decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Клеймо парижского мастера Луи Перидье

16.08.2017

В ходе реставрации секретера Большого собрания изящных искусств ASG, изготовленного во Франции в 60-е годы XVIII века, на его задней стенке было обнаружено клеймо талантливого мастера краснодеревщика Луи Перидье. Сын знаменитого эбениста Бриса Перидье и младший брат Жерара Перидье, с которым он работал в одно и то же время, Луи незаслуженно оставался в их тени долгое время. Его имя стало известным благодаря французскому аристократу, дипломату и автору научно-популярных книг по мебели Франсуа де Сальверту (1872-1929), который впервые наткнулся на клеймо Перидье на стуле периода Людовика XVI.

Луи Перидье (Louis Péridiez) родился в 1731 году. Начал работу подмастерьем у эбениста Нокарта на улице Шарантон, а затем на улице Фобур Сент-Антуан. Кроме того, что Перидье-младший был мебельщиком, он служил во Французской гвардии. 17 апреля 1764 года он получил звание мастера. Однако уже к концу правления Людовика XV, Перидье практически прекращает активную деятельность.

Сегодня работы Луи Перидье весьма малочисленны. Для замка Шуази-ле-Руа, где располагалась его мастерская, он создал несколько предметов меблировки. Все изделия Перидье выполнены в стиле Людовика XV, Транзисьон и Людовика XVI: небольшие столы, комоды, массивные, но при этом изящные бюро, секретеры, угловые тумбы, декорированные линейными маркетри и т.д. Часто он украшал мебель и цветочными наборами. Секретеры периода Людовика XVI Перидье декорировал маркетри с изображениями людей, цветов, военных трофеев, обрамленных ажурным орнаментом и трельяжем с соцветиями по бокам. Как и его брат Жерар Перидье, Луи часто использовал в маркетри светлый фон шпона дерева. Примерами могут служить небольшой стол из коллекции Хантингтон (Сан-Марино, Калифорния) и секретер с дверцами и откидывающейся крышкой из собрания ASG.

1784
Луи ПЕРИДЬЕ
Секретер
Франция, 60-е гг. XVIII в.
Набор различных пород дерева, маркетри, золоченая бронза,
черно-красный мрамор с прожилками и пятнами серого и белого цветов
129×99×49 см
БСИИ ASG, инв. №16-1784

Данный секретер декорирован на фасаде маркетри в виде четырех центрально-симметричных шахматных композиций в волнообразном обрамлении на фоне паркетного (ромбовидного) набора. На «личинках» – золоченые бронзовые накладки в форме ормушлей и рокайлей. Ножки секретера имеют округлую сужающуюся книзу форму.

Клеймо115
Клеймо Луи Перидье на секретере
Большого собрания изящных искусств ASG, инв. №16-1784

Аналогом представленного секретера из БСИИ ASG может служить секретер Луи Перидье, выполненный в стиле Людовика XVI, который декорирован на фасаде парной композицией с военными трофеями наверху и корзиной с цветами внизу, обрамленных контрастной окантовкой и переплетенными розетками с цветами. На скошенных углах – цветочные гирлянды и решетки с флюронами.

Гисмонди116
Луи ПЕРИДЬЕ
Секретер в стиле Людовика XVI
142×103×45 см
Архив галереи Гисмонди, Париж

Немаловажным является и тот факт, что в Большом собрании изящных искусств ASG встречаются не только именитые мастера-мебельщики, но и их ученики, которые со всей скрупулёзностью и тщательностью старались и впитать навыки мастерства своего учителя, и в то же время сказать свое слово в декоративно-прикладном искусстве.

Примером служит Леонар Буден (1735-1807), получивший звание мастера 4 марта 1761 года. Будучи выходцем из семьи со скромным достатком, он успешно практикуется в своей профессии сначала на улице Фобур-Сен-Антуан, затем на улице Сен-Николя и, наконец, на улице Траверсьер. В начале своей карьеры он работает на торговца краснодеревщика Мижо, которому он поставляет мебель, украшенную цветочной мозаикой или покрытую лаком, подобным лаку из Китая. По-видимому, его известность выросла ближе к 1770 году, когда он начинает получать заказы от таких краснодеревщиков, как Луи Моро и Жерар Перидье, а также от ковроделов. Особенное признание получают его мозаики, и в 1772 году, не прекращая деятельность краснодеревщика, он открывает собственный магазин на улице Фроманто в квартале от Пале-Рояль.

1852
Леонар БУДЕН
Туалетный столик
Франция, XVIII в.
Набор различных пород дерева, маркетри, бронза, зеркало
73,5×86×50 см
БСИИ ASG, инв. №22-1852

Туалетный столик вогнуто-выгнутых форм с ножками-кабриолями, в которые плавно перетекает царга. Столешница – из трех частей, на внутренней стороне центральной – зеркало. Под ней – выдвижная доска для письма, слева – три ящика, два из которых в виде имитации, справа – два выдвижных ящика и один имитированный, по центру – отделение бóльшего размера. Столик декорирован набором маркетри в виде центрально-симметричной композиции «крылья бабочки» на столешнице и с фасадной стороны в волнообразном обрамлении. Бронзовые накладки на ножках и на личинках.



Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА



Источники:

  1. Kjellberg P. Le Mobilier Frangais du XVIII siècle. – Paris, 2002. – P. 689.
  2. int-ant.ru
  3. christies.com
Поделиться: