Атрибуция картины ломбардской школы XVII века из БСИИ ASG на сюжет «Дева Мария передает младенца Иисуса Святому Франциску Ассизскому»
Cтатья посвящена атрибуции картины, которую французские эксперты определили как произведение ломбардской школы. На основе искусствоведческого анализа: колористического решения, манеры письма и особенностей композиционного построения - установлена принадлежность картины кисти Джузеппе Марии Креспи – итальянского живописца позднего барокко.
Осенью 2015 года началась реставрация одного из самых больших (342×234 см) полотен Большого собрания изящных искусств ASG, на котором Дева Мария передает младенца Иисуса Святому Франциску Ассизскому. Из-за продолжительного неправильного хранения картина имеет множественные повреждения и осыпи. Кроме того, ее поверхность покрыта слоем воска, что значительно исказило колорит.
Согласно заключению французских экспертов аукционного дома «Delorme&Collin», работа написана художником ломбардской школы XVII века. Для того, чтобы уточнить данную атрибуцию и установить автора картины, сотрудниками Международного института антиквариата было изучено большое количество научного материала по итальянской живописи эпохи Барокко. Поскольку сюжет передачи Младенца Девой Марией какому-либо святому является довольно распространенным в этот период, при поиске аналогов определяющим стал не он, а весьма характерная внешность трех мужских персонажей, изображенных на полотне из собрания ASG. Их всех объединяет высокий рост, фактурность, землистый цвет кожи, изящные руки с длинными пальцами, крупные уши и носы, рисунок волос на висках и щетина. Аналогичный типаж внешности присутствует на картинах итальянского живописца Джованни Баттиста Креспи (1573-1632), который в 1620-е годы написал Святого Франциска Ассизского с одного и того же натурщика в работе «Мадонна с Младенцем и Франциском Ассизским», проходившей 22 сентября 2016 года на аукционе «Desa Unicum Warsaw», а также на полотне из собрания ASG.
|
|
|
|
Креспи не раз повторял данное изображение Франциска в своих композициях. Причем писал он его в одном и том же ракурсе – лицо святого, написанное в профиль, склоняется к Младенцу. Его же мы видим и в работе из пинакотеки замка Сфорца в Милане.
Креспи, Джованни Баттиста
Мадонна с Младенцем и Франциском Ассизским
Ок. 1620 г.
Медь, масло, 17,5×13,5 см
Замок Сфорца, Милан
Данная работа является повтором аукционной в значительно уменьшенном формате. Ее датируют приблизительно 1625 годом. В это же время художник пишет и композицию, где Мадонна передает Младенца все тому же Святому Франциску с идентичной внешностью, чье изображение дополнено цветком лилии.
Креспи, Джованни Баттиста
Мадонна передает Младенца Франциску Ассизскому
Италия, ок. 1620 г.
Джованни Баттиста Креспи родился в Черано. Вероятно, обучался живописи у отца Рафаэля Креспи. В 1591 году художник прибыл в Милан, где работал во дворце Борромео. Здесь он испытал влияние маньеристов Пеллегрино Тибальди (1527-1596), Гауденцио Феррари (1475-1546) и Бартоломеуса Шпрангера (1546-1611). При поддержке Федерико Борромео он отправился на стажировку в Рим, Болонью и Флоренцию. По возвращении в Милан, Креспи много работал как скульптор и архитектор. В 1621 году его назначают первым директором художественной академии Амброзиана. Он становится известным в Милане мастером религиозной живописи, создавая монументальные композиции не только для столичных, но и для многочисленных провинциальных храмов и монастырей Ломбардии.
Как раз для одного из этих монастырей, принадлежащего ордену францисканцев, и было написано произведение из собрания ASG. Столь большая по формату работа могла находиться лишь в монастырских интерьерах с их высокими стенами и сводами. Помимо этого, выступить ее заказчиком и оплатить такой объем работ, мог лишь крупный религиозный орден, коим, без сомнения, выступают францисканцы.
