decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Бесценное искусство старых мастеров: пейзаж фламандца Сталбемта продан за 73 тысячи долларов

05.12.2017

На осенних торгах аукционного дома Доротеум (Вена) одной из сенсаций стало полотно фламандца Адриана ван Сталбемта. При эстимейте в 30-40 тыс. долларов окончательная цена за картину «Лесной пейзаж с охотниками и сворой гончих» составила 73,5 тыс. долларов. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются два произведения этого художника, работавшего в разных жанрах.

Свора177
Сталбемт, Адриан ван
Лесной пейзаж с охотниками и сворой гончих
Холст, масло, 102х134 см
17 октября 2017 г., Вена, аукцион Доротеум, лот 255
73,500 $ (эстимейт 30,000-40,000 $)

По мнению искусствоведов, в данном пейзаже выражено все мастерство художника, черпавшего вдохновение в пейзажах своих современников Яна Вильденса, Себастьяна Вранкса и Яна Брейгеля.

Дейк178
Дейк, Антонис ван
Портрет Адриана ван Сталбемта

Адриан ван Сталбемт (1580-1662) – яркий представитель фламандского барокко. По мнению голландского историка искусства XVII века Арнольда Хоубракена, Сталбемт был хорошим художником-пейзажистом, он оживлял свои пейзажи фигурами людей и животных с большим мастерством, что сделало его весьма популярным.

Родители Адриана ван Сталбемта были протестантами. После падения в 1585 году Антверпена, помня о резне, которую испанские солдаты устроили здесь в 1576 году, большинство населения покинуло город, и он обезлюдел. Семья Сталбемт обосновалась в Миддлбурге, где Адриан провел свою юность, и где он, вероятно, получил образование. В 1609 году он вернулся в свой родной Антверпен, где стал в том же году мастером гильдии Святого Луки, у него было три ученика.

В 1633-34 годах Сталбемт провел десять месяцев в Англии при дворе короля Карла I, где, среди прочих работ, он написал два вида Гринвича. Был дружен с сэром Антонисом ван Дейком, который написал его портрет в числе «Тридцати семи портретов самых выдающихся людей своего времени», выполненных в технике гризайля.

Кроме пейзажей, ван Сталбемт писал религиозные, мифологические и аллегорические сцены и был талантливым гравером. Его творчество показывает большое стилистическое разнообразие, но из-за небольшого числа датированных работ, их можно с трудом каталогизировать в хронологическом порядке. Некоторые работы указывают на влияние Яна Брейгеля I, картина «Триумф Давида над Голиафом» является совместной работой с Питером Брейгелем II, в которой фигуры, несомненно, выполнены ван Сталбемтом.

Триумф179
Брейгель, Питер II, Сталбемт, Адриан ван
Триумф Давида над Голиафом (1618-1619)
Панель, масло, 88 x 216 см
Музей Прадо

Картины ван Сталбмента сегодня находятся в музеях городов, где он работал и жил, таких, как Лондон, Антверпен, Миддлбург, а также в музеях Берлина, Дрездена и Франкфурта. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются два произведения кисти этого художника. Одно из них написано на мифологический сюжет и называется «Латона и крестьяне Ликии».

2230
Сталбемт, Адриан ван
Латона и крестьяне Ликии
Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 141×182 см
БСИИ ASG, инв. №04-2230

Основой пейзажа является миф из книги Овидия «Метаморфозы». В Книге VI автор рассказывает историю о Латоне, матери близнецов Дианы и Аполлона, которая сбежала из-за ярости Юноны, после того, как забеременела от ее мужа, Юпитера, и, наконец, прибыла в Ликию. Измученная жаждой за время долгого пути, она остановилась у небольшого озера в долине. Местные крестьяне, однако, не позволили ей пить и взболтали воды и ил, чтобы сделать студеную воду непригодной для питья.

Овидий пишет: «Жажду гнев одолел: дочь Кея теперь уж не молит их, недостойных, и слов, для богини чрезмерно смиренных, не повторяет уже. Вот, к звездам руки подъемля, молвит: «Будете жить вы вечно в озере этом!». Ее молитвы были услышаны Зевсом и крестьяне были навсегда наказаны и обращены в лягушек.

В картине воспроизведен эпизод, когда Латона обращается к крестьянам с просьбой, разрешить ей напоить из водоема своих маленьких детей, страдающих от жажды. Особенно трогательна фигурка малыша, устремившегося к воде, тем неприятнее выглядят резвящиеся в воде самодовольные крестьяне, у которых страдания детей вызывают ухмылку. Люди занимают лишь передний план, большая часть картины отведена пейзажу. Будучи прекрасным пейзажистом, ван Сталбемт намеренно воспроизводит здесь мифологический таинственный пейзаж с могучими мрачными растениями, за которыми чуть брезжит светлая опушка леса, словно символизирующий тайники человеческой души, где также могут господствовать низкие темные устремления.

3995
Сталбемт, Адриан ван
Купание нимф
Фландрия, XVII в.
Дерево (дуб), масло, 44×62 см
БСИИ ASG, инв. №04-3995

Сюжет второй картины вполне типичен для живописи барокко, союз стихий – воды и неба, торжество красоты – природы и обнаженного цветущего тела, контраст порядка и симметрии на левом плане и тайного и мистического на правом. Ван Сталбемт в этой небольшой картине словно бы демонстрирует все грани своего таланта – превосходного колориста и рисовальщика, ему подвластно изображение природы, архитектуры, человеческих фигур, но главное его умение – объединить все это в пейзаже.

По свидетельству того же Хоубракена, Адриан ван Сталбмент еще в 80-летнем возрасте продолжал заниматься живописью, а скончался он в своем любимом Антверпене в возрасте 82 лет.


Светлана БОРОДИНА

Источники:
liveinternet.ru
int-ant.ru
newmedia.artsolution.net

Поделиться: