Главный портретист немецких поэтов
18 ноября 1736 года родился немецкий художник швейцарского происхождения Антон Граф. Талантливый портретист своего времени запечатлел на полотнах выдающихся людей эпохи, среди которых известные каждому образованному человеку имена: Лессинг, Мендельсон, Шиллер, Гердер, Клейст, Глюк и др.
Антон Граф. Автопортрет. 1765 год. Возможно, эта картина была отправлена Кристиану Людвигу фон Хагедорну в Дрезденскую академию изобразительных искусств. Так это или нет, мы не знаем, но доподлинно известно, что в 1766 году она выставлялась в Дрезденской академии изобразительных искусств.
Антон Граф родился в семье ремесленника из Винтертура. В 1753 году он начал изучать живопись в родном городе в художественной школе Иоганна Ульриха Шелленберга. После трех лет обучения, он оставляет школу и учится в Аугсбурге. Там он работает с мастером по гравюрам Иоганном Якобом Хайдом. Увы, через год он покидает город, по причине того, что оказался слишком успешным и местная гильдия художников опасалась конкуренции. Антон Граф уехал с рекомендательным письмом от именитого гравера в Ансбах, где придворный художник Леонард Шнайдер предложил ему работу.
Антон Граф часто ездил в Мюнхен с целью изучения картин из разных коллекций. В 1759 году он возвращается в Аугсбург, а позже переезжает в Регенсбург. В 1765 году он возвращается в Винтертур и Цюрих. Именно там он получил приглашение от Кристиана Людвига фон Хагедорна, который был назначен директором недавно созданной Дрезденской академии изобразительных искусств. Сейчас нам это кажется странным, но Граф сомневался в своих художественных способностях, он колебался с ответом Хагедорну, решив сначала отправить ему на оценку автопортрет, который прибыл в Дрезден 16 января 1766 года. Одного дня хватило Хагедорну, чтобы составить контракт с талантливым живописцем. Уже 7 апреля 1766 года Антон Граф прибыл в Дрезден.
Интересно, что за годы работы в Дрездене, Антона Графа пытались переманить несколько раз. Например, в 1788 году к портретисту поступило заманчивое предложении от Берлинской академии искусств. 7 мая 1789 году Граф проинформировал об этом Камилло Марколини, генерального директора, который моментально среагировал на это сообщение, назначив Графа профессором портретной живописи в Дрезденской академии изобразительных искусств.
Антон Граф создал около 2000 портретов его современников. Он был ведущим немецким портретистом в конце XVIII – начале XIX веков. Но он также был и главным портретистом немецких поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма. Со многими он дружил. Например, с Иоганном Вольфгангом фон Гете художник познакомился в 1768 году. Граф был любимым портретистом немецкого, русского, польского и балтийского дворянства. Одни из самых важных заказчиков его полотен были Екатерина II и Фридрих Великий. Причем король Пруссии никогда не позировал Графу. Тем не менее, в 1781 году Граф получил разрешение наблюдать парад войск, что послужило ему прекрасной возможностью, внимательно изучить физиогномику короля, а позже создать самый известный портрет Фридриха Великого, который не без основания считается шедевров.
Для Екатерины II художник выполнил несколько копий полотен, хранившихся тогда в Дрезденской галерее, они предназначались для только что созданного Эрмитажа.
Антон Граф. Портрет Фридриха Великого, короля Пруссии. 1781 год.
Антон Граф изображал помещиков, дипломатов, ученых, музыкантов. Когда художник работал над портретами, он всегда сосредотачивался на свете на лицах, поэтому они столь привлекательны для зрителей. Когда же он рисовал женские портреты, он также уделял пристальное внимание зоне декольте. Безусловно, он был мастером света и тени.
Он также прекрасно изображал драпировки из различных материалов и цветов. Примером ему в этом служили работы французского живописца Гиацинта Риго. Кстати, о придворном художнике Риго можно прочитать
здесь
Интересно, что в ранних своих работах Граф никогда не детализировал фон на картинах. В основном фон был – монохромным. Но уже в поздний период – мастер уделяет ему внимание.
Отражал он в картинах и моду того времени. Цена его картин зависела от размеров и деталей одежды. Иногда он делал ремарки в адрес своих «моделей». Про Шиллера он сказал: «Он не может усидеть на месте!» Граф был общительным человеком, он хорошо зарабатывал своими портретами и мог жить вполне комфортно.
Антон Граф. Портрет Фридриха Шиллера. Работа над портретом началась в 1786 году, но была закончена лишь в 1791 году. Причиной столь долгого создания полотна послужила «неусидчивость» поэта и философа. Этот портрет часто копируют. Оригинал хранится в Дрездене в доме семьи художника Кюгельгена
В сентябре 1771 года Граф едет в Берлин, чтобы написать портрет Лессинга. Поэт, когда увидел свой портрет, воскликнул: «Неужели я такой ужасно приятный?»
Антон Граф. Портрет Готхольда Эфраима Лессинга. 1771 год.
В последние годы Антон Граф обратился к пейзажу. Своей манерой письма он предвосхитил появление импрессионизма. Творчество Антона Графа оказало влияние на немецких художников-романтиков Филиппа Отто Рунге и Гаспара Давида Фридриха. Что касается семейной жизни художника, то женился Граф в 16 октября 1771 года на Елизавете Софии Августе Шульц, которую называли «Guste». У пары родились пятеро детей. Но судьба не всех сложилась благополучно. Первая дочь, Иоанна Катарина Генриетта, скончалась в том же году, когда родилась. Еще одна дочь родилась в 1779 году и умерла несколько месяцев спустя. Второй сын, Георг, умер в 1801 году. В 1812 году скончалась жена художника. Сам же Антон Граф прожил 76 лет.
Его сын Карл Антон стал пейзажистом, а дочь, Каролина Сюзанна вышла замуж за художника Карла Людвика Каца.
Антон Граф.Антон Граф и его семья. 1785 год. Музей Оскара Рейнхарта. Винтертур. Швейцария.
Сейчас многие картины, в особенности столь желанные каждому музею и коллекционеру портреты, хранятся в музеях и частных коллекциях Швейцарии, Германии (музей Оскара Рейнхарта), Германии (Государственные художественные собрания Дрездена), России (Эрмитаж), Эстонии (дворец Кадриорг, Таллинн) и Польше (Национальный музей, Варшава).
Антон Граф, круг. Семейный портрет. Германия, XVIII век. Холст, масло, 52 × 59. БСИИ ASG, инв. № 04 - 1766
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится «Семейный портрет» работы круга Антона Графа. В центре – мать семейства, задумчивый взгляд которой устремлен на зрителя, левой рукой она обнимает за плечи сына, который с внимательной нежностью смотрит на отца, облаченного в позолоченную кирасу и красный плащ. На голове мужчины напудренный парик с двумя буклями.
В этой работе передана суть творчества Графа: глаза – зеркало души. Взгляды героев наполнены жизнью, также передана манера художника изображать свет и тени. Задний фон полотна соответствует раннему Графу – фон полностью отсутствует, а вот детали одежды тщательно выписаны.
В целом картина создает благоприятное впечатление, дарит умиротворение и даже оставляет какое-то светлое «послевкусие»: приятная добропорядочная семья, теплые тона, много света.
Алина ЕРШОВА
Источник:
en.wikipedia.org