученичество Святой Цецилии
1601 – 1610 годы
Холст, масло. 125,5×178 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1512


С историей ее атрибуции можно познакомиться здесь: https://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/posledniy-akkord-sienskoy-shkoly-atributsiya-polotna-franchesko-vanni-muchenichestvo-svyatoy-tsetsil/?sphrase_id=14738




Макферсон, Джузеппе Миниатюрная копия автопортрета Франческо Ванни


Родился будущий художник в Сиене 5 января 1564 года в семье Эудженио ди Джованни Ванни, богатого торговца тканями, и Баттисты ди Витторио Фокари. Отец преждевременно умер, оставив сыну большое наследство; в 1567 году его мать снова вышла замуж за художника Арканджело Салимбени, ведущего деятеля сиенской художественной сцены, от которого в 1569 году родился Алессандро, известный как Вентура. Молодому Франческо пришлось разделить ученичество со своим сводным братом в мастерской отчима.

Звездный этап в творческой карьере Ванни случился под влиянием Федерико Бароччи, у которого он заимствовал широкие диагональные композиции, мягкие физиономии персонажей, и переливчатые хроматические эффекты.

Начиная с 1592 года влияние Бароччи начинает ослабевать, и художник обновляет свой стиль в натуралистическом смысле, ориентируясь на флорентийских коллег и, прежде всего, Карраччи: на этом этапе мы наблюдаем постепенное затемнение цветов, в то время как фигуры приобретают несвойственную до сих пор пластичность и гладкость, что и демонстрирует картина из БСИИ.

Произведение Дюге – «Пейзаж с пастухами» – поступило в Большое собрание изящных искусств ASG без атрибутационных данных (https://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/peyzazh-s-vidom-na-goru-sorakta/?sphrase_id=14678).




Дюге, Гаспар
Пейзаж с пастухами
Италия, 1669-1671 годы
Холст, масло. 49,5×65 см
БСИИ ASG, инв. №04-1303


Сын Жака, повара парижского происхождения, и Доротеи Скаруффо, итальянки, Гаспар Дюге родился в Риме 4 июня 1615 года. Вскоре после замужества его сестры Анн-Мари с Николя Пуссеном он поступил подмастерьем к своему шурину; вероятно, с этого времени его стали называть Гаспаром Пуссеном.

С самого начала Пуссен поощрял талант юноши, замечая, «что он более склонен рисовать страны, чем фигуры». Дюге был неутомимым тружеником и вне искусства его жизнь как бы протекала без крупных событий. Он был избран академиком академии Святого Луки в 1657 году вместе с Гийомом Куртуа.

В возрасте 60 лет Дюге скоропостижно скончался от водянки.




Дюге, Гаспар
Рыбаки, застигнутые бурей
1650 – 1675-й годы
Холст, масло. 47,5×64 см
БСИИ ASG, инв. №04-3939


К раннему периоду творчества Дюге относятся картины, которые историки искусства условно сгруппировали под названием «березовый автор»: в них обязательно присутствуют березоподобные деревья, с разбросанными и часто сломанными ветвями, занимающие, как в произведении из БСИИ «Рыбаки, застигнутые бурей», всю высоту полотен. Неглубокое пространство ландшафтов перекрывается этими деревьями или массивными скалами; реализм простых мотивов как бы восстанавливает наблюдаемые места в их целостности. Слабость композиций компенсируется хроматичностью охры или насыщенной зелени и всхолмленным ландшафтом.

По окончании экскурсии устроители попросили поделиться впечатлениями членов общественного совета журнала, который готовится к своему первому юбилею, в январе будущего года ему исполнится 10 лет.

Айслу Мансурова, доктор исторических наук:

- Приятно видеть, что в Казани (пока только спортивной, а не культурной столице России) развивается частное музейное дело. Что есть меценаты, настоящие покровители искусств. Что есть люди, преумножающие ее богатства…

В столице Татарстана, обладающей богатыми музейными традициями, ведется интересная исследовательская и реставрационная работа. На этом фоне, безусловно, выделяется Международный институт культурного наследия, силами которого издается великолепный журнал по искусству – «Мир искусств. Вестник …», который по праву можно назвать одним их лучших российских периодических изданий в данной области.

Как постоянный читатель, наблюдающий его не один год, хочу отметить его развитие, высокий научный уровень издания, глубину содержания, широту рассматриваемых тем, среди которых история отдельных видов искусства (живопись, фарфор, текстиль, мебель и др.), реставрация предметов, проблемы сохранения объектов культурного наследия, развитие территорий и многое другое.

Журнал, издаваемый силами небольшого редакторского коллектива, прекрасно оформлен, «вкусно» написан, полиграфически богато исполнен, что качественно выделяет его на фоне других изданий по искусству.

Надеюсь, что журнал будет издаваться еще много лет и радовать нас, почитателей искусства, своими новыми находками и открытиями. Пожелаем его талантливому коллективу творческого и научного вдохновения!

Расых Салахов, кандидат педагогических наук, лауреат международных конкурсов, фестивалей, премий в сфере дизайна:

- я здесь не был почти год, и придя вновь в этот замечательный музей, должен сказать, что основное впечатление от увиденного сегодня, услышанного от Алины Вячеславовны, Светланы Дамировны: нет предела познанию. Вы все глубже проникаете в историю картин, входящих в ваше собрание: в историю создания, жизни художников… Это удивительно, это познавательно, я восхищаюсь вашей работой и уверен, что в будущем вы еще не раз поделитесь с нами своими открытиями.

Я, естественно, слежу за оформлением «Мира искусств», вижу, что вы ищете какие-то новые подходы, но должен сказать, что в восприятии нашем уже сложился его образ, и ваш начальный патрицианский стиль – пурпур с золотом – вам очень идет, и нужно его сохранить, поскольку это не показная роскошь, а настоящая – роскошь собрания, изысканность изложения материала. Это именно то, что отличает ваше собрание и институт.

Михаил Яо, кандидат социологических наук, доцент:

- во-первых, приятно, что институт хранит традицию почитания Дня музеев, это ведь не просто профессиональный праздник музейщиков, это праздник всей культуры, потому что без музеев, без того, что они хранят, не может быть цивилизации. Во-вторых, импонирует то, что институт развивается, развивается профессионально и научно, такие атрибуции, которыми сегодня поделилась Алина Вячеславовна, свидетельствуют о высоком профессионализме. Я восхищен, я понимаю, как сложно это делать, ведь кроме знаний в этом процессе нужна еще и интуиция, чтобы не пойти по ложному пути. Атрибуция Дюге и Ванни – это виртуозная вещь! Легко атрибутировать Рубенса или Караваджо, а вот Дюге, недооцененного и порядком забытого… И это позволяет заключить, что институт не только выполняет функции музея, но и сохраняет культурное наследие, открывая новое звучание художника. Тот же Дюге, это художник, который в ближайшее время должен быть осмыслен как яркое явление искусства благодаря работам из БСИИ и атрибуции Алины Вячеславовны. Я желаю вам благополучия и продолжения вашей подвижнической деятельности.




Гостей Международного института культурного наследия - представителей самых разных
профессий, школьников, студентов – объединяет любовь к искусству






Светлана Бородина

Поделиться:
Яндекс.Метрика