ТАИНСТВО РОЖДЕСТВА
Православный мир готовится отмечать один из 12 главных церковных праздников – Рождество, получивший статус государственного более, чем в ста странах. История рождения младенца Иисуса в Вифлееме, уместившаяся в Евангелии в одну фразу, являлась основой сюжета картин многих старых мастеров. При этом для западноевропейской традиции было характерно сюжетно объединять в картине два праздника – Рождества и Богоявления, что доказывает произведение голландского художника Яна ван Дуица «Поклонение пастухов» из БСИИ ASG.
Дуйтц, Ян де
Поклонение пастухов
Фландрия, 1662 г.
Холст, масло, 265х205 см
БСИИ ASG инв. №04-0915
Тема Рождества в искусстве является одной из самых популярных и в то же время трудновоспроизводимых. Именно о Рождестве справедливо говорить как о таинстве, ведь собственно событию, изменившему мировую историю (вне контекста его подлинности), в Евангелии от Матфея – первой книге Нового Завета - посвящена лишь часть фразы: “Встав от сна, Иосиф поступил так, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус” (Мф. 1, 2425).
Только в Евангелии от Луки (третьей книге Нового Завета) можно найти важные подробности об исторических обстоятельствах появления в Вифлееме Святого Семейства. Но и у него мы не можем найти полного объяснения тому, почему Сыну Божиему не нашлось иного места, кроме хлева и кормушки для скота: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лука, 2:6-7).
Несмотря на скромность текстового материала само величие этой истории способствовало появлению богатейшего изобразительного материала во всех частях света и созданию художественной традиции.
В искусстве старых мастеров Западной Европы тема Рождества воплощается в двух основных иконографических вариантах. Самым распространенным является иллюстративный. Подчиняясь содержанию текста, художник создает образ Марии, склонившейся над тельцем спеленатого новорожденного сына. Согласно Евангелию от Луки воспроизводится место действия – хлев, где помещаются вол и осел. Иногда действие происходит в пещере, что свидетельствует о том, что художники основывались на Протоевангелии Иакова (после 160 года): “И нашел там пещеру и привел Ее… И облако сияющее появилось в пещере…И облако тогда отдвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец, вышел и взял грудь Матери Своей Марии”.
Изображая пещеру, художники вносили в историю Рождества важный интерпретационный аспект, предвосхищая будущее погребение Спасителя после смерти на кресте. Так же и пелены, подготовленные Марией перед родами, одновременно символизировали погребальную плащаницу. Таким образом художественное произведение служило не только иллюстрацией, но и символическим обозначением начала и кончины земной жизни Иисуса.
Самым близким Рождеству событием по иконографии является Поклонение пастухов. Это одна из самых поэтичных сцен, где Мария, как любая земная женщина, с гордостью показывает младенца, которого произвела на свет. Очень часто при этом присутствуют ангелы, которые либо парят в небе, либо вместе с людьми окружают ясли. Начиная с Караваджо, облик пастухов становился все натуралистичнее – грубые крестьянские лица, ловкие натруженные руки, задубевшая от постоянного нахождения на воздухе кожа, на которую особенно трогательно и нежно проливался свет, исходящий от младенческого тельца.
На этюде Рубенса, хранящемся в Эрмитаже, видно, как изумление и пробуждающееся поклонение свершившемуся чуду разглаживает и наполняет духовным светом грубовато-жесткие лица пастухов.
Рубенс, Питер Пауль
Поклонение пастухов (1608)
Холст, масло, 63,5х47 см
Государственный Эрмитаж
Хронологически близкие события Рождества и Богоявления на Востоке отмечались как единый праздник. Точное разделение этих праздников во всей христианской церкви, западной и восточной, произошло только в конце IV – начале V века.
Голландский художник Ян ван Дуиц (1629-1676), о жизни которого нам известно лишь то, что он родился в Антверпене, учился у Франца Дениса и был мастером мифологического и религиозного жанров, пишет сцену поклонения пастухов в свойственной для своей страны интерпретации. Религиозность голландцев всегда носила семейный характер, поэтому главные действующие лица на картине наделены чувствами, понятными каждому человеку. Коленопреклоненные Мария и Иосиф – это в первую очередь родители, изумляющиеся появлению своего первенца. В отличие от многих старых мастеров, изображавших Марию босоногой – иконографический знак нищеты, ван Дуитц этой деталью наделяет образ Иосифа.
Оригинальным в его произведении является и архитектурное убранство сцены. Если у Рубенса мы видим, что действие несомненно происходит в пещере, то у ван Дуица есть признаки и пещеры, и хлева.
При этом мы не можем упрекнуть художника в приблизительности, поскольку на Востоке «дом» и «пещера» могли выглядеть достаточно близкими, тот же караван-сарай представлял собой низкое здание, стены имелись лишь с трех сторон, все, происходившее в помещении, было открыто постороннему взору. Здесь же было место для домашнего скота, и комната отделялась от него лишь несколькими ступеньками (то же наблюдалось в Голландии во времена Дуица). Но самое любопытное заключается в том, что караван-сараи пристраивались к многочисленным в тех местах пещерам. Таким образом, многочисленные попытки старых мастеров примирить тексты Евангелия от Матфея и от Луки, изобразив вход в пещеру, а над ним навес, не так уж сильно грешат против истины.
За прошедшие две тысячи восемнадцать лет со дня Рождества мир изменился, но художественный интерес к этому событию не утрачен, и осуществляется новый поиск наиболее точного воплощения образа того, кто «пришел в этот мир не для того, чтобы Мне служили, а чтобы Я послужил вам».
О, не покинь нас в гневе
Тот, кто остался в небе,
Дал материнство Деве,
Тот, кто однажды в хлеве
Возник.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
pravmir.ru
volrest.ucoz.ru