Украденное благословение: атрибуция картины круга Гербрандта ван ден Экхаута
Большое собрания изящных искусств ASG регулярно пополняется новыми приобретениями - произведениями старых мастеров. В декабре 2022 года в коллекцию живописи БСИИ ASG поступило полотно голландской школы XVII века. Французские эксперты аукционного дома «Hôtel Drouot» атрибутировали сюжет картины таким образом: «Товия, исцеляющий отца от слепоты». Однако на произведении представлена совершенно иная ветхозаветная сцена, так как здесь не изображен архангел Рафаил. Чаще всего его включают в композицию живописного полотна на данную тему, как например, на работах Доменико Фетти («Исцеление Товита». 1621—1622 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Бернардо Строцци («Товия излечивает своего отца от слепоты» 1625 года, Художественный музей Кливленда), Саймона Хенрикса ван Амерсфорта («Товия и ангел, исцеляющие Товита от слепоты» 1630 года, Бирмингемский художественный музей), Антонио де Беллиса («Исцеление Товита» 1600-1650 годы, Национальный музей Прадо, Мадрид).
В ходе исследования нами было установлено, что композиция создана на основе сюжета из Книги Бытия – первой книги Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии: Исаак благословляет Иакова (Бытие 27:21-29). Супруга Исаака и мать братьев-близнецов Исава и Иакова Ревекка - подслушивает разговор между супругом и его любимым сыном Исавом: «Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею». Ребекка советует своему любимому сыну - Иакову притвориться Исавом, чтобы получить благословение вместо брата: «Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею». Тогда произнесенное отцом благословение считалось актом, формально признающим первенца основным наследником. Послушав свою мать, Иаков надел одежду Исава. Чтобы осуществить обман, он прикрыл руки овечьей шкурой, таким образом имитируя покрытую волосами руки своего брата. Далее он принес отцу приготовленное Ревеккой блюдо из козлятины. По вкусу оно должно было напоминать оленину. Почти полностью ослепший Исаак, не подозревая притворства, даровал благословение Иакову до возвращения Исава.
В центре произведения из БСИИ ASG изображён Иаков. Он преклонил колени перед отцом, лежащим в постели. Одной рукой Исаак благословляет сына, а другой – держит его ладони, облаченные в шерстяные перчатки. Над кроватью – красный балдахин, поддерживаемый девочкой- служанкой. Рядом с ней находится наблюдающая за происходящим Ревекка. Справа на переднем плане – стол, покрытый узорчатым ковром и белой драпировкой. На столе – блюда с едой и высокий стеклянный бокал. Среди блюд можно заметить тарелку с мясом. Здесь же на полу – высокий сосуд. Иаков снял дорожную суму и положил на пол, рядом с посохом. Пол выложен плиткой в шахматном порядке. Рядом с Ревеккой – собака. В глубине слева – дверной проём с мужским персонажем, входящим в комнату – это вернувшийся с охоты Исав, которого изначально хотел благословить его отец.
Данное произведение из БСИИ ASG написано в манере голландских живописцев XVII века, перенявших традиции классической итальянской школы живописи. Картина из нашего собрания композиционно близка к фреске Рафаэля Санти (1483 – 1520) в Ватикане. Мы видим общее между расположением персонажей и предметами мебели (стол, кровать), а также структурой пространства (проем в стене, пилястра). Работа живописца эпохи Возрождения стала каноничным изображением благословления Иакова Исааком, подтверждением может послужить множество гравюрных копий фрески: например, работа Агостино Венециано ( ок. 1490 — ок. 1540) из Рейксмюсеума. Итальянский рисовальщик в свое время создал вместе с учителем множество гравюр по рисункам Рафаэля Санти.
Очевидно, что не только итальянские мастера, но и художники Золотого века голландской живописи обращались к рафаэлевскому композиционному построению сюжета. Однако многие из них перерабатывали его. Они меняли расположение персонажей, смещали акцент с пространства на героев, создавая при этом камерную обстановку. Позже рисовальщики использовали такую структуру для трактовки и других библейских сцен. Среди ряда таких работ можно выделить произведения: Дирка Корнхерта (1522—1590) по мотивам Маартена ван Хемскерка (1498 — 1574) «Исаак благословляет Иакова» 1549 года, две работы Маттиаса Стома (1600 — 1650) 1630 и 1635 годов, картины Говерта Флинка (1615 — 1660) 1635 и 1638 года, Хусепе де Риберы (1591—1652) «Исаак и Иаков» 1637 года и его ученика Луки Джордано (1634 —1705), Геррита Виллемса Хорста (1612 —1652), «Царь Давид вручает скипетр Соломону» фламандского живописца Корнелиса де Воса (1584 — 1651), Рембрандта Харменс ван Рейна (1606 — 1669) 1640-х годов и его учеников Карела Фабрициуса (1622 — 1654), Гербранда ван ден Экхаута (1621 — 1674) 1642 года и Яна Викторса 1650 года (1619 — 1676).
Исаак благословляет Иакова около 1635 года Холст, масло. 124 х 151 см Музей Катаринского монастыря, Утрехт |
Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1638 год Холст, масло. 115 х 140 Рейксмюсеум, Амстердам |
Царь Давид вручает скипетр Соломону Между 1601 и 1651 годами Холст, масло. 174 х 243 см Картина была продана на аукционе Christie's 7 июля 2006 года в Лондоне, лот 169 |
Исаак благословляет Иакова Амстердам, 1639 год Бумага, 21 х 26 см Рейксмюсеум, Амстердам |
Исаак благословляет Иакова 1640-е годы Бумага, тушь. 12×12.5 см Собрание Мелчетт, Лондон |
Исаак благославляет Иакова 1642 год Бумага, тушь. 12×17 см Музей Грунинге, Брюгге |
Гербранд ван ден Экхоут – один из лучших учеников Рембрандта работал в его мастерской с 1635/6 по 1640/1. Он оказался трудолюбивым и одаренным художником, по воображению превосходящим других учеников Рембрандта, таких как Фердинанд Бол, Говерт Флинк и Николас Мас. Картина «Исаак благословляет Иакова» была написана в 1642 году, в то время художник уже 2 года как не работал вместе с Рембрандтом. Считалось, что влияние мастера на бывшего ученика можно явно проследить в сравнении картины Экхоута с ранними рисунками Рембрандта 1640-х годов, однако сейчас эта информация остается неподтвержденной, так как некоторые графические работы утратили авторство. Живописец, в отличие от «коллег по цеху», в композиции «Исаак благословляет Иакова» возвращается к традициям Рафаэля – уделяет большое внимание окружению персонажей: пространству и предметному миру. Как и большинство рисовальщиков, Ван ден Экхаут написал сына Исаака стоящим на коленях перед слепым отцом. По мнению экспертов музея Метрополитен художественная трактовка утратила не только свою камерность, но и акцент на характерах героев. «Исаак выглядит равнодушным, а не доверчивым, Ревекка изображена скорее назидательной матерью, чем двуличной. Сыновей можно попросту назвать «реквизитом», так как лицо Иакова не показано зрителю». Сравнение с картиной Говерта Флинка 1638 года показывает, как многого мог бы достичь молодой художник, если бы его больше заботило интерпретация эмоций персонажей, чем подробное изображение интерьера и предметов домашнего обихода. Расположение кровати с причудливым изголовьем и изножьем, а также балдахином над ней, столом и помостом, вероятно, было навеяно знаменитой картиной Рембрандта «Даная» 1636 года (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина «Исаак благословляет Иакова» близка к живописи Гербранда ван ден Экхоута, так как автор обратился к такому же композиционному методу построения картины; перенял некоторые атрибуты, предметы и их расположение: стол с восточной драпировкой, булочное изделие – круглая выпечка небольшого размера, курульное кресло, балдахин над кроватью. Наличие серебряного кувшина, но они отличаются внешне и местоположением на картине. Ножки у стола в виде звериных лап были взяты с фрески Рафаэля, как и проем с выглядывающим из него Исавом. Это касается и движений фигур Исаака (характерный жест благословения правой рукой) и Иакова (опустившийся на колено сын перед отцом). Голландский художник, написавший картину из БСИИ ASG явно был хорошо знаком с творчеством Гербранда ван ден Экхоута, так как полотно из нашего собрания имеет много общего еще с одной работой ученика Рембрандта: «Обещание Давида Вирсавии» 1642–43 года.
Картина из нашего собрания вторит композиции рисунка Гербранда ван ден Экхоута: близко переданы кровать с балдахином, стол, положение Вирсавии и Иакова, колонна и пилястра, проем со скруглёнными углами. Еще одним подтверждением того, что автор полотна из БСИИ ASG был хорошо знаком не только с произведениями голландских мастеров на данный библейский сюжет, но и с итальянскими, является схожее изображение внешности Ревекии, Исаака и Иакова с передачей обликов персонажей на картине Маттиаса Стома. В основном голландские живописцы писали Исаака, облаченного в одежду, когда на картине из нашего собрания мы видим его с оголенным торсом как у Маттиаса Стома. Стом был известным утрехтским караваджистом и романистом. С 1615 по 1641 года он работал в Италии, а с 1635 по 1640 год пребывал в Неаполе и находился под влиянием испанского живописца-караваджиста Хусепе де Рибера. Наверняка он видел картину Хусепе де Рибера «Исаак и Иаков» 1637 года, как и работы на данную тему Луки Джордано. По мнению исследователей, произведение Джордано «Исаак благословляет Иакова» написано в его юные годы на основе полотна 1637 года его учителя. Лука Фа-Престо сохранил то же расположение фигур, что и Рибера, а также композиционное решение пространства – горизонтально развернутый приближенный передний план.
Полотно из БСИИ ASG имеет общие черты и с работой Луки Джордано, в особенности в изображении внешнего облика Исаака (обнаженный торс, лицевая маска, мышечный корсет, жест руки) и Иакова (положение фигуры, лицевая маска, цвет волос). Это можно объяснить тем, что в большей степени, чем в других жанрах живописи, голландские художники XVII века, писавшие библейские сцены, находились под влиянием итальянской школы живописи. Гравюры и копии итальянских шедевров распространялись повсеместно, они предлагали определенные композиционные схемы.
Если проследить динамику воздействия художественных решений библейской сцены «Исаак благословляет Иакова» голландских и итальянских мастеров на произведение из БСИИ ASG, то мы можем сделать следующий вывод: художник написал свое произведение на основе работ Гербранда ван ден Экхоута и Маттиаса Стома, некоторые фрагменты – предметы и внешность персонажей рисовальщик перенял у Рафаэля Санти и Луки Джордано.
Помимо этого, существует работа «Исаак благословляет своего сына Иакова», проходившая на старейшем аукционном доме Hampel (Мюнхен) как работа Жана Ресту II. Живописец жил в XVIII веке в Париже, эта его картина причисляется примерно к 1730 годам. В названии была допущена ошибка: «JAKOB SEGNET SEINEN SOHN ISAAK» - Иаков благословляет своего сына Исаака, должно быть «Исаак благословляет своего сына Иакова». Атрибуция основана на экспертизе исследователя Марио Мальканджи от 10 августа 1994 года. Мы считаем, что работы должны относиться не к французской, а голландской школе живописи, так как произведения по стилистике не похоже на картины Жана Ресту II. Например, «Христос, исцеляющий паралитика» 1725 года и «Крещение Христа» 1733 года из Лувра, Париж. Полотно из нашего собрания написано по этой работе с аукционном доме Hampel, так как оно практически идентично нашему по части композиции, сюжета и персонажей. Есть несущественные разночтения, такие как интерьер на заднем плане, пол, кувшин и стеклянный бокал на столе.
Христос, исцеляющий паралитика Франция, 1725 год Холст, масло. 384 х 450 см Музей Лувра, Париж |
Крещение Христа Франция, 1733 год Холст, масло. 386 х 673 см Музей Лувра, Париж |
Дарья Молотникова