decor
Следите за нашими новостями

«Легенда Дианы» раскрыта в Международном институте антиквариата

14.04.2017

Приобретенное в 2012 году для коллекции живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG полотно французскими экспертами было отнесено к итальянской школе XVII века. Однако в процессе искусствоведческого анализа была установлена его принадлежность к голландской живописи того же века, а автором ее является последователь известного голландского портретиста Каспара Нетшера.

Осенью 2012 года на французском аукционе France - Chartres. Galerie de Chartres Sarl Международным институтом антиквариата было приобретено полотно, атрибутированное итальянской школой XVII века. Привязки к конкретному имени художника не было, так же, как и не было определенности с сюжетом. Картина имела довольно обобщенное название «Легенда Дианы».

3447
Каспар Нетшер, последователь
Юпитер и Каллисто
Голландия, XVII в.
Холст, масло. 53×39,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3447

В центре композиции, действительно, изображена богиня охоты Диана, которую легко узнать по украшению в волосах в виде полумесяца. Она нагнулась к полуобнаженной героине на переднем плане, сидящей на земле. Однако в античной мифологии отсутствуют сюжеты, описывающие любовные связи юной Дианы со своими нимфами, чего не скажешь о Юпитере, который, приняв образ Дианы, соблазнил одну из ее нимф – Каллисто. Данный сюжет описывается в «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия («Мет.», 2:442 – 453). Каллисто – нимфа Дианы, давшая обет безбрачия. Верховный бог римлян Юпитер влюбился в нее, но поняв, что целомудрие нимфы не позволит ему добиться успеха, принимает образ Дианы, которой Каллисто отказать не может. Вскоре беременность нимфы стала заметна. В гневе Диана превращает ее в медведицу, но Юпитер вознес Каллисто на небо, превратив в созвездие Большой Медведицы.

Таким образом, данный сюжет можно атрибутировать как сцену соблазнения Каллисто Юпитером. К этому сюжету в разное время обращались многие живописцы: Доссо Досси (1528 г., Вилла Боргезе, Рим), Питер Пауль Рубенс (1613 г., Государственный музей, Кассель), Карел Филипс Спиеринкс (нач. XVII в., Музей искусств, Филадельфия), Якопо Амигони (ок. 1739 года, ГЭ, Санкт-Петербург), Франсуа Буше (1744 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) и др. Одна из наиболее интересных работ на сюжет «Юпитер и Каллисто» была исполнена Каспаром Нетшером (1639-1684) – выдающимся голландским живописцем, известным, в первую очередь, своими портретными изображениями. Данное полотно, местонахождение которого на сегодняшний день не известно, было повторено затем большое число раз учениками и последователями мастера. О том, что картина была написана именно Нетшером, достоверно известно благодаря гравюре с нее, исполненной Яном Верколье (1650-1693). Исходя из дат жизни этих двух живописцев, можно сделать предположение, что картина «Юпитер и Каллисто» была написана Нетшером в 1660-1680-е годы.

Гравюра32
Гравюра Яна Верколье с картины Каспара Нетшера
Юпитер и Калисто
Последняя треть XVII века
Меццо-тинто
38,5×30 см
Гравюрный кабинет, Берлин

Кроме Берлина, гравюра того же Верколье с картины Нетшера хранится в Рейксмюсеуме Амстердама. О судьбе живописного полотна Нетшера ничего не известно. По гравюрам мы можем составить представление о его композиции, внешнем облике главных персонажей, пейзаже на заднем плане. Однако богатого и изысканного колорита, присущего в целом Золотому веку голландского искусства XVII столетия и Каспару Нетшеру, в частности, мы не увидим.

До наших дней сохранилось несколько работ учеников и последователей мастера, повторяющих данную композицию. Среди общего их числа лучшей можно назвать работу мастерской Нетшера, проходившую на аукционе Trinity International Auctions & Appraisals 6 октября 2007 года. Картина была продана за $16,730.

Юпитер33
Каспарт Нетшер, мастерская
Юпитер и Каллисто
Холст, масло. 52×42 см
Аукцион Trinity International Auctions & Appraisals (США), лот 0023 (06.10.2007)
Цена реализации составила 16,730$

Первоначально данное полотно находилось в галерее Нортон в Нью-Йорке, затем проходило на аукционе Sotheby's (17 января 1996 г., лот 87), где было куплено Уолтером Лангером, и вновь было выставлено на торги в 2007 году.

Шильдик34
Шильдик с картины мастерской Каспара Нетшера «Юпитер и Калисто»

К нижней части картинной рамы прикреплен шильдик с названием работы, именем художника и годами его жизни. И хотя в соответствии с надписью автором работы указан сам Нетшер, эксперты аукциона отнесли ее к мастерской живописца. Действительно, несмотря на высокий уровень живописи, данная композиция отличается в деталях от гравюры Верколье, изготовленной непосредственно с картины самого Нетшера. Например, у левой кромки картины мы не видим пса, который присутствует на гравюре Верколье, но уже справа, поскольку исполнена она в зеркальном отражении.

Собаки35





Фрагмент гравюры Яна Верколье с картины
Каспара Нетшера «Юпитер и Калисто»
Фрагмент включает изображение
двух собак в правой части гравюры
Гравюрный кабинет, Берлин

Примером работы «Юпитер и Каллисто» последователя Каспара Нетшера может служить полотно, выставленное на аукционе Christie's в Лондоне 18 ноября 2015 года.

Лондон36
Каспар Нетшер, последователь
Юпитер и Каллисто
Холст, масло. 84,5×111 см
Лондон, аукцион Christie's, лот 457 (18.11.2015)
Цена реализации составила 2,658$
Эстимейт 2,276-3,792 $

По сравнению с картиной мастерской Нетшера, данная работа, безусловно, слабее по уровню исполнения. Здесь в левой части присутствует изображение пса, хотя и в ракурсе, отличном от гравюры. Изменен был и формат композиции (84,5×111 см). Мы не знаем размеры полотна самого Нетшера, хотя известно, что художник, как и большинство голландцев в XVII веке писал, в основном, небольшие картины. Не была, по-видимому, исключением и «Юпитер и Каллисто». Подтверждением этому может служить работа мастерской Нетшера, размер которой равен 52×42 см, а также близкая ей по формату картина последователя живописца из Большого собрания изящных искусств ASG – 53×39,5 см.

3447
Каспар Нетшер, последователь
Юпитер и Каллисто
Голландия, XVII в.
Холст, масло. 53×39,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3447

Как уже говорилось выше, французские эксперты атрибутировали ее как работу итальянской школы XVII века. Однако на основе сопоставительного анализа и очевидной близости данного полотна композиции Нетшера можно сделать вывод, о ее принадлежности голландской школе того же столетия. В данной работе, так же, как и на картине мастерской живописца, мы не видим собаку у левой кромки, а у Каллисто в колчане всего две стрелы. Однако, уровень исполнения композиции не позволяет отнести ее к мастерской Нетшера, картины которой отличались высоким классом техники рисунка и насыщенностью колористической палитры. Работали над картиной из собрания ASG два живописца, причем «поля работы» каждого легко разграничить. Фигура Каллисто на переднем плане написана более мастеровитым художником. Об этом свидетельствует тщательная проработка ее темных волос и хорошее знание анатомических особенностей при передаче строения кистей рук и ступней. Как известно, живопись Каспара Нетшера особенно высоко ценилась за фактурные эффекты при изображении шелков и восточных ковров. Немногие могли соперничать с ним в этой области. Последователь Нетшера из собрания ASG также проявил себя талантливым продолжателем традиций мастера, что особенно ярко проявляется в изображении красной драпировки с множеством складок и платья Каллисто глубокого оттенка синего цвета, украшенного золотым шитьем.

Верх37

Низ38

Фрагменты картины «Юпитер и Каллисто» последователя Каспара Нетшера БСИИ ASG, инв. №04-3447



Что касается фигуры Юпитера-Дианы, ее золотистого платья и высоко развевающейся драпировки, амура с маской, бурой трафаретной зелени деревьев в правой части, а также горного пейзажа с довольно обобщенным рисунком кучевых облаков, то здесь мы не увидим столь высокого владения живописными приемами. В целом подобная практика, когда над одной композицией работали сразу несколько живописцев, была довольно распространенным явлением и не только в среде подмастерьев именитых живописцев. Выдающиеся художники также часто творили в тандеме, каждый работая над теми частями или элементами композиции, где их талант проявлялся ярче всего.

Тот факт, что судьба авторской версии композиции «Юпитер и Каллисто» остается неизвестной, затрудняет проведение более глубокого искусствоведческого анализа полотен мастерской и последователей Нетшера. Однако именно благодаря им сегодня мы имеем возможность расширить рамки представлений о творчестве этого талантливого живописца.

Алина БУЛГАКОВА

Источники:
antiquesandthearts.com
christies.com
skd.museum
rijksmuseum.nl

Поделиться: