Столы XVIII века в коллекции мебели Большого Собрания Изящных Искусств ASG
В 3 (47) номере Вестника «Мир искусств» мы рассмотрели классификацию французской мебели XVIII века, разработанную знаменитым искусствоведом и хранителем Лувра Пьером Верле (Pierre Verlet, 1908 – 1987). Вторая глава второй части его книги «Французская мебель XVIII века» (фр. Les meubles français du XVIII siècle) посвящена типологии шести основных групп столярной (фр. de menuiserie) корпусной и мягкой мебели. Данный материал посвящен столикам, получившим наибольшее распространение в начале XVIII века вместе с распространением культа частной и семейной жизни.
Мебельное разнообразие и богатство вариаций французской мебели XVIII века ярче всего проявились при создании столов.
Письменный стол (фр. la table à écrire) – самый известный и простой тип мебели. Одна из его разновидностей – большой плоский письменный стол (фр. bureau plat). Вначале его столешницу перетягивали бархатом, а затем сафьяном или кожей, обрамляли медными молдингами и декорировали бронзовыми аграфами по углам. В период Регентства и Людовика XVI письменные столы имели прямоугольную форму, при Людовике XV популярными стали скругленные столешницы. Плоские письменные столы снабжались двумя-тремя большими ящиками. В мебели первой половины XVIII века они разделялись узкими ящиками, предназначенными для хранения свитков. В подстолье иногда размещались выдвижные полки – сначала по одной на каждом конце, а затем и по длинной стороне столешницы. Если стол предназначался для библиотеки, то у него могло быть четыре полки. При Людовике XVI ящиков в подстолье могло и не быть, однако, чаще всего, они опоясывали его со всех сторон.
Франция, XVIII в.
Палисандр, кожа, тиснение, золочёная бронза
72×97×55 см
Инв. № 15-2780
Два ящика. Шпон жёлтого и зелёного дерева. Штамп Филиппа-Клода Монтиньи.
Около 1780 года. Лувр, Париж [1, илл. 103]
кнопки, скрытой под кожаной обивкой столешницы. В одном из ящиков (справа) находится медный письменный
прибор. В задней части по центру расположен рулон зелёной Рулон этот используется в качестве экрана.
Шпонирован красным деревом. Столешница окаймлена медью с трёх сторон. Замковые личинки и «башмачки»
из золочёной бронзы. Штамп Жозефа Штокеля. Около 1780 года. Шато де Бурж, Эндр [1, илл. 118]
Стол прошёл несколько стадий эволюции: стол с тремя большими ящиками в стиле Людовика XV был лишь прообразом письменного стола, формы которого были унаследованы у мебели предшествующего монарха. Изначально это был предмет мебели со столешницей, под которой довольно низко располагались ящики по обе стороны от центральной створки. Столы устанавливались обычно на восьми ножках, а не на четырёх. Около 1700 года центральную створку заменил ящик, благодаря чему число ящиков дошло до семи. В Англии впервые разработали конструкцию библиотечного стола (анг. library-table), которая впоследствии будет активно применяться во Франции, в Провансе. Мастер из династии Эбенов изготовил подобный стол для замка Шантелу (ныне в музее Тура). Его центральная ниша фланкирована двумя ящиками. Такой тип столов изготавливался вплоть до Первой Империи. Наследием эпохи Людовика XIV является и то, что столы снабжаются картоньерками или держателями для бумаги (фр. serre-papiers), которые, за редким исключением, образуют отдельный предмет мебели, размещавшийся на краю стола. Классическая конструкция письменного стола выглядела так: внизу – шкаф, а на столе – картоньерка, увенчанная часами, являющимися важным декоративным элементом.
у предмета был утрачен стол, часы и осветительный прибор. В 1972 году бюро было продано в музей Temple Newsam House в Лидсе.
Клеймо Бернара II ван Ризенбурга. Рисунок хранится в Королевском институте британских архитекторов. Подписан Варди.
|
|
прямые. Столешница, обтянутая кожей, с трёх сторон обрамлена галереей. Снабжён выдвижной полкой. Справа выдвижной ящик. Маркетри из атласного дерева и сикомора, частично окрашенного в зелёный цвет. Ромбовидный набор с розетками по центру окаймлён жёлтыми и чёрными полосами. Бронзовая фурнитура ограничена кольцом, личинкой на замке и «башмачками» на основаниях ножек. Штамп Жана-Анри Ризенера. Около 1775 года. Частное собрание [1, илл. 113] |
Изготовлен с использование эбенового дерева. Нижняя полка покрыта мрамором сорта bleu turquin. Накладки выполнены из золочёной бронзы. Столешница и полка окаймлены позолоченной медной галереей. Клеймо Мартена Карлена. Около 1780 года. Лувр, Париж [1, илл. 120] |
Существовали и другие механические модели столов, в частности секретер капуцинов или бургундский секретер (фр. secrétaire à capucin ou à la Bourgogne), у которого верхняя полка поворачивалась на 180° и высвобождала ярус, выдвигавшийся вперед за счёт пружины. У «кувыркающегося секретера» (фр. «secrétaire à culbute») ярус полок опрокидывался, поворачиваясь назад. Здесь же следует указать бюро пюпитры (фр. bureaux en pupitre) или «стоящие секретеры» (фр. «secrétaires debout»), нижняя часть которых имела ящики, створки и внутренние отделения. Стол «а-ля Трончин» (фр. tables à la Tronchin) был создан во время правления Людовика XVI доктором швейцарского происхождения Теодором Трончином (1709 – 1781). К его прямоугольной столешнице, установленной на четырех ножках, крепилась малая наклонная столешница, поднимавшаяся с помощью стойки. Трончин проводил исследования заболеваний костей – частых последствий некомфортного положения, работающего за столом. Для того, чтобы облегчить нагрузку на спину, он рекомендовал использовать стол, у которого столешница меняла угол наклона в зависимости от того, хочет ли человек стоять или сидеть. Существовали и столы для художников с многочисленными ящиками для красок и кистей. Одной из самый популярных разновидностей бюро был le bonheur-du-jour, в нижней части которого располагаются ящики и распашные дверцы, а ножки соединяются полкой.
|
|
Стол «а-ля Трончин» 1780 – 1790 годы Массив и шпон махагони, дуб, золочёная бронза, металл, кожа 77×96×60 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк |
чертежи данного типа мебели, называет его мобильным секретером. Шпонирован фиалковым деревом. Крышка откидывается вперед, образуя письменный стол. Ящики и ярус поднимаются и опускаются при помощи механизма с балансиром. С обеих сторон два ящика для чернил и перьев. Штамп Франсуа Рубестека. Около 1765 года. Национальный музей, Хельсинки [1, илл. 105] |
Сложно типизировать множество небольших письменных и туалетных столиков. В Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть цилиндрический секретер, нижняя часть которого выступает вперед и используется для туалетных принадлежностей. Есть письменные столы с зеркалами, а есть, в свою очередь, и туалетные столики, которые можно использовать как бюро. Туалетные столики в XVIII веке изготавливались столярами. Это была мебель из массива, покрытая кружевами и муслином, на которой располагались зеркала, шкатулки и тарелки из серебра. Декорировались туалетные столики лаковыми росписями и в технике Буль. До наших дней дошли туалетные столики, созданные краснодеревщиками, которые при Людовике XV назывались «сельскими» (фр. toilettes de campagne). У этих столиков центральная панель поднималась вверх, к её внутренней стороне крепилось зеркало, а две боковые панели откидывались в стороны, раскрывая отделения, где хранились щетки и различные баночки с косметикой. До конца XVIII века туалетные столики, у которых к поднимающейся центральной панели крепилось зеркало, были самой распространённой моделью. Существовало бесконечной число туалетных столиков для укладки волос и припудривания. Прямоугольные по форме туалетные столики являлись классическими. У предметов в форме сердца внутренние отделения перетянуты кожей, а спереди – небольшой выдвижной ящик для письменных принадлежностей. Мужской туалетный столик (фр. toilette d’homme) претерпевает изменения в конце XVIII столетия. В нём зеркало располагается по вертикали между колоннетами над мраморной полкой на уровне глаз, так, чтобы можно было бриться стоя.
|
|
Франция, XVIII в. Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало 74×87,5×48,5 см БСИИ ASG, инв. № 22-3679 |
Франция, XVIII в. Палисандр, розовое дерево, маркетри, золочёная бронза, зеркало 72×76×46 см БСИИ ASG, инв. № 22-1844 |
ромбов. Фурнитура золоченной бронзы представляет собой гирлянды, накладки на ножках и «башмачки», личинки и рамки.
