decor
Следите за нашими новостями

Текстиль и мебель в контексте стиля: барокко Людовика XIII

31.03.2021

С самого начала появления мягкой мебели ткани стали играть большую роль в мебельном искусстве. Изучение текстиля обивки приводит к пониманию его связи со стилевыми особенностями предмета. В отличие от теоретических и исторических работ, посвященных искусству краснодеревщиков, исследований мебельных тканей совсем немного. При этом ткань изнашивается намного быстрее дерева и реставратору, получившему только конструкцию кресла или дивана, бывает порой трудно определиться с вариантом обивки, соответствующей ее стилю. Исследование французской мебели XVII-XIX веков из Большого собрания изящных искусств ASG позволяет установить наличие тесной взаимосвязи между конструкцией мебели и применяемой тканью для ее оформления.


Время правления Людовика XIII (1589-1661), воспринимаемое благодаря образам мушкетеров Дюма-отца как период романтичных приключений и празднеств, было для Франции сложным. Еще не забылись жертвы религиозных войн, подорвавших экономику страны и значительно сокративших число королевских подданных, необходимо было восстанавливать утраченное, рачительно подходя к имеющимся средствам. Именно поэтому король Генрих IV, отец будущего короля Людовика XIII, издал множество указов, ограничивающих погоню за роскошью. К примеру, запрещалось шить одежду из златотканых и сребротканых материй, украшать ее вышивками, шнуром, золотой нитью, одеваться в бархат, атлас или тафту с золотым шитьем. Но не могли же производители лишиться своих доходов, и этот запрет привел к тому, что подобная «одежда» вскоре украсила мебель.

Пришедший к власти после смерти отца Людовик XIII повел дело умнее, он запрещал использовать роскошные ткани только заграничного производства, дабы поощрить развитие отечественного ткачества, и тем самым приблизил время, когда Франция стала не ввозить, а экспортировать предметы роскоши во все европейские страны. Но пока еще не Франция задавала тон в искусстве, хотя в период правления Людовика XIII она стала самой большой страной в Европе. Настоящими законодателями мод были тогда испанские, итальянские и фламандские мастера.

В неустойчивом равновесии недавно установившегося мира французы испытывают определенную потребность в комфорте и стабильности. Это время, когда в Париже возводятся красивые частные дома и общественные здания. И хотя Франция, как и Италия, сопротивляется стилю барокко, доминирующему в Европе, но под влиянием Испании - самой мощной в экономическом и военном отношении страны в мире - вынуждена подчиниться ее эстетическим канонам.

С наступлением мирного периода закрепляются различные формы семейного досуга. Стул и кресло становятся необходимыми «удобствами» для неспешной беседы. Мебель для сидения, являющаяся утилитарным предметом, теперь вполне самодостаточное произведение декоративно-прикладного искусства.
В документальном потоке по прикладному искусству можно найти некоторые материалы о принципах декоративного оформления мебели различных стилей, о способах достижения гармонии между общим видом предмета – формой сидения, линий конструктива и т.д. - и обивкой как важнейшим средства его декора.

Из мебельных тканей самыми изящными считались вышивные (tapisserie), к которым относятся знаменитые гобелены, Обюссон, Бове и др. Затем следуют шелковые ткани и бархат, к первым принадлежит штоф, лучший – лионский (damas de Lyon) – толстая блестящая двухсторонняя материя с цветами, очень прочная; еще из тканей с блеском следует назвать лампас (lampas) – штоф с атласным фоном (односторонний), брокар (парча) – лампас с золотом и серебром, брокатель (brokatelle) - лампас с применением льняных ниток, более дешевая, но очень эффектная ткань. Менее ценными были шелковый репс из-за его недостаточной гибкости, тусклого блеска и быстрой засаливаемости, атлас из-за его непрочности и эффектности только за счет богатой отделки. Бархат, настоящий шелковый, всегда рассматривался как богатое, хотя несколько монотонное украшение мебели, мог быть гладким, тисненым, узорчатым и полосатым, среди узорчатых особым великолепием отличался генуэзский бархат с атласным фоном и бархатным узором.

Традиционным материалом для обивки французской мебели являются гобелены. С ветками и цветами в период правления Людовика XIV, с медальонами при Людовике XVI, с античными сценами в период Империи, в круглых букетах во времена правления Луи-Филиппа…- гобелен вносил очарование в интерьер, дополняя изящество мебели своими нежными цветами. В конкретный исторический период у гобеленов был типичный рисунок или фон, оживленный декоративными темами, которые воспринимаются теперь как органичный атрибут стиля.

ппп.png
Кресло
Франция, XVII в. (?)
Орех, точение, резьба
116×65,5×79 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2515


Благодаря лаконичности формы предмет удобно и легко перемещается. Стульям вернули приземистую латино-фламандскую форму, немного жестковатую, с низкими сиденьем и спинкой. Прямые строгие линии сиденья периода Людовика XIII смягчены богатством декора, оно обшито декоративной тканью или обтянуто тисненой кожей. Ножки предмета, иногда столбчато-витые, поднимаются из квадратной рамы с шарами, но большинство из них имеют основу в виде балясин или точеных украшений, соединенных H-образной распоркой. Самой используемой древесиной были бук и орех.

1122667.jpg
Кресло
Франция, сер. XVII в.
Дерево, точение, резьба
100×62×47 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1686 (1)


Передние ножки соединены в верхней части усиливающей поперечиной, являющейся в то же время дополнительным декоративным элементом. Локотники могут быть украшены резьбой, приближающей их к скульптуре.

1686 (3).JPG
Кресло, фрагмент
Франция, сер. XVII в.
Дерево, точение, резьба
100×62×47 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1686 (1)


Чисто голландской формой являются стулья брусочного типа на четырех прямоугольных ножках с проножками, с прямоугольным сиденьем и спинкой, обитой бархатом. Боковые стойки спинки таких стульев могли заканчиваться резными волютами.

од.png
Кресло
Франция,
вторая половина XVII в.
Массив ореха, точение, резьба
86×59×54 см
БСИИ ASG, инв. № 11-4000


В конце правления Людовика XIII конструкция мебели под испанским влиянием стала более сложной. Ткани для обивки поступали из Испании – генуэзский бархат, лен, хлопок, простой или расшитый (тафта, атлас) шелк, саржа, парчовый холст, кружево, каталонское полотно и т.д. Эти ткани тяжелые и почти всегда подчеркнуты отделкой и бахромой.

SAM_6764.JPG
Кресло
Франция, первая
половина XVII в.
Орех, точение, резьба
110×53×63 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3512 (2)


Вышивка шелковыми нитками иногда полностью покрывала сиденья и позволяла создавать сложные декоративные или исторические композиции. Использование золота и серебра добавляло цветному эффекту богатства. Шелк держит важное место в обивке. Кожа также очень модное «одеяние» мебели, особенно ценной являлась кордовая кожа, отделанная золотом.

лдлод.png

Пара стульев
Франция, сер. XVII в.
Дерево, кожа, латунь, точение,
резьба, тиснение
105×50×43 cм
БСИИ ASG, инв. № 11-1823 (1,2)


Более дешевым вариантом обивки являлись лен, шерсть и шелк, вышитые шерстяными и шелковыми нитями крестом или знаменитой венгерской строчкой. Вышивка полностью покрывала спинку и сиденье стульев и кресел.

2112%20(9).JPG
Стул
Франция, вторая
половина XVII в.
Дерево, точение,
резьба
118×67,5×56 cм
БСИИ ASG, инв. № 11-2112 (1)


В качестве орнаментальных мотивов тканых и расшитых обивочных материалов были «мильфлеры» и геральдические эмблемы, широко использовались листья аканта, геометрические фигуры, охотничьи атрибуты, цветы, сельские сцены, библейские сюжеты, сцены с животными и др. Наиболее распространенными цветами были красный, зеленый и желтый. Но во второй половине XVII века получила распространение форма стула, собранного из дубовых или ореховых точеных стоек. Высокая прямая спинка чуть откинута назад, сиденье в виде трапеции обтянуто кожей или бархатом (они прибивались гвоздями с большими шляпками). В эпоху Людовика XIII верхняя соединяющая перекладина между ножками щедро декорирована.

Без имени.png
Стул
Франция, первая
половина XVII в.
Орех, точение, резьба
112×60×50 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3020


Прообразом для подобных стульев служили изделия испанских и португальских мебельщиков.

ролд.png
Набор из шести стульев
Португалия или Испания, XVII в. (?)
Орех, кожа, латунь, тиснение,
гравировка, резьба
133×56×45 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2692 (1-6)


Во Франции был распространен также тип стула, более пышно декорированный, с применением токарной и резной работы. В одних боковые стойки спинки, задние ножки и проножки – точеные. Передние же ножки, завершение спинки, боковые части ее центральной планки – в ажурной резьбе в стиле барокко со сложными завитками аканта. Сиденье обычно делается из плетеной соломы, такой тип получил распространение в конце XVII-начале XVIII века.

fgf.png
Стул
Франция, XVIII в. (?)
Дерево, точение, резьба
121×53×40,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1536 (1)


Представленные предметы из Большого собрания изящных искусств ASG подтверждают, что в мебельном искусстве XVII века тканям уделялось очень большое внимание. Возможно, еще и потому, что мягкая мебель тогда была очень дорогой и рассчитывать на тканевую обивку могли только самые изысканные ее образцы.





Светлана БОРОДИНА

Источники:
Махлина С. Т. Стул и кресло в жилом интерьере // Клио. – 2012. – № 8(68). – С.
107-110.
Симонов Л.Н. Мебельный альбом: Содержит 170 изящ. рис., в том числе
столовую вел. кн. Владимира Александровича и трапез. царя Алексея Михайловича.
- 2-е изд. – СПб.: тип. Е. Евдокимова, 1891. - 12 с.
Anous I. H. I. The Cultural Dimension and Its Influence on the Relationship between
the Textile and Furniture //Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2013. – Т. 4. – №.
11. – С. 295-309.

Поделиться:
Яндекс.Метрика