В стиле Рубенса и ван Дейка
350 лет, прошедшие со дня смерти Юстуса ван Эгмонта, не стерли его имя из истории живописи, где ему отведено подобающее место как ученику и соавтору Рубенса. Они даже погребены в одном месте – в престижной церкви Святого Иакова в Антверпене. И все же память о художнике не сравнится с его прижизненной славой. История сына плотника, ставшего первым королевским живописцем, будто бы подпадает под максиму Карела ван Мандера: «Искусство всегда охотно ютится около богатства в надежде на щедрое вознаграждение», но это только на первый, поверхностный взгляд…
Юстус ван Эгмонд (Эгмонт) (1601-1674), выдающийся голландский портретист, чью живопись ранние историографы восхваляли в самых высоких выражениях, в настоящее известен относительно немногим
Родился будущий художник в Лейдене в семье плотника Дирка Йостзона ван Эгмонда и Констанции Линартс. Овдовев, мать с 14-летним Юстусом и двумя дочерьми от первого брака вернулась в родной Антверпен. В период Двенадцатилетнего перемирия во время Восьмидесятилетней войны между Габсбургской Испанией и Республикой соединенных провинций, когда Антверпен вновь получил выход к Северному морю и появились надежды на оживление экономики и торговли, так поступали многие.
Первым учителем Юстуса стал маньерист Каспар ван ден Хёке (ок. 1585-после 1648), у которого он пробыл три года. Знакомство ван Эгмонда с Ван Дейком станет ступенькой к мастерской Рубенса. Причем Эгмонд, зафиксированный в документах антверпенской гильдии Святого Луки в 1628 году как самостоятельный мастер, значится там единственным учеником Рубенса.
За три года до этого Эгмонд работал вместе с учителем над знаменитым циклом Медичи в Люксембургском дворце в Париже - 24 аллегорическими живописными полотнами, представляющими жизнь королевы-регента Франции Марии Медичи, заказанной Рубенсу самой правительницей. Мария Медичи была не красивой настолько, что Рубенсу сочувствовали, когда он взялся за этот огромный заказ. Работа над циклом длилась четыре года, Рубенс ездил из Антверпена в Париж, утверждал наброски, возвращался домой, выполнял несколько сюжетов, вез их в Париж и сразу же представлял несколько следующих идей. Ему приходилось выдерживать три уровня цензуры: демонстрировать рисунки самой королеве, ее сыну Людовику XIII и, наконец, кардиналу Ришелье.
Проблема определения вклада Рубенса и его помощников в цикл остается сложной до настоящего времени. К примеру, архитектурный фон сюжета свадьбы Марии Медичи и картины Эгмонда о восстановлении Сен-Дени, которые он напишет десятилетие спустя, очень близки в деталях.
(ок. 1622-1625). Холст, масло. 394 х 295 см. Лувр
Дерево, масло. 59 х 51 см. Музей изящных искусств, Нант
Серия картин о реконструкции Сен-Дени, предпринятой аббатом Сугером (Сюжером, Сугерием) в XII веке, почти документально воспроизводит то, что описал сам аббат. На приведенной здесь картине ван Эгмонд изображает момент, когда Сугер обсуждает ход работ с архитектором. Присутствие двух камнерезов на переднем плане подчеркивает плановость наблюдения за работами, что идут полным ходом.
Очень выразителен в картине архитектурный фон: украшения и конструкции современные историки архитектуры никогда бы не связали с реконструкцией Сугера, поскольку стиль их представляет собой смесь римского, романского и других античных стилей, воплощенных, например, в круглых арках, окнах, фронтонах коринфских капителей. Художник показывает Сен-Дени в руинированном, нуждающемся в срочном ремонте виде. Однако ничто в картине не указывает на то, что радикально изменится в архитектурном стиле аббатства.
Эгмонд – не единственный художник, пренебрегший возможностью показа зарождающейся в Сен-Дени готики. Самое заметное готическое окно в картине пишет так, что не видно ни стрельчатой арки, ни ребристых сводов. Античные основания колонн на переднем плане соответствуют рассказу Сугерия о намерении привезти в Сен-Дени древнеримский строительный материал и создать гармоничное сочетание старого и нового.
Когда работа над циклом Медичи закончилась, Эгмонд остался во Франции, он стал членом фламандского братства Сен-Жермен-де-Пре, гильдии художников, правление которой он возглавил в 1633 году.
Вполне вероятно, что Рубенс познакомил ван Эгмонда с некоторыми влиятельными потенциальными покровителями при французском дворе, впоследствии это помогло ему стать придворным живописцем королей Людовика XIII и Людовика XIV. Первое упоминание о ван Эгмонде во Франции датируется 1633 годом, когда в Париже крестили его сына Филиппа.
В Париже ван Эгмонд на всю жизнь подружился с коллегой-земляком фламандским художником Филиппом де Шампенем. Ван Эгмонд писал картоны для гобеленов в парижской мастерской Симона Вуэ, одного из ведущих французских художников того времени. Вуэ и Филипп де Шампень в 1630 году получили престижный заказ на создание в парижской резиденции Ришелье «Галереи знаменитых людей». Хотя сами портреты знаменитостей позже были уничтожены, исторические сцены вокруг них, написанные ван Эгмондом, сохранились и находятся в Музее изящных искусств в Нанте. Он упоминается как придворный художник Орлеанского дома с 1635 года.
Большую часть творчества ван Эгмонда составляют портреты французской аристократии. Жюст, как его именовали во французских документах, участвовал в создании Королевской академии искусств и скульптуры, которая официально была учреждена в 1648 году.
Вероятно, в 1649 году он уехал из Парижа в Брюссель, а в середине 1650-х перебирается в Антверпен, где остается до конца жизни. Здесь он создавал эскизы для больших серий гобеленов, в том числе «Истории Марка Антония и Клеопатры», «Жизни Цезаря Августа», «Истории Зенобии» и др.
Гобелен, настенный подвес. Шерсть и шелк, разрезное и двойное переплетение гобеленового переплетения.
366,2 х 701, 9 см. Институт искусств Чикаго
С 1650 года он подписывал некоторые из своих картин как Юстус Верус де Эгмонд. Это может быть связано с его притязаниями на дворянство как потомка знаменитого дома Эгмондов. Общей тенденцией тогда была восходящая социальная мобильность буржуазии, конечным стремлением которой было возведение в статус пэра. Нахождение на королевской службе было также верным способом продвижения. Некоторые художники ловко использовали свои связи, чтобы подняться по социальной лестнице, а блестящее воплощение подобной цели – Рубенс - находилось у Эгмонда перед глазами. Он хотел конкурировать с ним как в творчестве, так и в самом стиле жизни. Как и Рубенс, Эгмонд накопил значительный капитал, вложенный в недвижимость. После смерти в 1674 году он был похоронен в великолепной церкви Св. Иакова в Антверпене, где упокоен его учитель.
Отношения Эгмонда с Рубенсом и Ван Дейком имеют важное значение для глубокого понимания его творчества. Мастерская Рубенса, в которой он работал с 1623 по 1628 годы, послужила образцом для его собственной мастерской в Париже. В массовом производстве портретов и копий Эгмонду помогали сыновья и дочери.
Отношения с Ван Дейком являлись не менее важным фактором формирования стиля Эгмонда. Это видно в выразительной свободе плавной манеры письма и естественной фактуре, что всегда присутствует в более поздних работах ван Эгмонда. Особой популярностью пользовались его портреты вандейковского типа – с изображением модели в замедленном только-только нарождающемся движении.
Основу творческого наследия ван Эгмонда составляют 80 работ – картин, эскизов, рисунков и пять больших серий гобеленов.
Хотя портретная живопись считалась низшим жанром, для Эгмонда она была очень прибыльной. Картины служили подарком и неоднократно копировались, причем заказчиками Эгмонда являлись представители разных слоев и общественных групп, в том числе оппозиционных, что свидетельствует не только о таланте, но и определенном дипломатическом даре художника. Доказательством этому служит и вхождение Эгмонда в кружок мадам де Рамбуйе – знаменитый парижский литературный салон, завсегдатаями которого были Корнель и Ларошфуко, задуманный в противовес королевскому двору с его интригами.
Качество работ, выходивших из его мастерской, было разным, что не сказывалось на авторитете Эгмонда, он был высоким и при дворе, и в среде мелкого дворянства, и у буржуа. Самопрезентация была важной частью аристократического образа жизни, Юстус овладел этим культурным кодом благородного общения и посредством своих портретов сумел определить не только место портретируемого в придворном обществе, но и свое.
В 1640-х гг. ван Эгмонд занялся масштабным производством гравюр, они давали хороший доход и еще больше укрепляли его репутацию.
Несмотря на огромное значение портретной живописи в своем творчестве ван Эгмонд иногда писал религиозные и мифологические картины.
Прекрасный масляный набросок «Примирение между римлянами и сабинянами» сочетает в себе важные аспекты творчества ван Эгмонда.
У Ван Эгмонда была совершенная техника, талантливый рисовальщик, он умел несколькими линиями создать композицию. Здесь Юстус ван Эгмонд пишет совершенно в стиле Рубенса, но уступает ему в отношении блеска красок и сочности кисти.
В марте 1656 года он купил дом в центре Антверпена. Несколько лет спустя, в мае 1662 года, он приобрел великолепное поместье на Lange Nieuwstraat, ранее принадлежавшее художнику Яну Вильденсу. Здесь была собрана богатая коллекция произведений искусства, в том числе картины Ганса Гольбейна Старшего, итальянских мастеров, конечно, Рубенса, Ван Дейка и Яна Бекхорста.
В конце 1650-х годов Эгмонд стал специализироваться на картонах для шпалер. Его специальностью стал дизайн больших серий ковров. 12 апреля 1661 года он приступил к разработке серии ковров с «Историей Цезаря». В том же году были созданы серии с историей Марка Антония и Клеопатры.
В январе 1649 года он написал портрет эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, тогдашнего губернатора Испанских Нидерландов и заядлого коллекционера произведений искусства. Портрет сейчас находится в коллекции Художественно-исторического музея в Вене.
Холст, масло. 149 х 121 см
Стремление быть признанным аристократом (как его прославленные мастера Ван Дейк и Рубенс) основывалось на утверждении, что он потомок знаменитого дома Эгмондов. Он подал несколько заявлений об официальном утверждении своих притязаний на дворянский титул, но не ясно, удалось ли ему это. В доме Эгмонд выставил большую коллекцию произведений фламандских, а также иностранных художников, таких как Поурбус, Рубенс, Сальвиати, Гольбейн, Тинторетто, Брейгель и Фредеман де Врис.
Холст, масло. 228х145 см
Его ранние портретные картины показывают влияние Ван Дейка. Примером может служить портрет «Портрет Марии Луизы Гонзага» (1645, стоячем положении натурщицы, жесте ее руки, профилировании тела и обращении лица к зритель. В начале 1650-х годов Эгмонд завершил серию очень больших портретов Гастона, герцога Орлеанского, которые были установлены в Люксембургском Дворце (ныне в замке Баллеруа (Кальвадос) и отсылали к стилю Рубенса. В своей более поздней карьере он смог синтезировать влияние Рубенса и Ван Дейка, как показано на групповом портрете троих детей семьи Губау.
(1658-1712) и его брата Иоанна V Корнелиса Губау (1660-1702).
Мастерская Ван Эгмонда также изготовила множество красочных или печатных копий портретов королевской семьи для желающих продемонстрировать свою преданность монархии, а также портретов для натурщиков, которые хотели подарить свои портреты друзьям и семье. Мастерская была создана по образцу мастерской Рубенса. Считается, что важную роль в производстве мастерской ван Эгмонда сыграли его сыновья и, возможно, дочери. Качество копий, изготовленных в мастерской, было неравномерным и в целом ниже, чем у произведений ван Эгмонда с автографом.
Ван Эгмонд также создавал гобелены, как и другие фламандские художники, такие как Рубенс и Якоб Йорданс. Темы этих серий отражают современный интерес к изображениям знаменитых женщин прошлого.
В дизайнах гобеленов Ван Эгмонд отдавал предпочтение яркости. Согласно традициям фламандского высокого барокко монументальные фигуры вытканных персонажей отличаются драматическими позами и выразительной мимикой. Живость контуров и линий порой нарушает даже целостность общей композиции. Эгмонд также часто использовал псевдоэкзотические костюмы и декорации. Его проекты были заказаны ведущими ткацкими мастерскими того времени, такими как объединение Виллема ван Лифдала и мастерская Герарта ван дер Стрекена. Эти серии имели коммерческий успех, о чем свидетельствуют многочисленные их реплики, созданные при жизни художника и после его кончины.
Гобелен, настенный подвес, шерсть, шелк. Мастерская Виллема ван Лифдала
Холст, масло, овал. 61х50 см БСИИ ASG, инв. № 02-3532
Большое собрание изящных искусств ASG обладает овальным портретом неизвестного, созданным кругом Юстуса ван Эгмонда. На темном фоне изображен молодой мужчина с усами и в длинном темном парике. Он одет в военные доспехи с белым отложным воротником. На груди мы видим перевязь, которая свидетельствует о том, что перед нами человек, состоящий на государственной службе. Кроме того, слева в верхней части изображен родовой герб портретируемого. Данное полотно написано художником из окружения Эгмонда, и оно уступает живописи самого мастера по части блеска красок и сочности кисти. И все же работа эта привлекает тем, с каким вниманием живописец передает черты лица своего героя, в которых читаются ум и благородство. В позе модели с легким поворотом головы вправо читается то самое «вандейковское» предощущение движения, так же, как и Ван Дейк, Эгмонд мастерски передает фактуру богатого костюма дворянина с ослепительно белым тонким бельем. Благодаря обстоятельности автора мы с удовольствием разглядываем детали его костюма вплоть до жесткого белоснежного воротника и золотой бахромы на перевязи. Латы придают модели военную выправку, необходимую дворянину XVII века, а композиция, при которой глаза портретируемого находятся выше средней оси картины, добавляет персонажу величавость без излишней надменности.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
- Büttner N. Eine neu entdeckte Zeichnung von Justus van Egmont // Kunstgeschichte. Open Peer Reviewed Journal. – 2010. -
- Valkeneers P. Justus van Egmont at the Rubenshuis // The Rubenianum Quarterly 2014.- № 2.- P. 3-4.
- Darnell L. Gothic Barbarism or Golden Age? The Medieval Architecture of Utrecht and Paris through the Eyes of Arnoldus.
- https://arsartisticadventureofmankind.wordpress.com/2024/04/
- https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711865719&tld=ru&lang=en&name=TRQ_2014_2.pdf&text=Valkeneers%20P.%20(2012)%20Van%20timmermanszoon%20tot%20schilder%20aan%20het%20hof.%20De%20adellijke%20ambities%20van%20Justus%20vanEgmont.%20De%20Zeventiende%20Eeuw.%20Cultuur%20in%20de%20Nederlanden%20in%20interdisciplinair%20perspectief%2C%2027(2)%3A%20270–299&url=https%3A%2F%2Fwww.rubenianum.be%2Fsites%2Frubenianum%2Ffiles%2FTRQ_2014_2.pdf&lr=43&mime=pdf&l10n=ru&sign=c54ebb74eeacd8ea96aa03701818cf64&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1711865719%26tld%3Dru%26lang%3Den%26name%3DTRQ_2014_2.pdf%26text%3DValkeneers%2BP.%2B%25282012%2529%2BVan%2Btimmermanszoon%2Btot%2Bschilder%2Baan%2Bhet%2Bhof.%2BDe%2Badellijke%2Bambities%2Bvan%2BJustus%2BvanEgmont.%2BDe%2BZeventiende%2BEeuw.%2BCultuur%2Bin%2Bde%2BNederlanden%2Bin%2Binterdisciplinair%2Bperspectief%252C%2B27%25282%2529%253A%2B270%25E2%2580%2593299%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fwww.rubenianum.be%2Fsites%2Frubenianum%2Ffiles%2FTRQ_2014_2.pdf%26lr%3D43%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3Dc54ebb74eeacd8ea96aa03701818cf64%26keyno%3D0%26nosw%3D1