Столешница окаймлена золочёной бронзой с чеканной листвой. Штамп Роже Вандеркруза Лакруа.
Около 1770 года. Гудвуд Хаус, Сассекс [1, илл. 115]
Дюбарри. Вероятно, изготовлено Андре-Шарлем Булем под
вдохновением от работ Жана Берена Старшего (1640 – 1711).
Предмет был доработан ювелиром Пьером Ладуаро.
После 1719 года герб, венчающий зеркало, был снят и заменен
на греб герцогини Сен-Симон, первой фрейлины принцессы.
1713 год. Собрание Уоллеса, Лондон [1, илл. 15]
Туалетный столик иногда может комбинироваться с прикроватным (фр. table de lit). Последний не столь распространён в XVIII столетии. Он представлял собой, по сути, тот же туалетный столик в миниатюре: имел прямоугольную или овальную форму, пюпитр, зеркало по центру и боковые ящики. Его четыре ножки были невысокими, и если он не использовался, то ставился непосредственно на основной туалетный столик. В 1778 году для покоев королевы в Версале Ризенер, с помощью механика Мерклейна, создал стол «для различных целей: для приёма пищи, для туалета, для письма стоя и сидя» [1, с. 143]. Подъём подставки у данного столика осуществлялся за счёт боковой рукоятки. В настоящее время стол находится в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
Франция, XIX век (стиль Людовика XV)
(со старинными вставками)
Розовое дерево,маркетри, резьба
86,5×70×42 см
БСИИ ASG, инв. № 13-0320
|
|
в 1750 – 1751 годах продал четыре аналогичных столика испанской герцогине Бехар по 276 ливров за столик. Декорирован цветочным маркетри. Клеймо Антуана-Матье Криэра (около 1724 – 1787), середина XVIII века. Австрийский музей, Вена [1, илл. 18 a – b] |
Мастер де Топино Франция, около 1775 года Красное дерево, золочёная бронза, Поместье Уоддесдон, Бакингемшир [1, илл. 24] |
Франция, 60 – 70-е годы XVIII века Красное дерево, золочёная бронза, синий мрамор с белым рисунком (Вleu turquin) 69×48×38,5 см БСИИ ASG, инв. № 19-0791 |
Обеденные столы (фр. tables à déjeuner) были лёгкими и изящными. Их тонкие столешницы, установленные на ножке, имели овальную форму с изгибом по центру, придающим им форму «почки» (фр. «rognon»). Такой столик мы видим на знаменитом рисунке Юбера Робера (Hubert Robert, 1733 – 1808) из Музея Валанса, на котором мадам Жофрен готовиться к приёму пищи. Были обеденные столики и еще меньшего размера с квадратными столешницами, иногда дополненными подставкой. Их могли лакировать, покрывать мрамором или декорировать фарфором. Такие столики называли кофейными (фр. tables à café) или столиками-кабаре (фр. tables-cabarets). Термин «cabaret» использовался в Севре для обозначения небольших сервизов для чая или кофе.
под которой спрятана подставка для письма и чтения.
Декорирован набором маркетри с цветами и рокайлями.
Клеймо Жана-Франсуа Эбена. Около 1765 года.