Помимо патрона этого ордена (Франциска Ассизского) в нижней части картины изображены еще два персонажа, облаченные в коричневые одежды францисканцев. Эксперты трактуют их как донаторов, т.е. заказчиков данного произведения. Однако если разобраться в иконографии и атрибутике, сопровождающей эти изображения, можно установить, что здесь представлены не донаторы, а два знаменитых францисканца – Святой Бонавентура и Антоний Падуанский.
|
|
Святой Бонавентура (1221-1274), будучи младенцем, был излечен Святым Франциском, и его родители посвятили ребенка служению Богу. В 1251 году он присоединился к ордену францисканцев и был назначен кардиналом-епископом Альбано. На картине из собрания ASG изображение Бонавентуры в левом нижнем углу дополнено классическими атрибутами Святого. В руках он держит раскрытую книгу с крупным шрифтом, которая, вероятно, является «Житием Святого Франциска», чьим автором является Бонавентура. У ног святого – красная кардинальская шапка (биретта). По легенде, когда папские послы прибыли возвести Бонавентуру в сан кардинала, он занимался мытьем посуды и попросил их повесить кардинальскую шапку на сучок дерева, пока не закончит работу.
За спиной Бонавентуры изображен ангел с крестом в руке (данное изображение частично утрачено, поскольку картина была обрезана и загнута по краям). Святой считал себя не заслуживающим таинства причастия и был удостоен его ангелом, который принес на алтарь святые дары для Бонавентуры.
Одет святой в кардинальские одежды – в коричневую моццетту на плечах, белое роккетто с тщательно прописанными плиссировками и кружевами на манжетах, контрастирующими с грубостью ткани, из которой изготовлена сутана.
В классическую францисканскую рясу коричневого цвета с капюшоном и веревкой на поясе с тремя узлами, символизирующими религиозные обеты (бедность, целомудрие и послушание) одет Антоний Падуанский, изображенный в правой нижней части композиции.
Антоний Падуанский (1195-1231) – знаменитый католический святой, проповедник, оратор и «Светоч ордена». Его изображают молодым, исцеляющим людей, с лилией или пылающим сердцем, во время проповеди рыбам, с младенцем Иисусом, проповедующим в ветвях орехового дерева, в сцене чуда с ослом, вставшим на колени перед Святыми дарами. Но чаще всего Антоний держит в руках книгу – символ Слова Божьего и просвещения.
С небольшой книгой в руке он изображен и на картине из БСИИ ASG. Он заложил ее пальцем. Одухотворенное лицо святого обращено на Младенца в руках Франциска.
Как уже было сказано выше, все три мужских персонажа картины имеют общие черты внешности. Похожих на них святых Креспи изображал и на других картинах. В частности, на полотне «Дева Мария со Святым Карлом Борромео и Гуго Гренобльским», хранящимся в Павийской Чертозе (картезианский монастырь).
Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария со святым Карлом Борромео и Гуго Гренобльским
Павийская Чертоза
Здесь персонажам картины из собрания ASG особенно близок образ Гуго Гренобльского в белых одеждах, преклонившего колени перед Девой Марией и опустившего лицо. У левой кромки изображен ангел с епископским посохом. Он, как и ангел с картины БСИИ ASG в левой части, смотрит на зрителей.
Схожие изображения Франциска Ассизского и Карло Борромео присутствуют и на небольшой картине Креспи на меди из Пинакотеки Брера. Здесь святые преклонили колени по обе стороны от Девы Марии.
Креспи, Джованни Баттиста
Вознесение Девы Марии с фигурами Франциска Ассизского и Карло Борромео
Медь, 26×19 см
Пинакотека Брера, Милан
Примеры аналогов с типичными для Креспи мужскими персонажами можно приводить и далее – «Дева Мария передает Младенца Святому Франциску Ассизскому, Карло Борромео и Екатерине Александрийской» (1620 – 1630-е гг., холст, масло, 267,5×201 см, Уффици, Флоренция), штудия головы францисканского монаха (возможно Святого Франциска) (ок. 1600 г., сангина, 21×17,5 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес), «Святой Франциск, исцеляющий прокаженного» (1630 г., Пинакотека Брера, Милан), «Мадонна во Славе со Святым Франциском и Карло Борромео» (ок. 1610 г., Королевский дворец, Турин) и др.
|
|
Во всех мужских изображениях Креспи уделяет большое внимание рукам, жесты которых изящны и прихотливы. Особо выделяются утрированно тонкие длинные пальцы. На картине из собрания ASG одна из рук Святого Бонавентуры лежит на книге. Красоту и тонкость линий кисти подчеркивает тугое белое кружево. Жилистая рука с припухшими фалангами Антония Падуанского держит книгу. Отдельного разговора заслуживает правая рука Франциска Ассизского. Длинные крючковатые пальцы кончиками касаются Младенца. Их сухости и темному цвету кожи противостоит пухлое розовое тело ребенка. Подобный примечательный рисунок пальцев, безусловно, можно считать одной из авторских особенностей живописи Креспи.
|
|
Франциска Ассизского с такими же руками художник написал еще раз на картине из замка Сфорца (Милан). В одной руке святой держит распятие, а другой – сжимает бечеву с узлами. Ряса Франциска имеет многочисленные заплаты, а темные круги под глазами выдают усталость, страдания и многочисленные самоистязания, которым он подвергал себя.
Что касается женских и детских образов Креспи, то здесь мастер проявляет большую вариативность и разнообразие при создании типажей. Вот несколько грузная, темноволосая, с правильными чертами лица Мадонна из «Бегства в Египет» (Городская галерея, Бристоль), белокурая и нежная Мать, тянущаяся к младенцу Иисусу на берегу реки («Отдых по пути в Египет», ок. 1595 г., медь, масло, 43×32 см, музей Прадо, Мадрид), печальная и задумчивая Дева Мария Розария с Екатериной Сиенской и Святым Домиником (1618-1625 гг., холст, масло, 275×218 см, пинакотека Брера, Милан) и т.д.
Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария Розария с Екатериной Сиенской и Святым Домиником
1618-1625 гг.
Холст, масло, 275×218 см
Пинакотека Брера, Милан
В ходе исследования среди работ Креспи нами не было обнаружено аналога изображению Девы Марии с картины из собрания ASG. Здесь она одета в малиновую тунику и ее цвет, а также рисунок крупных складок несколько перекликается с облачением Марии на картине, проходившей на аукционе «Desa Unicum Warsaw». Особенно близок рисунок вертикальной складки, проходящей от плеча к руке.
|
|
Изображение Иисуса на картине Креспи из БСИИ ASG схоже с фигурой Младенца с полотна художника «Дева Мария Розария с Екатериной Сиенской и Святым Домиником». Кудрявый младенец зеркально поднял руку вверх. На картине из испанского музея он трогает терновый венец на голове Екатерины, а на полотне из собрания ASG касается рясы Святого Франциска. В обоих случаях он одинаково согнул ножку в колене.
|
|
В нашей статье мы не рассматривали ни колорит, ни живописные средства, использованные Креспи при создании картины из Большого собрания изящных искусств ASG. В настоящее время сделать это довольно сложно, поскольку картина еще находится в процессе реставрации и полностью не очищена от загрязнений. Исследовательская работа будет продолжаться и дальше, однако, живописный уровень исполнения полотна настолько высок, что уже сегодня можно утверждать авторство самого Джованни Баттиста Креспи.
Алина БУЛГАКОВА
Источник:
- CRESPI Giovanni Battista Giovanni Battista Crespi, il Cerano – Madonna con Bambino e Santi – 1620 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pinterest.ru/pin/527132331365501901/– Дата доступа: 21.08.2018.