decor
Следите за нашими новостями

Странники от искусства

03.05.2015

Нередко в XVII – XVIII вв. западноевропейские мастера, уроженцы таких стран как Фландрия, Голландия, Испания или Англия, становились популярными и востребованными не у себя на родине, а в тех землях, куда забрасывала их судьба. Чаще всего «принимающей стороной» становились Франция и Италия – страны-законодательницы новых тенденций и принципов изобразительного искусства.

Так, австрийский художник Игнац Штерн получил общеевропейскую известностpь, работая в Италии – цитадели художественной жизни XVIII столетия. Здесь он получил и новое имя – Игнацио Стелла (Ignazio Stella), что в переводе с итальянского означает «Звезда».

Штерн родился в небольшом городе Мауэркирхен в Центральной Австрии 17 января 1679 г. Живописи обучался у Карло Чиньяни (1628 – 1719) в Болонье, который привил молодому художнику любовь к творчеству Агостино Карраччи, Гвидо Рени, Тициана и Антонио да Корреджо. В 1701 г. Штерн приезжает в Рим, где работает до 1713 г., после чего перебирается в Форл, там специализируется на монументальной алтарной росписи и станковой живописи по частным заказам. Вскоре слава мастера распространяется по всему округу Эмилия-Романья и он получает крупные заказы от ордена доминиканцев («Богоматерь с младенцем и святыми»), а также для собора Святого Аннунциата в Пьяченце создает сцену «Благовещения». В 1724 г. Штерн возвращается в Рим, где остается до конца своих дней (28 мая 1748 г.).

До недавнего времени самой ранней работой мастера считался цикл алтарных икон в церкви Святого Онофрио в Луго, вблизи Равенны (1718/1719 гг.). Однако, в Большом собрании изящных искусства ASG хранится картина Штерна «Мадонна с младенцем» с датировкой, указанной на потире в руках младенца Христа – «1708».

1974452.JPG
Игнац Штерн Мадонна с младенцем Италия, 1708 г.
Холст, масло. 120×90 см БСИИ ASG № 04-0903

Таким образом, в собрании ASG находится наиболее ранний и уникальный образец живописи Игнаца Штерна, созданный в период первого пребывания живописца в Риме. Над головой Мадонны мы видим нимб из звезд, подобные нимбы получили широкое распространение в творчестве художника. Именно за эти звездчатые ореолы он и получил свое прозвище.

Работал Штерн, чаще всего, в религиозном, аллегорическом и мифологическом жанрах. Живописец редко обращался к натюрмортной живописи, а потому особенно ценен образец этого жанра под названием «Петух в окружении цветов и фруктов», также находящийся в Большом собрании изящных искусств ASG.

1974452.JPG
Игнац Штерн Петух в окружении цветов и фруктов
Медь. Овал 29,5×24,5 см БСИИ ASG № 04-2917

Работа была атрибутирована французским экспертом Рене Милле как произведение самого Игнаца Штерна, хотя на задней стороне картины имеется подпись французского натюрмортиста XVII в. Жана-Батиста Моннуайе (Jean Baptiste Monnoyer, 1636 – 1699).

Картина написана на овальной медной доске. Справа изображен петух, клюющий фруктовые плоды, а на переднем плане - небольшой цветочный букет с многочисленными лиственными завитками. Хотя работа и невелика по формату, она написана с большим изяществом, отличается удачным композиционным решением в условиях малого пространства и точностью штриха.

Куда более известным иноземным мастером натюрморта, работавшим в Италии, был Джакомо Леги – художник первой половины XVII в. Его настоящее имя – Жак Льеж (Jacques Liège) – также было изменено на итальянский манер. Мало что известно о жизни этого мастера. Родился он, вероятно, около 1600 г. в Льеже или Льежском епископстве – средневековом государстве, входящим в состав Священной Римской империи (ныне территория Бельгии). Отсюда происходит и фамилия живописца. По другой версии он родился в Антверпене.

Доподлинно не известно и когда художник переехал в Геную, где он работал в мастерской своего шурина Яна Роса (1591 – 1638) – известного мастера натюрмортов и жанровых сцен.

Джакомо Леги прожил недолгую жизнь и умер между 1640 – 1645 гг. от тяжелой болезни в Милане, куда прибыл на лечение. В своем творчестве мастер испытал влияние живописи своего учителя – Яна Роса, вместе с которым они внесли заметный вклад в развитие барочного натюрморта в Италии.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся две работы мастера, одна из которых – «Торговка дичью» - 6 мая 1993 г. проходила на аукционе «Me Cornette de Saint Cyr».

1974452.JPG
Джакомо Леги Торговка дичью Италия, XVII в.
Холст, масло. 192×300 см БСИИ ASG № 04-2549

Широкоформатное полотно написано в традициях искусства великого фламандца Франса Снейдерса (1579 – 1657). На переднем плане мы видим убитых животных, дичь и овощи, живописно разложенные на широком столе. Их изобилие поражает, сложно остановить взгляд на чем-то одном. Горы битой птицы, цыпленок, мясные ребрышки и репы громоздятся в изобилии, нависая друг над другом. Еще свежи пятна крови убитого животного на белой скатерти. А справа происходит сделка – двое мужчин расплачиваются с торговкой, держащей плетеную корзину с провизией.

Несмотря на явно прослеживающиеся в работе традиции фламандской живописи, её колорит с контрастной светотенью и приглушенными красками выдает работу итальянской школы.

Интересно, что данная картина из собрания ASG является авторским повторением полотна из Музея искусств и истории Женевы с одноименным названием.

Другая работа Джакомо Леги из Большого собрания изящных искусств ASG – «Натюрморт с уткой и лебедем» - скромнее по размеру и написана она, скорее всего, в иной временной отрезок.

1974452.JPG
Джакомо Леги Натюрморт с уткой и лебедем Италия, XVII в.
Холст, масло. 100×110 см БСИИ ASG № 04-3985

Здесь нет того буйства форм, азарта и пресыщенности земными благами, как в предыдущей работе. Предметы натюрморта «не мешают и не налезают» друг на друга, каждый из них ценен сам по себе, акцентирован и хорошо читаем. По центру лежит битый лебедь и утка, слева – хлеб и крупные ломти сыра, а вверху – два куска рыбы, ведро с овощами, потрохами и подвощенное к крючкам на стене мясо. Слева в глубине изображена кухня с многочисленной домашней утварью, в которой две женщины занимаются приготовлением пищи. Подобнее приемы с включением в натюрморт небольших изображений интерьеров нередки в живописи XVII в., они сближают этот жанр с бытовым.

В Большом собрании изящных искусств ASG немало произведений живописцев, снискавших славу на чужбине. Обычно искусство этих мастеров, в отличие от коренных представителей национальных школ, отличает интересный сплав разнородных традиций. Зачастую, получая первые навыки рисования у себя на родине, они попадали на новую почву, с уже сложившимися культурными традициями и устоями искусства. Здесь они приобщались к иным течениям живописи, а уже затем многие из них возвращались домой, привозя с собой багаж новых живописных средств и особенностей. Подобным образом происходил своего рода культурный обмен между различными западноевропейскими школами в рамках единого искусства старых мастеров.

Алина БУЛГАКОВА

Поделиться: