"В традициях Бориса Виппера": МИКН впервые принял участие в мероприятии, посвящённом создателю Российской школы западноевропейского искусства
С 11 по 13 декабря 2024 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) прошли традиционные «Випперовские чтения». В этом году они посвящены проблемам натюрморта, что и дало им название – «Вещь в искусстве. 2.0». Два главных выставочных проекта музея в уходящем году посвящены натюрморту: «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи Барокко» (5 марта – 26 мая) и «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России» (по 26 января 2025 года). На выставках представлено всё жанровое разнообразие натюрмортной барочной живописи.
Кроме того, в этом году исполнилось 40 лет знаменитым «Випперовским чтениям 1984», посвященным также натюрморту. В них принимали участие такие выдающиеся ученые, как Ю.М. Лотман, Г.Г. Поспелов, С.М. Даниэль, А.В. Михайлов, Г.С. Кнабе и др. Кураторами конференции 2024 года выступили главные научные сотрудники Отдела искусства старых мастеров ГМИИ – Вадим Садков и Виктория Маркова.
Все три дня конференции прошли в Центре эстетического воспитания «Мусейон» (Колымажный переулок). От имени директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизаветы Лихачевой гостей приветствовал её заместитель по научной работе Илья Доронченков. Доклады участников раскрывали разнообразные аспекты истории натюрмортного жанра, его интерпретации в различных видах искусства и медиа. Помимо музейных работников, рассматривающих классические для искусствоведения вопросы атрибуции и трактовки работ натюрмортного жанра, в Випперовских чтениях 2024 участвовали и сотрудники образовательных учреждений (ГИТИС, РГПУ им. А.И. Герцена, Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет). Многие доклады имели междисциплинарный характер. Их авторы исследовали репрезентации предметного мира в кинематографе, театральном искусстве, словесности и философии.
Послеобеденную секцию первого дня конференции открыл доклад доктора искусствоведения, профессора и эксперта РАН Вадима Анатольевича Садкова «Образцы и повторения в творческой практике натюрмортистов XVII века». Дискуссию вызвал вопрос об определении авторства двух работ Микеланджело Меризи да Караваджо с одноименным названием «Мальчик, укушенный ящерицей» из Фонда имени Роберто Лонги во Флоренции и Национальной галереи Лондона. На сегодняшний день официально обе картины считаются авторскими репликами великого итальянца.
Вадим Анатольевич Садков
Мальчик, укушенный ящерицей 1593 – 1594 годы Холст, масло. 65×52 см Фонд имени Роберто Лонги, Флоренция |
Мальчик, укушенный ящерицей 1594 – 1596 годы Холст, масло. 66×49,5 см Национальная галерея, Лондон |
Сообщения двух специалистов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) – хранителя голландской живописи И.А. Соколовой и куратора Отдела западноевропейского изобразительного искусства А.А. Мезенцевой – подвели итоги двух выставок фламандского натюрморта в Петербурге и Москве. В выступление Алисы Мезенцевой «Научные наблюдения по итогам двух выставочных проектов: "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII в." (ГЭ) и "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII в. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России" (ГМИИ)» вошел «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG. Данная картина была исполнена мастером около 1610 года и относится к раннему периоду творчества. Автор доклада подчеркнула проблему атрибуции ранних произведений художника, которая осложнена ограниченностью эталонного сравнительного материала – до наших дней дошло порядка 10 ранних работ Снейдерса.
Алиса Мезенцева
Натюрморт с устрицами и куропатками
Фландрия, около 1610 года
Дерево, масло. 50×66 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1781
Международный институт культурного наследия впервые стал участником Випперовских чтений. Собрание ASG обладает богатой коллекцией работ старых мастеров натюрмортного жанра. Особенно выделяются коллекции голландского и фламандского натюрморта XVII столетия, где представлены такие громкие имена, как Франс Эйкенс (1601 – 1693), Мартинус Неллиус (работал в период с 1670 по 1680 годы), Отто Марсеус ван Скрик (около 1619 – 1678), Йорис ван Сон (1623 – 1667), Абрахам ван Бейерен (около 1620 – 1690), Губерт ван Равестейн (1638 – 1691) и др. В качестве темы доклада было выбрано творчество фламандского мастера XVII века Питера ван Бакля (1610 – 1673). Художник принадлежит к числу тех мастеров-иммигрантов, которые, приехав работать в Париж, вынуждены были селиться за городскими стенами в предместье Сен-Жермен-де-Пре, дабы не создавать конкуренцию местным живописцам. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится две композиции ван Бакля – «Натюрморт с битой птицей» и «Натюрморт с карпами». Картины относятся к разным поджанрам – «охотничий натюрморт» и «накрытые столы». Обе были исполнены во Франции и не имеют авторской подписи. В качестве аналогов работ из собрания ASG в исследовании приводятся произведения художника, опубликованные на сайте Нидерландского института истории искусств. Практически все они атрибутированы ведущим специалистом в области голландско-фламандской живописи Фредом Мейером. Некоторые картины, ранее приписываемые ван Баклю, сегодня изменили своё авторство.
Алина Вячеславовна Булгакова
Натюрморт с битой птицей
Первая половина 1650-х годов
Холст, масло. 73×100 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0877
Натюрморт с карпами
Фландрия, 1650 – 1660 годы
Холст, масло. 40,5×92,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0056
Последний день Випперовских чтений открыл доклад Виктории Эммануиловны Марковой «Формула натюрморта в живописи Италии от футуризма до Моранди», а вечером в Зале Микеланджело прошла презентация её монографии «Итальянский натюрморт от Караваджо до Моранди».
Итоги конференции подвёл Вадим Анатольевич Садков, подчеркнув, что в этом году на конференции много участников не только из Москвы и Петербурга, они самостоятельно занимаются изучением своих коллекций на высоком научном уровне, без привлечения столичных специалистов. Особо он отметил исследования Международного института культурного наследия и Тверской областной картинной галереи («К вопросу определения авторства «Натюрморта с астрономическими приборами» из собрания Тверской областной картинной галереи»), выразив надежду, что на следующий год география конференции станет еще шире.
Алина Булгакова