decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

МЕРТВАЯ НАТУРА ИЛИ БУРЛЯЩАЯ ЖИЗНЬ

24.11.2017

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится натюрморт круга итальянского художника Феличе Бозелли, жившего и творившего около четырех столетий назад. «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься», – писал Б. Паскаль. XVII век – время расцвета натюрморта, многообразие его типов и видов позволило каждой национальной школе сказать здесь свое слово. Признанными центрами этого жанра являются Италия, Голландия и Фландрия, каждая в своей манере утверждавшая эстетическую ценность привычных обыденных вещей.

Если сравнивать символическое искусство натюрморта с литературой, то из всех литературных жанров ближе всего к нему окажется лирическая поэзия. Неслучайно в Голландии XVII века, где этот жанр достиг невиданного расцвета, переживает свой подъем и лирическая поэзия на бытовую тему. И как невозможно рационально передать смысл лирического стихотворения, так не существует ни одного абсолютно точного описания символики конкретного натюрморта. Зрителю предлагается ребус – основываясь на реальных свойствах предметов, расшифровать символическое значение композиции, составленной из них художником. Пожалуй, только Йозеф де Брай создал произведение, в котором объединены визуальный и стихотворный гимн селедке. На мраморной плите запечатлено стихотворение его дяди Якоба Вестербана, а ниже вполне обычный набор предметов: керамический кувшин, два стакана - со светлым и темным пивом, два ломтя хлеба с маслом и разделанная сельдь, воспроизведенная столь же реалистично, сколь и виртуозно.

Брай169
Йозеф де Брай
Натюрморт со стихотворением Якоба Вестербана в похвалу селёдке (1656)
Дрезден, Государственное художественное собрание

Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге приобрел ряд качеств, выделяющих его в ряду других национальных школ. Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым «низким» мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Он был одним из первых великих мастеров, обратившихся к жанру чистого натюрморта и создал монументальный пластический образ «мертвой натуры». Художник изобразил корзину, полную земных плодов: здесь и кисти спелого винограда и множество смоковниц, есть яблоки и груши. Фрукты сорваны вместе с листьями и совсем не приукрашены, уже заметны следы увядания и гниения, часть листьев желтеет, засыхает и заворачивается… всё естественно, как в природе.

Корзина170
Микеланджело да Караваджо
Корзина с фруктами (1596)
Холст, масло, 46x64 см
Музей: Амброзианская библиотека

В целом итальянскому натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. Излюбленными темами мастеров итальянского натюрморта стали цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги.

Признанный мастер натюрморта Феличе Бозелли был сыном богатого сапожника Кристофера и Люсии Каттанео. То немногое, что о нем известно, свидетельствует, что с 1664 по 1669 годы он обучался в Милане у самого Микеланджело Каррачи. Тогда же он познакомился с Анджело Мария Кривелли, специализировавшимся на натюрмортах. О Кривелли (1658-1730) мало что известно, документальных источников, раскрывающих обстоятельства его жизни, карьеры и т.д., не сохранилось. Вероятнее всего он был уроженцем Милана. Считается, что Кривелли находился под влиянием фламандской живописи – Рубенса и Снейдерса, так же, как и они, избирая для сюжетов своих картин сцены охоты, рыбные рынки, домашних животных. Некоторые его произведения находятся в картинной галерее Замка Сфорца в Милане и в Королевском дворце в Турине.

Бозелли171
Бозелли Ф. (1650-1732)
Автопортрет (1720)

В натюрмортах Бозелли мы также встречаем домашних животных, дичь, разнообразную снедь, но общая интонация его картин и то, что он любил включать в композиции живые фигуры, заставляет предполагать, что он перенял стиль ломбардской живописи.

1761
Бозелли, Феличе, круг
Дичь и фрукты
Италия, ок. 1700 г.
Холст, масло, 91×101,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1761

А натюрморт из БСИИ «Дичь и фрукты» с его разнообразием снеди растительного и животного происхождения, как у Снейдерса, просто-таки вываливающейся из картины прямо на зрителя, несет в себе явный отпечаток фламандского стиля. В то же время потрошеный петух у левого края картины своей грубоватой натуралистичностью напоминает «Тушу быка» Рембрандта, еще недавно столь мощного, а сейчас безжалостно разъятого и подготовленного к разделыванию. Так и петух Бозелли еще утром приветствовал рассвет своим пением, а сейчас его удел – стать основой супа или жаркого. Тщету всего земного подчеркивают рассыпанные ягоды из опрокинувшегося блюда, теленок косули, чья тушка еще не успела застыть…

Туша172
Рембрандт
Туша быка (1655)
Дерево, масло, 94 х 69 см
Лувр

В 1670 году Бозелли перебирается в Парму, где пишет работы для знати и где 26 июля 1673 года его жена Барбара Драга родила ему единственного сына, Орацио, который также стал художником.

Картины Бозелли, если и не приносили ему большую славу, так давали возможность комфортной жизни, о чём свидетельствует большое число его работ в дворянских домах Пармы и Пьяченцы, выполненных по моде того времени. Работы эти висели в столовых и должны были вызывать аппетит, хотя по размерам и изобразительному ряду они больше подошли бы мясной лавке или кухне большого густонаселенного дома среди аромата разнообразных припасов.

