Предшественник Ватто и Буше
Антуану Куапелю, сыну известного художника Ноэля Куапеля и отцу еще более известного живописца Шарля Антуана Куапеля, исполняется 355 лет. Французская публика сразу оценила гениальные задатки художника, в 21 год ставшего первым живописцем королевской семьи. Художественная критика XX века была к нему более сурова, ставя в вину изнеженность образов, театральность поз и пристрастие к бутафорским побрякушкам. Однако заслуга Куапеля в становлении французской живописи, освободившейся от итальянского диктата, безоговорочно признается и поклонниками, и противниками его творческой манеры.
Антуан Куапель (1661, Париж – 1722) - французский живописец и гравер.
Гриму А.
Портрет Антуана Куапеля (1705)
Музей изящных искусств в Руане
До становления в Европе системы художественного образования чуть ли не единственным способом стать художником являлся династический. Очень много известных художников стали таковыми, имея возможность учиться у своего отца, дяди, старшего брата и т.д. Типична в этом смысле судьба Антуана Куапеля: он постигал азы мастерства под руководством своего отца Ноэля Куапеля (1629-1707), а затем художниками стали его брат Ноэль Никола (1690-1734) и его сын Шарль Антуан (1694-1752).
В возрасте одиннадцати лет Антуан Куапель отправился с отцом, которого король провозгласил главой Академии в Риме, в Италию. Академия была создана в 1666 году указом короля Людовика XIV, с XVII по XIX века она являлась вершиной обучения для избранных французских художников, выигравших престижную Римскую премию. Целью ее было предоставление возможности созерцать и копировать шедевры античности или Возрождения, отправляя плоды своего вдохновения обратно в Париж. В течение четырех лет Антуан учился на шедеврах великих итальянских художников, копировал Рафаэля, Тициана, Веронезе, что сказалось на всем его последующем творчестве.
В девятнадцать лет он написал для Собора Парижской Богоматери большую картину на историческую тему - «Успение Богородицы». Брат короля назначил его своим первым художником и членом Академии, несмотря на то, что ему было всего двадцать лет. Перегруженный бесчисленными заказами, Куапель пренебрегал основными правилами и следовал индивидуальной манере живописи. Неиссякаемая фантазия и прелестный колорит, которому иногда не хватало гармонии, являлись волшебным средством, вызывавшим восторг зрителей. То, что французская публика сразу уловила в его произведениях задатки гения, свидетельствует о высоком художественном вкусе того времени. Куапелю суждено было стать основателем французской школы живописи, переставшей методично копировать итальянский стиль.
С годами всё больше гремела его слава и ему в конце концов было пожаловано не только дворянство, но и звание главы Академии художеств, а позже и звание первого художника французского короля.
Куапель А.
Аллегория славы Людовика XIV (1685)
Версальский дворец
198×150 см.
Антуан Куапель дружил с выдающимися французскими драматургами – Расином и Лафонтеном, считается, что именно драматургия повинна в том, что персонажи на его картинах принимают излишне наигранные, танцевальные позы, грешат «извилистыми» преувеличенно-грациозными жестами. Склонность к театральным эффектам проявилась у Куапеля в пристрастии к разным бутафорским безделушкам, к драгоценным уборам, к парче, к сверкающему атласу, к пернатым шлемам, что производит на его картинах впечатление мишуры и ребяческого щегольства.
Куапель А.
Девушка с собачкой и негритянка с корзиной фруктов
(ок. 1682 г.)
По мнению историка искусства Александра Бенуа, Антуана Куапеля можно отнести к предшественникам Ватто – его рисунки классически просты и превосходны. Особенно А. Куапель владеет передачей тела, что дает возможность сравнивать его с Рубенсом. В числе немногих художников, Куапель способствовал чрезвычайному развитию способности глаза схватывать оттенки и наслаждаться цветом как таковым. Наконец, в специальной истории декоративной живописи Антуан Куапель играет, наряду со своим отцом, выдающуюся роль, разбив суровые, величественные формулы Лебрена и подготовив почву для появления Буше.
Куапель А. Людовик XIV принимает персидского посла в зеркальной зале Версаля 19 февраля 1715 года (1715 г.)
70×153 см.
Сегодня работы Антуана Куапеля хранятся не только в Лувре, Версале и других крупных европейских собраниях. Так, в Большом собрании изящных искусств ASG находится картина мастера «Обморок Есфири».
Антуан Куапель
Обморок Есфири
Франция, XVII – XVIII вв.
Холст, масло. 38,5×49,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3701
Данный сюжет отражает едва ли не самый драматичный момент в истории Есфири, когда она, нарушая строжайший запрет, придя к Артаксерксу, готовится рассказать ему о кознях Амана. В греческом варианте Библии (Септуагинте) эти события описываются так: «На третий день Есфирь [перестав молиться, сняла одежды сетования и] оделась по-царски, [и сделавшись великолепною, призывая всевидца Бога и Спасителя, взяла двух служанок, и на одну опиралась, как бы предавшись неге, а другая следовала за нею, поддерживая одеяние ее. Она была прекрасна во цвете красоты своей, и лице ее радостно, как бы исполненное любви, но сердце ее было стеснено от страха]. И стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом, [облеченный во все одеяние величия своего, весь в золоте и драгоценных камнях, и был весьма страшен]. Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его. [Обратив лице свое, пламеневшее славою, он взглянул с сильным гневом; и царица упала духом и изменилась в лице своем от ослабления и склонилась на голову служанки, которая сопровождала ее. И изменил Бог дух царя на кротость, и поспешно встал он с престола своего и принял ее в объятия свои, пока она не пришла в себя. Потом он утешил ее ласковыми словами, сказав ей: что тебе, Есфирь? Я – брат твой; ободрись, не умрешь, ибо наше владычество общее; подойди.]» (Есфирь 5: 1).
На полотне Антуана Куапеля в левой части изображена Есфирь в обмороке. Рядом с ней – служанки, поддерживающие свою госпожу. Справа – царь Артаксеркс на троне. В одной руке он держит скипетр, а другую протягивает жене. Справа у трона – советник царя со свитком в руках. Фоном служит золотой полог над троном и архитектурная постройка с пейзажем в левой части.
Данная работа исполнена Куапелем как вариант или, учитывая ее небольшие размеры, подготовительный эскиз его известной картины с одноименным названием, ныне хранящейся в Лувре. Картина выполнена в традициях французской Академии. В композиции хорошо ощущается воздействие на автора традиций Классицизма. Неоднократно композиции на данный сюжет повторялись на протяжении и более позднего времени. Свидетельством тому могут быть различные варианты данного сюжета, хранящиеся в частных собраниях и появляющиеся на арт-аукционах.
Антуан Куапель
Обморок Есфири
Около 1704 г.
Холст. 105×137 см.
Лувр, Париж
Сами персонажи Куапеля, замечает А. Бенуа, сразу выдают не мощных героев эпохи Лебрена (и, во всяком случае, не античных мужей и матрон), а членов упадочного изнеженного общества «малых дворов», людей элегантных, вежливых, «тихих» и до мозга костей развращенных.
Вероятно, за такую условность художнику доставалось от критики, против публичности которой Куапель – первый живописец короля и директор Академии – последовательно выступал. В частности, он хотел, чтобы сочинения по проблемам искусства издавались только с санкции Академии. Критика, по его мнению, может лишь повторять суждения публики, не более. И он предостерегает против «плохого эффекта несправедливой и случайной критики».
Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Источники:
wikipedia.org
benua.su
madrace.ru