Солдат и монах, бродяга и иезуит – французский художник Жак Куртуа
395 лет назад родился Жак Куртуа – французский живописец и гравер эпохи барокко, мастер батального жанра. Для того, чтобы лучше рисовать баталистические сцены, Куртуа поступил в солдаты и близко познакомился с солдатской жизнью. Именно это позволило ему впоследствии создавать произведения, полные драматизма, хотя и грешившие подчас небрежностью исполнения. Художниками были отец и братья Куртуа. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно младшего из братьев Куртуа - Гийома – «Экстаз Святой Терезы».
Автопортрет Жака Куртуа (1621-1676) на фоне одного из его полотен
Жак Куртуа родился во Франции в местечке Сент-Ипполит в семье художника и первые уроки живописи получил от отца. Когда Жаку исполнилось 15 лет, вся семья перебралась в Италию, где братья Куртуа – Жак, Жан-Франсуа и Гийом - близко познакомились с итальянским искусством и сами стали известными художниками по прозвищу Бургиньон – («бургундские»).
Жизнь Жака была полна переездов и приключений, он был солдатом и монахом, бродягой и иезуитом. В сюжетах картин Куртуа — это преимущественно батальные сцены — нашли отражение его биография и жизненный опыт. Хронологию его творчества проследить трудно, поскольку Куртуа почти никогда не подписывал и не датировал свои картины, однако работы, авторство которых бесспорно, демонстрируют самое высокое качество и подтверждают репутацию первого батального мастера Европы.
По приезде в Италию, в Милане Жак знакомится с одним французским офицером, которого в течение трех лет сопровождает в военных походах. Гвидо Рени (int-ant.ru) проездом видит картину Куртуа и убеждает художника последовать за собой в Болонью, где он сходится с Альбани. Побывав во Флоренции, Куртуа в обществе двух голландских живописцев добирается, наконец, до Рима. Он находит себе приют в монастыре Санта-Кроче и вскоре завоевывает общее признание (согласно старинным биографам, Куртуа подружился с Кортоной и Ларом, а Черквоцци всюду разглашал его достоинства).
Большое влияние на развитие юного художника батального жанра оказали картина «Битва Константина» живописца Рафаэля Санти и батальные сцены итальянского художника Сальватора Розы. По рассказам, одно время Куртуа удалился в монастырь и писал образа, из которых, однако, до нашего времени не сохранилось ни одного.
Работая у принца Матии Медичи, губернатора Сиены, Куртуа женится на дочери живописца Горацио Ваджани. Позже мастер жил в Швейцарии, у себя на родине и в Венеции. В последнем городе он исполняет целую галерею баталий для прокуратора Саградо, но, обвиняемый в убийстве жены, в 1655 году бежит в Рим. На сей раз он поселяется у иезуитов, в орден которых он и поступает.
О способе работы Жака Куртуа рассказывают, что он редко трудился делать эскизы и рисунки; имея обыкновение чертить контур заостренной ручкой кисти, после чего не покидал картину до ее окончания. Произведения мастера ценились в высокой степени (герцог Тосканский удостоил помещением его автопортрета в Уффици; баталист изобразил себя в монашеской рясе) и даже породили несметные подражания и подделки. А. Бенуа писал, что обычно бывало так: если картина изображает жаркую схватку кавалеристов и написана с известной бравурой, так сейчас же ее называли «Бургиньоном», тогда как зачастую это или произведение одного из его подражателей: Версхюринга, Казановы, Норблена или просто шаблонная стряпня какого-либо фальсификатора. Достоверные работы Бургиньона можно видеть в музеях Лувра, Лиона, Эрмитажа, Мюнхена, Вены, Турина, Дрездена и Прадо.
Куртуа создал новую типологию батального жанра: вместо топографического вида с птичьего полета или фризовых композиций, которые ренессансные художники заимствовали из античных рельефов и которые использовали еще А. Фальконе и даже С. Роза, Куртуа изображает битвы кавалеристов, в которые вовлекается и зритель. Художник мастерски включал эти сцены в широкие пейзажи, где дым пистолетов расплывался в облаках, которые и сами по себе могли бы стать подлинным сюжетом картины.
В музее Прадо хранится, пожалуй, лучшее произведение батального жанра Жака Куртуа,
картина «Битва между христианами и сарацинами»
Умер мастер в Риме 14 ноября 1676 года, как раз когда он вместе с братом собирался приступить к росписи Джезу – соборной церкви ордена иезуитов, одной из самых известных церквей Рима.
Брат Жака – Гийом, с которым они часто писали вместе, был на семь лет моложе. Итальянцы назвали его Гульельмо Кортезе, работал художник в основном в Риме в историческом жанре, был мастером стаффажной живописи и пользовался высоким покровительством.
Гийом Куртуа (1628-1679)
Автопортрет (предположительно)
О жизни Гийома, равно как его отца и братьев, включая самого знаменитого – Жака, осталось очень мало документальных свидетельств. Возможно, Гийом Куртуа поселился в Риме к 1638 году, когда он поступил в мастерскую Пьетро да Кортона. Здесь он дополнил свое обучение путем рисования с натуры и копирования произведений Джованни Ланфранко и Андреа Сакки. Он изучал также болонских живописцев и Гверчино, и сформировал свою собственную манеру письма с долей экспресс-маньеризма. Помогая старшему брату в создании батальных сцен, одно время находился под сильным его влиянием. Однако основные темы его произведений связаны с воспроизведением религиозных и мифологических сюжетов, востребован Гиойм был и в качестве стаффаж-художника. Так, вместе с Абрахамом Брейгелем Гийом Куртуа написал фигуру в его натюрморте из фруктов и цветов.
Абрахам Брейгель, Гийом Куртуа
Натюрморт из фруктов и цветов с фигурой
(продана на Sotheby's 29 января 2015 года в Нью-Йорке, лот 302)
Творчеством Гийома Куртуа восхищался выдающийся скульптор Джованни Бернини и регулярно рекомендовал его частным заказчикам. В 1653 году Гийом Куртуа вписал фигуры Святого Юстаса, Доброго Самаритянина, преподобной Марии Египетской и Святого Августина в четыре большие пейзажа Гаспара Дюге. Гийом был искусный рисовальщик, что доказывают его многочисленные эскизы, дошедшие до нашего времени. Умер Гийом Куртуа в Риме, где он провел большую часть своей жизни, от подагры.
В Большом собрании изящных искусств ASG имеется полотно этого художника «Экстаз Святой Терезы». Святая Тереза – реальная испанская монахиня и писательница, жившая в XVI веке и считавшаяся покровительницей Испании. При жизни инквизиция преследовала ее, но после кончины она была причислена к лику святых. Свои вдохновенные проповеди и наставления Св. Тереза облекала в форму писем, отличавшихся изяществом слога и остроумием. В одном из писем Св. Тереза рассказала о том, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку».
Гийом Куртуа, круг
Экстаз Святой Терезы
Франция, ок. 1660 г.
Холст, масло, 35х42 см
БСИИ ASG, инв. №04-1792
Именно этот момент воспроизводит художник в своем сюжете: побледневшее лицо монахини, подкосившиеся колени и остановившийся взгляд свидетельствуют не просто о сильном волнении, а действительно экстазе. Лукавые лица ангелов подчеркивают, что святая не испытывает мук, ее духовное и физическое состояние блаженно и от сознания своей избранности, и от счастья переносить страдания по воле Всевышнего. Несмотря на скрытый эротизм этой сцены художник воплощает его вполне целомудренно, в отличие от Джованни Бернини, высоко ценившего, как уже было отмечено, творчество Гийома Куртуа. Вполне вероятно, что замысел картины возник у одного из них под впечатлением работы другого, но если великий скульптор создаёт подчеркнуто мистически-эротический сюжет, то художник достаточно строго и аскетично живописует еще одно сокровенное таинство христианства.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
benua-history.ru
artwiki.ru
liveinternet.ru
wikipedia.org