Лувр, Париж [1, илл. 154]
|
|
|
Столешница декорирована вставкой из Севрского фарфора (1760 год). Работа Бернара II ван Ризенбурга. Частная коллекция [1, илл. 21] |
строгостью форм. Выдвижной ящик можно использовать в качестве письменного стола. Шпонирован розовым деревом. Столешница из севрского фарфора (1784 год). Нижняя полка покрыта белым мрамором. Фурнитура изготовлены из золочёной бронзы и меди с чеканными пальметтами. Клеймо Мартена Карлена. Около 1785 года. Лувр, Париж [1, илл. 122] |
массива красного дерева. Нижняя полка вращается. Галереи также изготовлены из красного дерева с резным орнаментом в английском духе. Тренога выполнена Мартеном Карленом или Канабасом при участии английского краснодеревщика. Клеймо Жака Пьера Летелье. Около 1785 года. Музей Виктории и Альберта, Лондон [1, илл. 35] |
Столики шифоньеры (фр. tables en chiffonnière) напоминают предыдущие. Их название фигурирует в документах Севрской мануфактуры и указано на одной из сохранившихся этикеток, приклеенных к столикам. Они были популярны во второй половине XVIII века. В описи маркизы де Помпадур от 1763 годы указаны: «коробка для мелочей и небольшой шифоньер из сатинового дерева, шифоньер с барабанами, подсвечник с двумя бобешами, шифоньер с деревянными панелями и ящиками» [1, с. 144]. У рисовальщика и гравёра Бенуа Одрана Младшего (Benoît II Audran, dit le Jeune, 1698 – 1772) был: «небольшой шпонированный шифоньер с мраморной столешницей и тремя ящиками» [1, с. 144]. В каталоге продажи имущества герцогини Мазарини (10 декабря 1781 года) указано 8 шифоньеров разного типа: круглые, вращающиеся, сундуки, ночные и туалетные столики, с севрскими плакетками и лакированными панелями. Инвентарная книга 1790 года небольшого замка мадам Элизабет а Монтрёй указывает на то, что шифоньеры были популярны и в конце столетия: «в её спальне стоял шифоньер в виде библиотечного шкаф, а в турецком Салоне – шифоньер с тремя боковыми ящиками» [1, с. 144]. Часто эти небольшие столики использовались для рукоделия. При Людовике XVI их называли лотками (фр. en auge) или вёдрами (фр. en crachoir). В течении нескольких лет они могли использоваться как корзины для хранения рукоделия. Одна из их вертикальных стенок опускалась. У некоторых из этих столов есть выдвижной ящик с письменным прибором. Существуют также небольшие узкоспециализированные предметы мебели – вышивальные станки (фр. métiers à broderie) и ткацкие станки (фр. tables à tapisserie), в которых столешницы заменялись большой наклонной рамой для натяжки ткани.
шпонированные розовым деревом. Решётка и натяжители выполнены из золочёной меди.
Середина XVIII века. Музей декоративно-прикладного искусства, Лион [1, илл. 34]
Под влиянием английской мебели к концу правления Людовика XV появляются обеденные столы (фр. tables de salle à manger), которые вместо того, чтобы стать крупными столярными изделиями, обрабатываются краснодеревщиками, которые делают их раздвижными для большего количества столовых приборов. Столешницы чайных столиков (фр. tables à thé) изготавливались из красного дерева, декорировались фарфором и устанавливались на треноге. Подобные треноги могли служить основаниями для небольших геридонов (фр. guéridons) – столиков с круглой столешницей, либо для пюпитров, за которыми читали или музицировали. Они лакировались и шпонировались экзотическими породами древесины. Великолепные образцы изготовлены Мартеном Карленом (Martin Carlin, 1730 – 1785), который декорировал их плакетками севрского фарфора. Около 1750 года Пьер Мижон (Pierre Migeon, 1696 – 1758) создал столик на шесть персон (фр. table à sextuor) из массива вощенного или лакированного красного дерева, используемого в Англии для изготовления сервировочной мебели. Его ученик Жозеф Генгенбах, прозванный Канабасом (Joseph Gengenbach dit Canabas (1715 – 1797), специализировался на изготовлении небольших сервировочных столиков, устройство и характер оформления которых восходит к 1735 году, когда столешницы делились на отсеки для приборов и бутылок.
столешница поворачивается (фиксируется на английском пружинном замке).
Изготовлен из экзотической породы древесины (фр. bois des Indes), золочёной
бронзы, шести севрских плакеток по краям и большой круглой плакетки по центру
с изображением «Концерта вельможи». Стоимость одной плакетки составила 3000
ливров. Работами по изготовлению столика руководил Порье. Изначально он
располагался в апартаментах графини в Версале. После смерти Людовика XV
его доставили в Лувесьен, где он находился до 1794 года. Затем он принадлежал
императрице Жозефине в Тюильри и Мальмезоне, а впоследствии Ротшильдам.
Клеймо Мартена Карлена. 1773 – 1774 годы. Лувр, Париж [1, илл. 136]
|
|
Столик шпонирован розовым деревом, штатив выполнен из массива розового дерева. Верхняя столешница декорирована севрским фарфором, нижняя – набором маркетри в виде лиственных завитков. Столешницы обрамлены золочёной медью. На основании – накладки из чеканной золоченой бронзы. Клеймо Мартена Карлена. Около 1770 года. Лувр, Париж [1, илл. 32] |
Столешница изготовлена из мрамора и снабжена металлическими контейнерами для приборов и бутылок. Полки обрамлены галереями из золочёной меди, ручки и колёсики выполнены из бронзы. Принадлежал графу д'Артуа в замке Тампль. Штамп Франсуа-Гаспара Тени (François-Gaspard Teuné, 1726 – после 1788 года). Около 1770 года. Частная коллекция [1, илл. 31] |
Игральные столики (фр. tables à jeu) также имели множество разновидностей. Например, за круглыми столами играли в каваньолу или брелан (за столом размещалось до пяти человек). По центру находилось отделение для жетонов. Столы для игры в пикет и кадриль имели прямоугольную или квадратную форму с выемками или скругленными выступами в каждом углу. Сортировочные столы (фр. les tables de tri) или мужские были треугольными. Все эти разные по форме столы могли перетягиваться бархатом или сукном. Столешницы оставались открытыми или складывались, демонстрируя тонкую декоративную работу краснодеревщика на крышке. Столы для игры в триктрак имеют съёмную столешницу. Некоторые снабжались штекерами для подсвечников, усложнялись аксессуарами для игры в лото, рулеткой или множеством ящиков. Столы для триктрака играли важную роль в общественной жизни Франции XVIII столетия. Сохранилось свидетельство поэта и политического деятеля Франции Франсуа Огюста Фово де Френийи (François-Auguste Fauveau de Frénilly, 1768 – 1848), который охарактеризовал бывшего управляющего в Пуату как «игрока, у которого практически не было другой мебели, кроме столов для игры в триктрак» [1, с. 145].
Франция, XVIII в. Дерево, маркетри 71×182×40 см
БСИИ ASG, инв. № 13-2950
|
|
Франция, XVIII в. Набор различных пород дерева, маркетри 74,5×106×51 см БСИИ ASG, инв. № 13-1281 |
Франция, 70 – 80-е гг. XVIII в. Красное дерево, резьба, точение, бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета (Сarrare blanc veiné) 70×66 см БСИИ ASG, инв. № 13-1858 |
|
|
стороны, обита фетром, а с одной – кожей. Внутри – поле для игры в триктрак. Ножки – съёмные, по бокам – две ручки. Штамп Жана-Жака Пафра. Около 1785 года. Шато де Бурж, Эндр [1, илл. 30] |
Изготовлен из вишни с вставками розового дерева. Столы такого типа поставлялись в королевские резиденции в середине XVIII века. Клеймо Жиля Жубера. Около 1750 года. Частное собрание [1, илл. 125] |
Игральные столики изготавливались и столярами, и краснодеревщиками. Биде и кабинетные стулья производились столярами. Конечно, можно привести в пример дорогую ретирадную мебель маркизы де Помпадур, Людовика XV и графини Дюбарри, а также лакированный кабинетный стул Марии-Антуанетты. Однако кресла и ширмы, выполненные краснодеревщиками, большая редкость.
Алина Булгакова
Ссылки:
- Pierre Verlet. Les meubles français du XVIII siècle. – Paris: Presses Universitaires de France, 1982. – 299 p.