Современник Дюрера и Гольбейна
В 2024 году исполняется 540 лет со дня рождения Никлауса Мануэля Дейча (Дойча), швейцарского живописца, графика, поэта, памфлетиста, ландскнехта и государственного деятеля. Принадлежность мастера к ренессансу критики видели в «размашистости» его технических приемов. Совершенно чужды Дейчу тщательная отделка и пытливое углубление в предмет – то самое, что так трогает в его современниках – Дюрере и Гольбейне. Кисть, карандаш и резец бегают под его рукой, создавая формы с такой легкостью, что ошибки в их моделировании воспринимаются как проявление авторской манеры. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется полиптих последователя художника
Никлаус Мануэль был одной из самых ярких фигур швейцарской Реформации. В первую очередь нас интересует его живописное наследие, хотя он преуспел как драматург, поэт, судья и даже наемный солдат.
Записей о рождении Мануэля не существует; несколько источников указывают его возраст на момент смерти в 1530 году - 46 лет, так что он, вероятно, родился около 1484 года.
Мать - Маргарета Фрикер, внебрачная дочь городского клерка Тюринга Фрикера, отец - Эмануэль Аллеман, аптекарь, чья семья иммигрировала в Берн из Кьери, маленького средневекового города близ Турина. Документов о его детстве и образовании также не сохранилось. Согласно его первым биографам, Мануэль получил образование под руководством каноника Генриха Вёльфлина, деля класс ни с кем иным, как с будущим реформатором церкви Хульдрихом Цвингли. Непростое детство, необходимость самому зарабатывать на жизнь сказались на качестве его художественной подготовки. В его планы уж точно входила не живопись, а более привлекательные на тот период архитектура, либо ремесло ювелира или механика.
По его ранним работам можно с уверенностью заключить, что Мануэль сначала прошел обучение у художника по стеклу, что доказывают два подписанных витража в Кирхберге недалеко от Бургдорфа, созданные около 1509 года. Высказываются предположения, что он обучался ремеслу витражиста в Аугсбурге у Ганса Бургкмайера или в Нюрнберге у Альбрехта Дюрера. Однако более вероятно, что его учителем был местный витражист. Их производство в этот период было особенно активным и прибыльным; более того, пять недатированных и неподписанных рисунков пером и чернилами, используемых в качестве эскиза для витражей, были приписаны ему как самые ранние известные работы (1507-1508 гг.).
Что Мануэль не был по образованию живописцем неопровержимо доказывает его самый ранний сохранившийся рисунок, он имеет вполне ученический характер, хотя был создан не раньше 1505 года, то есть в 21-летнем возрасте. Представить ученика в этом возрасте в то время абсолютно невозможно.
Несмотря на то, что Мануэль по большому счету самоучка, он достиг поразительной универсальности. Его наследие включает: витражи, рисунки для гравюр на дереве, ювелирные изделия, алтарные образы, портреты, картины религиозного и мифологического содержания, декоративную живопись и настенные росписи монументального формата. Материально он всегда был стеснен в средствах, так что его искусство – это прежде всего возможность заработка. Вот почему, как видно из архивных документов, начиная с 1513 года, он брался за любую более или менее художественную работу.
Более поздние свидетельства рисуют Мануэля как необразованного ремесленника, без знания латыни или французского языка, который боролся с утонченными наклонностями своего образованного деда. Не зависимо от того, получил ли он образование в действительности или нет, семейные связи Мануэля давали ему множество привилегий, и какой бы конфликт ни существовал между ним и его дедом, он, тем не менее, занимал довольно высокое положение в социальной иерархии Берна.
Мануэль впервые появляется в письменных записях в 1509 году в его брачном контракте с Катариной Фришинг, дочерью видного городского советника Ганса Фришинга. В документе его имя указано как Никлаус Аллеман. По-видимому, вскоре после этого он взял в качестве фамилии усеченное имя своего отца - Мануэль. В марте 1510 года после его избрания в Большой совет он появляется в списке впервые как Никлаус Мануэль. В 1513 году Мануэль стал членом местной гильдии художников. В том же году мы находим первую запись, документирующую художественную деятельность Мануэля: квитанцию об оплате за проектирование навесных знаков с именами, надписями или гербами.
В следующем году он купил дом № 72 на Герехтигкейтсгассе (улица до сих пор существует), в котором и жил до своей смерти и который оставался во владении его потомков примерно до 1650 года.
У Никлауса Мануэля было шестеро детей, двое сыновей Никлаус Младший и Ганс Рудольф тоже стали художниками.
Как и многие его соотечественники, Никлас Мануэль несколько раз служил в швейцарском наемном войске. Похоже, что впервые он вступил в наемную армию Франциска I Французского для участия в его кампании 1516 года в Милане. Вот почему его имя отсутствует в списке городских советников того года. Второй раз он участвовал в итальянской кампании 1522 года, особенно жестокой и унизительной серии сражений, в которых они потерпели поражение от своих соперников - немецких ландскнехтов. Мануэль был ранен в руку при штурме Новары и вместе со всеми потерпел тяжелое поражение при Бикокке, разрушившего миф о непобедимости швейцарской армии.
Резкий спад его художественного творчества около 1521–1522 годов, по-видимому, совпал со значительным изменением рода занятий Мануэля, когда он посвятил себя сатирическим поэмам и полемическим пьесам, а также политической карьере. Первый известный текст Мануэля – это хулигански-элегантные стихи, которые сопровождали его фреску «Пляска смерти». Она была написана в 1517 - 1519 годах в доминиканском монастыре в Берне, это было огромное произведение, известное сейчас нам, к сожалению, лишь по недостоверной копии Альбрехта Каува от 1649 года, находящейся в Историческом музее в Берне.
Пляска смерти.
Копия Альбрехта Каува (1659).
Акварель
Наибольшую популярность при жизни Мпнуэлю принесли сатирические листовки, в которых он яростно критиковал папство и католическую церковь. Вместе с его радикальными антикатолическими пьесами они нашли сильный отклик среди населения и, как говорят, сделали для дела Реформации в Берне больше, чем проповеди Берхтольда Галлера.
Дойч на протяжении многих лет был ярым сторонником Реформации. Словами и изображениями он бичевал бесчинства духовенства, а многочисленные стихотворения сатирического содержания на религиозную тему свидетельствуют об огромной силе его слова. Его также высоко ценили в родном городе за дипломатический талант и государственную мудрость. В последние два года своей жизни он принял участие более чем в 80 совещаниях и конференциях и всегда умел своим благородным и примирительным посредничеством довести бурные переговоры до счастливого конца.
В 1523 году он был назначен ландфогтом (управляющим) небольшой бернской территории Эрлах; затем продолжил свою деятельность в Большом совете, через который он начал активно агитировать за принятие новой веры.
В 1528 году Мануэль был избран в Малый совет и 7 октября того же года он стал одним из четырех веннеров, одной из высших политических должностей в городе, уступавшей только мэру и казначею. Он также был назначен Баннергауптманом («капитаном знамени»), командуя бернским войском в нескольких протестантских военных действиях. После официального принятия Реформации в 1528 году руководил иконоборческой чисткой церквей в Берне. В дополнение к своим обязанностям советника, капитана и веннера, Мануэль раз в месяц отправлялся в дипломатические миссии в другие швейцарские города и территории, чтобы помочь урегулировать растущую конфессиональную напряженность, которая грозила разорвать Конфедерацию. Неудивительно, что он скончался28 апреля 1530 года в возрасте 46 лет, по легенде, от физического и нервного истощения.
Почти три четверти произведений Мануэля подписаны его монограммой NMD (см. автопортрет), и личным знаком — швейцарским кинжалом.
Швейцарский кинжал вместо подписи
(городская библиотека Берна, фрагмент)
Хотя ученые предполагали, что «D» в монограмме означало «Deutsch», нет никаких записей о том, что он когда-либо использовал это имя, за исключением его брачного контракта, в котором его имя указано как «Alleman». В настоящее время общепризнано, что «D», скорее всего, относится к «Degen» или «Schwytzerdegen», то есть к названию конкретного швейцарского кинжала, который он использовал в качестве печати во многих своих работах. Большинство его работ не датировано. Вместо этого ученые разработали довольно убедительную систему датировки, основанную на документированной эволюции Schwytzerdegen от тонкого, сужающегося лезвия до округлого, тупого кинжала, сопровождаемого россыпью виньеток, найденных в его более поздних работах. Таким образом, графическое творчество Мануэля было разделено примерно на три периода. Всего ему приписывают около 100 рисунков и 10 гравюр на дереве.
В период с 1515 по 1520 годы Мануэль также создал около 30 картин. Сюда входят: шесть алтарей; три картины на холсте; три картины небольшого размера на дереве, каждая размером примерно 13 на 10 дюймов; три портрета, включая один автопортрет; и две настенные росписи, ныне уничтоженные, но, к счастью, сохранившиеся в акварельных копиях. К сожалению, работы Мануэля постигла та же участь, что и его современников, они были уничтожены в процессе Реформации.
В 1517 году Мануэль расписал потолок недавно достроенного хора Бернского собора, а между 1522 и 1524 годами он помог спроектировать его хоры в стиле Ренессанс, первые в своем роде в Швейцарии. Несколько его картин представляют собой алтарные образы, заказанные местными церквями, что свидетельствует о том, что его талант пользовался большим спросом в Берне; но он также находился в косвенном контакте с некоторыми из самых выдающихся художников Северной Европы, включая Ганса Бальдунга Грина, Урса Графа и, возможно, Дюрера. Действительно, несколько его неподписанных работ ранее считались произведениями этих современников, и его художественные творения достойны сравнения с лучшими произведениями его эпохи.
Святой Лука, рисующий Богородицу (1515).
Дерево, темпера. 117 х 82 см.
Художественный музей Берна
В этой картине, кроме автопортрета в образе Святого Луки, что для того времени является типичным решением, художник предлагает нам заглянуть в ремесленную мастерскую позднего средневековья. На заднем плане помощник растирает краски. На переднем плане слева, низкий стол, на котором разложены инструменты художника: многочисленные кисти, горшочки с краской, миска с водой и шпатель. Лука-Мануэль сидит за мольбертом на зеленой бархатной подушке, держа палитру в левой руке, с маховой палкой в правой руке для обеспечения ей твердости. Одна нога выставлена вперед, направляя наше внимание на монограмму художника на плитке. Святой пишет портрет Богоматери с Младенцем, окруженный мерцающим золотым фоном. Лука не смотрит на свое полотно, а, на мгновение остановив свою работу, устремляет взор к верхнему левому углу рамы, где, можно догадаться, ему даруется видение Богоматери с Младенцем. Однако, зритель видит лишь слабый проблеск золотых лучей, словно фрагмент мандорлы.
Мануэль подписывал монограммой NMD картины и поэтические тексты, буквы, вначале разделенные, затем слились, чаще всего сопровождались кинжалом, а после 1515 года — лентой, где D означает Degen (меч) или Deutsch (эквивалент фамилии Аллеман) и чья эволюция способствует датировке его работ. Его разнообразное наследие включает рисунки, витражи (1508-1529), картины на холсте (1513/1514-1517/1518), алтарные образы, панно малого формата и портреты (ок. 1514-1520), настенные росписи (ок. 1514-1520) и гравюры на дереве (1518).
Усекновение главы Святого Иоанна,
Около 1520
Дерево, темпера 33 x 25 см
Художественный музей Базель
о творческой и семейной жизни Никлауса Мануэля Дейча
Никлаус Мануэль Младший, сын Никлауса Мануэля,
в костюме швейцарского солдата (1553).
Рисунок
|
|
|
Три теологические благодетели,
связанные с четырьмя кардинальными благодетелями:
Осторожность, Сила, Умеренность
Швейцария, XVI век
Холст, масло. 106×38 см
БСИИ ASG инв. № 04-3702
полиптиха последователя Никлауса Мануэля Дойча из БСИИ ASG
Светлана Бородина
Источники:
- Golan T. Hans Fries and Niklaus Manuel: Evidence, Inquiry, and Knowledge in Swiss Painting (1430–1530): дис. – Johns Hopkins University, 2019.- 437p.
- Haendck B. Nikolaus Manuel Deutsch als Künstler. – Frauenfeld, 1889.-134 s.
- Stumm L. Deutsch, Niklaus Manuel // Begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker. Band 9: Delaulne–Dubois. E. A. Seemann. - Leipzig, 1913. - S. 175–177.