Акварели Абрахама Босса как иконографический источник королевских стилей французского мебельного искусства
Абрахам Босс, со дня смерти которого исполняется 340 лет, оставил огромное наследие гравюр и офортов, которые при его жизни не очень высоко ценились за их приземленные обыденные темы. В настоящее время они являются популярным иконографическим источником при воссоздании исторических интерьеров. Богатство коллекций Большого собрания изящных искусств ASG позволяет воспроизводить королевские стили в интерьерах гостиных, салонов, столовых, спален и т.д., а гравюры и акварели Босса служат практическим руководством в этой работе.
Абрахам Босс (1604-1676 гг.) родился в Туре, в семье Луи Босса, переселившегося из Германии портного, протестанта, и Марии Мартине.
Тур не был обычным провинциальным городом: с середины XV века и вплоть до конца XVI-го это было место длительного пребывания королевского двора. В нем развивались производства, связанные с обслуживанием множества знатных фамилий, создавались художественные мастерские. Новый король – Генрих IV Великий - почти не бывал в городе, что вызвало упадок спроса на произведения искусства. После принятия Нантского эдикта (1598 год), дававшего протестантам свободу вероисповедания, энергичная молодежь устремилась в столицу. Так поступил и Абрахам Босс, он переехал в Париж в начале 1620 годов.
Абрахам Босс прожил очень насыщенную творческую жизнь. В его наследии сотни гравюр, разнообразных по жанру, теоретические работы по живописи и гравюре. Свыше десяти лет Босс читал лекции по перспективе в Королевской академии живописи и скульптуры и гравюры, а затем создал собственную школу, просуществовавшую всего лишь год и закрытую распоряжением короля. Вспыльчивый, щепетильный, гордый своими познаниями в перспективе, он рассорился со своими коллегами и заслужил от них прозвище – le démon de la dissension (демон раздора)».
Общепризнанно, что работы А. Босса «дают обильный материал для истории костюма и культуры и не лишены притом своеобразной прелести». А.Н. Бенуа называет этого мастера «графиком-хроникером парижской жизни», отмечая, что «нет во всем французском XVII веке художника, который был бы более щедр на костюмные документы». Босс не дает ни характеров, ни даже типов, но только костюмную оболочку и бытовое окружение изображаемых лиц.
Абрахам Босс. Камердинер
Положительно отзывается о мастере Ж. Дюплесси (int-ant.ru), по его мнению, многие изображения, награвированные А. Боссом, «достойны внимания с двух точек зрения – исторической и художественной. Историк найдет в них драгоценные и безупречные документы о меблировке и архитектуре начала XVII века, художник увидит в них чрезвычайную ловкость в работе иглой и в изображении нравов своей эпохи».
В 2004 г. в Национальной Библиотеке Франции и в Художественном музее города Тура был реализован выставочный проект, посвященный этому мастеру в связи с 400-летием со дня его рождения. В ходе мероприятий подчеркивалось что Босс стремился к сценическому пространству, залитому светом и заполненному воздухом, к ясности композиционного построения, предпочитая сцены частной жизни, особенно жизни семейной. У него чувствуется вкус к современным ему костюмам, обостренное внимание к многочисленным предметам повседневной жизни, к смиренным и повседневным жестам домашней деятельности и скромных ремесел.
Абрахам Босс. Дама за туалетом
Таким образом, те характерные для гравюр А. Босса качества, которые ставились ему в вину современниками, сегодня воспринимаются как значительные достоинства. Они служили иллюстрациями по истории Франции в течение всего ХХ века и очень широко известны, хотя имя их автора часто остается забытым.
Велико прикладное значение акварелей Абрахама Босса, которые позволяют представить подлинные жилые, а не экспозиционные, интерьеры королевских стилей: Людовика XIII Справедливого, Короля-Солнце Людовика XIV, Людовика XV Возлюбленного и Людовика XVI - Короля всех французов.
Барокко (стиль Людовика XIII)
Франция в XVII веке выступает в авангарде развития принципов оформления интерьера. Теперь к созданию внутренней обстановки относятся не с позиции насыщения комнаты отдельными красивыми предметами, а как к созданию ансамбля в интерьере. Согласно источникам, так создавались еще апартаменты кардинала А.Ж. дю Плесси Ришелье (1585-1642). Однако основу будущего комплексного решения интерьера заложили кардинал и первый министр Франции Дж. Мазарини (1602-1661) и суперинтендант финансов Н. Фуке (1615-1680). Оба они рассматривали искусство не только как эстетическую ценность, но и как надежное вложение денег, средство для укрепления своего могущества. В частности, дворец суперинтенданта в Во-ле Виконт предвосхитил роскошь Версаля. Хотя на раннем этапе (до 1640-х гг.) интерьеры еще сохраняют основные признаки внутренних отделок предыдущего периода – высокого Возрождения. На этой основе возникают и усиливаются декоративистские тенденции, проявляющиеся в основном в применении резных, витых, токарно-выточенных форм в мебели, в особом интересе к сочетанию различных по цвету и рисунку материалов.
Абрахам Босс. Спальня в стиле Людовика XIII. Акварель
В первой половине XVII века формируется планировка французского жилого дома с центрально расположенным большим парадным залом; с обеих сторон зала – комнаты, составляющие анфиладу, завершаемую парадной спальней. Все парадные помещения должны были выводиться в сторону сада, расположенного за домом.
|
|
Стены парадных залов облицовывались цветным мрамором, а в жилых помещениях делались деревянные панели, которые выше стены нередко обтягивались тисненой кожей или покрывались шпалерами. Помещения имели большие камины, так же облицованные мрамором и оформленные скульптурой.
Французская дворцовая мебель первой половины XVII века еще очень проста. Кресла, стулья, табуреты имели точеные ножки в виде балясин или чаще всего витые. Ножки эти соединялись проножками. Большой эффект достигался декоративными обивками, прикрепляемыми медными гвоздями с большими шляпками.
|
|
Конструкция столов так же отличалась простотой. Ножки были витыми или имели форму балясин. Поверхность столов нередко покрывалась скатертями. Получают развитие письменные столы и бюро с многочисленными ящиками. Кровати сохраняют старый тип с балдахином и опускавшимися вниз занавесями.
Корпусный тип мебели, именуемый кабинетом, выполнялся обычно из экзотического эбенового дерева, дверцы инкрустировались палисандром, кедром и т. д. Для обработки дверец этих кабинетов и шкафов использовалась невысокая резьба; вводились сюжетные композиции на мифологические и исторические темы, дополняемые растительной и геометрической орнаментацией.
|
|
В первой половине XVII века мягкие части мебели принято было покрывать съемными чехлами. В это время в убранстве интерьера широко применяются бархатные и шелковые декоративные ткани с использованием аппликаций, галунов, кружев и других украшений.
В интерьере большое значение в это время имели изделия из серебра – прежде всего посуда, которая продолжала выполняться также из фаянса.
Барокко (стиль Людовика XIV)
При Людовике XIV создается «Большой стиль» (фр. «La grande manière»), вобравший в себя все художественные тенденции своего времени, объединив их в масштабный целостный художественный стиль. Материальным воплощением его стал ансамбль Версаля, созданный архитекторами Л. Лево (фр. Le Vau, Louis, ок. 1612–1670) и Ж. Ардуэн-Мансаром (фр. Jules HardouinMansart, 1646–1708). Открытия и нововведения, сделанные при дворе, затем осваивались аристократией, провинциальными владельцами замков, городским нобилитетом, а позднее стали восприниматься как эталон вкуса дворами и знатью всей Европы.
Абрахам Босс. Столовая в стиле Людовика XIV. Акварель
Интерьеры времени Людовика XIV приобретают торжественный и парадный характер. Они служили богатым, пышным и монументальным фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени. Франция в этот период представляла собой самое могущественное государство Европы. Художественный диктатор того времени, придворный художник Шарль Лебрен (1619-1690) стремился повысить мажорное звучание внутреннего убранства, вводя в отделку полихромный мрамор в сочетании с золоченной бронзой, рельефами и эффектной плафонной живописью. В интерьерах применялись ордерные элементы, в основном пилястры и полуколонны. Здесь основное внимание уделялось их отделке – облицовке цветным мрамором. Главную роль в убранстве помещений играли тяжелые рамы и архитектурно-пластические детали, которые обрамляли и украшали отдельные участки стен, карнизы, размещались в виде десюдепортов над дверьми, на плафонах.
|
|
Дворцовая мебель периода Людовика XIV отличалась богатством и перенасыщенностью оформления, прежде всего, обильно золоченой резьбы. Кроме мебели с резной обработкой входит в моду мебель «стиля Буль», названная по имени придворного мастера-чернодеревца Андре Шарля Булля (1642 – 1732). При наличии довольно простого корпуса предметы создавались, главным образом, из черного дерева. Они обильно декорировались бронзовыми рамками, заполнявшимися вставками из панциря черепахи, перламутром и другими материалами. Композиционную основу составляли панно с введением человеческих фигур в обрамлении извивов орнамента.
|
|
С 1680-х годов мебель приобретает в отделке особую изощренность, вследствие вытеснения деревянных частей блестящим металлом – позолоченной бронзой. Применялись в отделке также серебро, латунь, олово.
Французская школа XVIII в.
Ширма с шестью декоративными панно с галантными сценами
Дерево, масло.
161,5х58 см.
Инв. №04-0770
Кресла, стулья, получающие в это время распространение диваны имеют S-образные или пирамидальной, суживающейся вниз формы ножки. Усложняется и форма подлокотников. Мягкое сиденье, высокая спинка и частично подлокотники обтягиваются различными цветастыми шпалерными тканями с изображениями деревьев, цветов, птиц. На основе объединения трех связанных между собой кресел с отсутствующими у центрального кресла подлокотниками возникают канапе. Рамы их спинок приобретают мягкие волнообразные очертания.
|
|
В это время получает большее распространение корпусная мебель: столы различных очертаний, пристенные консоли, чаще всего на гнутых ножках, комоды для хранения белья и проч. В декорировке широко употребляются богатая резьба и золоченые бронзовые детали. Мебель этого времени, тяжеловесная и монументальная, приобретает большое композиционное разнообразие и в целом, и в отдельных элементах.
Прикладное искусство середины и второй половины XVII века, как отмечено выше, имело огромное значение для убранства интерьеров. Помещения оформлялись шпалерами, ворсовыми коврами-савонери, настилавшимися на пол, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, изделиями из серебра, приобретавшего с течением времени все большее распространение и значение.
Рококо (стиль Людовика XV)
Абрахам Босс. Салон в стиле Людовика XV. Акварель
В истории искусств стиль Рококо принято считать одним из самых легких и лишенных всякой основательности. Однако за всей внешней капризностью форм, импровизационным, на первый взгляд, характером и игривостью Рококо скрыта точная расчетливость композиции, строго выверенная пропорциональность и отточенность деталей. Не статичная тектоника, а динамичная конструктивность, органично соединенная с декоративностью, позволили французским мастерам создать в середине XVIII века универсальную цельность интерьера.
|
|
Ареал существования Рококо – не огромные дворцы, а изысканные, сравнительно небольшие апартаменты – отели. Они требовали иной, нежели в Барокко, масштабности, и она была блестяще разработана мастерами и воплощена ими в точно разработанные камерные формы и декоративные элементы. Универсальность, гибкость Рококо предопределили его ансамблевый характер. Рококо, изначально ориентированное на аристократические слои, постепенно распространило свое воздействие и на более широкие социальные группы и, прежде всего, на вкусы городского обывателя.
|
|
Ансамбль Рококо – это целостный интерьер, в котором органично объединены все составляющие его элементы: покрытые деревянной резьбой или лионским шелком стены, осветительные приборы, декоративные панно – «десюдепорты» (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью»), живопись в резных рокальных рамах, часы, фарфор и даже сами люди, одетые так, что они воспринимались как актеры «театра Рококо». Мебель можно назвать формообразующим элементом Рококо, с окончательно сформировавшимися принципами трактовки формы и ее декоративного решения. Самой излюбленной деталью формы по-прежнему можно назвать изогнутую S-образную ножку «кабриоль», плавно переходящую в несомый элемент царгу.
|
|
Использование твердых пород дерева, а также особенности конструкции позволили освободиться от проножки, что значительно облегчило предмет и придало ему изящность и грациозность контура. Мастер Рококо не терпит прямых линий и плоскостей, поэтому предметы этого стиля имеют извивающийся, вогнуто-выгнутый силуэт.
|
|
Основой гармоничности стиля можно считать орнамент. Центром его композиции, смысловой сердцевиной Рококо является завиток, «рокайль», представляющий собой стилизованную раковину с листьями аканта. Его дополняет «ормушль» – орнаментальная форма, напоминающая ушную раковину, и «картель» – небольшая изогнутая веточка. Орнамент Рококо широко использует эти три элемента, соединяя с традиционными растительными, звериными и антропоморфными мотивами. В разработке орнаментальных мотивов принимали участие такие ведущие художники Франции: Жан Берен (Jean Bérain, 1640-1711), внесший темы гирлянд и ламбрекенов; Клод Одран (Claude Audran, 1658-1734), широко использующий изображение цветов, а также Антуан Ватто (Jean AntoineWatteau, 1684-1721), с именем которого связывают появление в мебели изящных угловых накладок с женскими головками – «эспаньолетами».
|
|
Связь всех видов декоративно-прикладного искусства Рококо объясняет универсальность стиля. Именно в середине XVIII века во Франции складывается традиция поручать одному мастеру или архитектору разрабатывать интерьер в целом, начиная от люстры на потолке до предметов, украшающих столы. В XX веке этот подход будет оформлен в самостоятельный вид искусства – дизайн. Ведущим мастерам заказываются целые наборы – гарнитуры мебели. Выполняя большое количество заказов, мастера-мебельщики выкраивали время на создание предметов, предназначенных для рынка. Будучи решенными в едином стиле, даже сделанные различными мастерами, они легко соединялись в ансамбль.
Неоклассицизм (стиль Людовика XVI)
С приходом к власти Людовика XVI в 70-ые годы XVIII века возникает новый стиль, получивший название Неоклассицизм. Кроме того, что XVIII столетие называют временем Рококо, его также связывают с развитием наук и просвещения. XVIII век – век Просвещения. Именно тогда наука осознавала не только свою способность к преобразованию мира, но и высокую воспитательную миссию. Все это отразилось в деятельности французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье. В области изобразительного искусства таким просветителем в Европе можно считать Иоаганна Винкельмана (1717-1768), благодаря которому Европа вновь проявила интерес к античности. В его трудах, а также в гравюрах и исследованиях Адама, Кейлюса, Кошена и Нефоржа перед художниками, скульпторами, мастерами по мебели и другим видам декоративно-прикладного творчества предстало рациональное искусство древней Греции и Рима. С этого времени изучение античных памятников стало едва ли не главным интересом просвещенной Европы. Этому способствовали раскопки Геркуланума и Помпей.
Абрахам Босс. Столовая в стиле Людовика XVI. Акварель
Общеевропейский интерес к античности определил своеобразный интернационализм складывающегося стиля, а сам термин «неоклассицизм» есть свидетельство желания быть приемниками былой «классической» культуры и создавать не уступающие ей, но новые («нео») классические произведения для будущих поколений. Идея рационализма как возможного источника эстетических ценностей оказалась воспринятой при дворе нового монарха Людовика XVI, проявлявшего, особенно в первые годы своего правления, интерес к точным наукам. Он страстно увлекался часами, а также другими механизмами, станками и слесарным делом.
|
|
Во Франции Неоклассицизм получает название стиль Людовика XVI и имеет временной интервал с начала 70-ых годов до конца 80-ых, т.е. до Французской Буржуазной революции 1789 года. В принципе, продолжают бытовать те же виды мебели, что и в предшествующий период, но меняются их формы и декор. Теперь они тяготеют к простоте геометрически четких объемов. Этой мебели свойственно разделение на несущие и несомые части, что не мешает ей быть украшенной орнаментом, резьбой, золотом, где каждому из этих элементов отводилось строго определенное место. Если в основе орнаментики Рококо были рокайль, ормушль, картель и пр., то на смену им в стиле нового короля пришли – круг, овал и прямоугольник. Все эти фигуры орнаментируются меандром, бегущей волной – кимой, овами, пальметтами, графически четко организованной арабеской, а также всеми традиционными элементами античного декора. Такая орнаментика свойственна как резным элементам мягкой мебели, так и набору корпусной. Едва ли не главным композиционным принципом выступает симметрия. Бронзовые накладки продолжают декорировать предмет, но своим присутствием всячески подчеркивают тектонику.
|
|
Для стиля Людовика XVI свойственны тяги и окантовки прямоугольных форм, часто дополненные жемчужником, представляющим собой стилизованую нитку жемчуга, или шевронами – декоративными элементами в виде стержня, обвитого лентой. Вместо сложных форм Рококо в Неоклассицизме преобладают прямые линии. Если для Рококо формообразующим видом можно назвать комод, то для Неоклассицизма примечателен секретер с откидной доской (фр. secrétaire à abattant). Это, как правило, более объемные бюро, в которых прямоугольные формы, симметрия и уравновешенность всех элементов составляют главные художественные качества. Если в предыдущее время декоративный эффект заключался в сопоставлении золоченой бронзы с палисандром, то теперь его место занимает красное дерево. Мастера часто используют сплошную фанеровку, дань которой в полной мере отдадут позже, в эпоху Ампира. Мебель Неоклассицизма украшена сложными композициями с античными руинами и пейзажами. Мебели Людовика XVI не свойственно многообразие сводов спинок мебели для сидения, так как в моде простые прямоугольные формы. Вместо ножек-кабриоль появляются опоры в виде округлых, иногда квадратных в сечении колонн или столбиков с вертикальными желобками – каннелюрами. Вверху их соединение с царгой акцентировано специальным элементом – «кубиком», декорированным на фасадной грани цветком, пальметтой или алмазной гранью. Популярной становится левкасная мебель, окрашенная в светлые тона.
|
|
Важно отметить, что во второй половине XIX века с воцарением Историзма и господством эклектики в искусстве, Большие королевские стили прошлых эпох станут вновь популярны. Мастера по мебели и декоративно-прикладному искусству начнут повторять, а иногда и напрямую создавать копии предметов предыдущих столетий. Подчас имитации эти не менее интересны и не уступают уровнем исполнения своим предшественникам, а потому имеют высокую художественную ценность.
Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА
Источники:
Valabrègue A. Abraham Bosse. - Paris : Libr. de l'art , [1886] - 116 с.ил.
gramota.net
benua.su
liveinternet.ru