Дичь173
Бозелли Ф.
Натюрморт с битой дичью
Холст, масло, 85x106,5 см
Москва, Останкинский дворец-музей творчества крепостных; инв. Ж-44

Как уже отмечалось, Бозелли любил включать в свои натюрморты живые фигуры, так в работе из Останкинского музея соседство голубей с выпотрошенным и опаленным петухом, телячьей головой и битой птицей в очередной раз напоминает о бренности земного. При этом Бозелли лучше удается писать мертвую природу, тушка петуха с его янтарной пупырчатой кожей, остатками перьев на ощипанных крыльях гораздо «красноречивее», чем присмиревшие ничем не примечательные голубки.

В целом творчество Бозелли ориентируется на крестьянский натюрморт: в его работах нет изысканных яств и дорогих припасов, зато изобилуют дичь, потрошеная рыба, битая птица, выщипанные перья куриц, деревянные чаны с капустой и репой, расположенные на господских кухнях, изношенных каменных ступенях или деревенских столах. В натюрморты он вплетает и небольших домашних животных, чаще всего беспородных кошек (кота, который чаще всего встречается на его полотнах, звали Feles или Феликс — так же, как и художника, что означает «счастливый» и представляет самого автора) и взъерошенных бродячих собак среди курятника; или селян, одевших лучшее праздничное платье и вывезших свою продукцию на рынок, с ещё черными от земли пальцами и мозолистыми руками.

Бозелли проявляет себя как человек с неординарным чувством юмора, на автопортрете в Национальной Галерее Пармы (приблизительно 1720 год) он предстает перед нами в дорогом камзоле, ослепительном белье и завитом парике, с палитрой, в позе, полной достоинства, но с насмешливыми глазами и чуть ехидной, прячущейся в уголках губ усмешкой. За спиной у него тот самый кот-тезка Феликс, а справа подвешена дичь – одна из самых любимых его «моделей».

Картины Бозелли можно видеть во многих государственных и частных коллекциях в Парме и Пьяченце, в Художественной галерее Кремона, Академии Каррара в Бергамо. В 1713 году его произведения были инвентаризованы во внушительном собрании великого князя Фердинандо Медичи в Тоскане. Среди более поздних работ наиболее известны два натюрморта Бозелли в Галерее Кампори Модены, подписанных и датированных на оборотной стороне 1730 годом, где исчезает магический блеск его зрелых полотен и работы становятся лишь повторением прошлого успеха.

Всемирную славу снискали натюрморты голландских художников, прошедшие в своем развитии ряд этапов, каждый из которых обладал своей спецификой. Если на раннем отрезке преобладали композиции из цветов, отражавшие общеизвестную страсть голландцев, то позднее художники перешли к скромным, но выразительным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти стеклянными и металлическими предметами. Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к натюрморту. К 1650-60 годам натюрморт утрачивает свой скромный простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита. Именно такое произведение кисти натюрмортиста Абрахама ван Бейерена имеется в БСИИ.

4201
Бейерен, Абрахам ван
Улов
Голландия, 1640-е гг.
Холст, масло,112×145 см
БСИИ ASG, инв. №04-4201

Абрахам Хендрикс ван Бейерен не принадлежал при жизни к признанным мастерам, поэтому не все страницы жизни художника известны точно. Нет сведений о точной дате рождения, которую определяют как 1620 или 1621 год. Происходил из ремесленной семьи, отец был гутник (стеклодув).

В 1640 году Бейерен из Лейдена перебрался в Гаагу, где был художником в гильдии Святого Луки. К этому периоду относится большая часть его морских пейзажей и рыбных натюрмортов, поскольку Гаага – центр рыбного промысла. Работа из БСИИ «Улов» представляет собой синтез пейзажа и натюрморта. И как ни хороши морские дали, где вода соединяется с небом, как ни свеж крепчающий ветер, от которого поднимается зыбь на море и поеживаются люди, рыбы и морские гады выписаны лучше всего. Художник передает и тугую скользкую прохладу трески, нежно-чешуйтое брюшко мелкой камбалы, тусклый блеск панциря лобстера, опавших вне привычной стихии кальмаров и ската. Подчеркнутое разнообразие морской фауны уподобляется человеческому обществу, где до поры идет острая борьба за жизнь, но всех объединит грустный, но неизбежный финал.

Связь фламандских и итальянских традиций в создании натюрморта прослеживается в творчестве Яна Фейта, ученика Снейдерса, работа круга которого «Нападение на птичий двор» имеется в БСИИ.

2236
Фейт Ян, круг
Нападение на птичий двор
Фландрия, XVII в.
Холст, масло,115×231 см
БСИИ ASG, инв. №04-2236

Ян Фейт (1611-1661) родился и всю свою жизнь, за исключением семилетнего путешествия по Италии и Франции, прожил в Антверпене. До 1631 года работал в мастерской Ф. Снейдерса, сам будучи уже мастером гильдии Св. Луки. Во время пребывания в Риме, подобно всем голландским и фламандским художникам, становится членом «Перелетных птиц» – ассоциации северных художников, живущих в Италии.

Ян Фейт писал в основном натюрморты и охотничьи сцены в стиле, близком к Рубенсу, с яркими контрастами света и тени. Был большим мастером в передаче текстуры предметов и тонких деталей и, хотя и не превзошел в знании анатомии животных своего учителя Снейдерса, вполне способен соперничать с ним в передаче солнечного света, шкур животных и птичьих перьев. Так же, как и его учитель, Ян Фейт сотрудничал с Я. Йордансом, когда его натюрморты требовали включения в композицию человеческих фигур.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
wikipedia.org
wikiwand.com
muzei-mira.com
wikipedia.org

Поделиться: