«Ван Дейк пастели» и мастер «полуцарствования»
Со дня рождения французского художника Жозефа Вивьена исполняется 360 лет. Хотя величайшими портретистами XVII века были фламандцы Рубенс и ван Дейк, голландцы Рембрандт и Хальс, значение современных им французских художников также выходит далеко за пределы своей эпохи. Вивьен стал знаменит благодаря своим портретам, написанным в технике пастели. Один из них – портрет принца Филиппа Анжуйского – будущего короля Испании Филиппа V. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет его политического конкурента и родственника Филиппа Орлеанского кисти мастерской Жана-Батиста Сантерра, со дня смерти которого исполняется 300 лет.
Родился Жозеф Вивьен в Лионе в 1657 году. В возрасте 20 лет он покидает родной город и отправляется в Париж, где нанимается на работу в мастерскую Шарля Лебрена – основателя Королевской академии живописи и скульптуры. Лебрен повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». Сам король разделял и поощрял искусство Лебрена, а в период, когда Вивьен стал у него учиться, он был в полном расцвете своего могущества.
Вивьен стал знаменит благодаря портретам, написанным в технике пастели, он же был и главным популяризатором этой техники во Франции. Его современники восхищались сложным использованием цвета, а один поклонник даже назвал его «Ван Дейком пастели». Художник словно предвосхитил ее широкое использование в искусстве портрета во Франции XVIII века, пастель использовали такие известные художники, как Буше, де Латур, Шарден, позднее Грёз, Лиотар, Гюбер и Делакруа.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией».
В 1698 году, уже после смерти Лебрена, Вивьен был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Вскоре он назначается советником Академии, получив жалование и жильё при королевской мануфактуре гобеленов.
Вивьен работал также в Брюсселе, Кёльне, Мюнхене в качестве придворного живописца, создав целый ряд портретов членов правящих семей, аристократов, глав правительств, видных представителей культуры и церкви нескольких европейских государств.
Умер в Бонне в возрасте 77 лет.
Вивьен Ж. Портрет принца Филиппа Анжуйского
Одним из шедевров его творчества является портрет принца Филиппа Анжуйского. Внук Людовика XIV и дядя Людовика XV, Филипп Анжуйский родился во Франции. В возрасте неполных семнадцати лет занял испанский престол по завещанию бездетного испанского короля Карла II, своего двоюродного деда. Правил с 1700 по 1746 годы, на начальном этапе полностью следуя инструкциям Людовика XIV. В целом правление Филиппа V для Испании было успешным, при нем экономика страны стала восстанавливаться после затяжного кризиса XVII века, хотя войну за французский престол Испания проиграла.
Жан-Батист Сантерр, мастерская
Портрет Филиппа Орлеанского, регента Франции
Холст, масло, 83,5×67 см
БСИИ ASG, инв. №02-1917
В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет «политического соперника» принца Филиппа Анжуйского – Филиппа Орлеанского (1640-1701). Племянник Людовика XIV, он с 1715 по 1723 годы регентствовал при малолетнем короле Людовике XV. Филипп был крайне честолюбив — его не устраивало положение «вечно второго», как иногда называли герцогов Орлеанских. Он попытался претендовать на испанский трон вместо намечавшегося на это место Филиппа Анжуйского, что привело к длительной размолвке с Людовиком XIV.
Портрет написан мастерской Жана-Батиста Сантерра (1651-1717), чей талант очень высоко ценил Людовик XIV. Аналогичный портрет Филиппа Орлеанского, написанный самим Сантерром, хранится в Бирмингемском музее.
|
|
Учителями Сантерра были Франсуа Лемэр, посредственный живописец, а позже Булонь Старший, внушивший ему любовь к искусству и приучивший работать только с натуры. Сначала Сантерр занимался портретной живописью, но вскоре стал писать головки и поясные фигуры женщин, причем пользовался как натурщицами своими многочисленными ученицами. Поговаривали, что под видом рисовальной школы художник открыто держит у себя целый гарем молодых девиц. Только одна из них, Женевьева Бланшо по прозванью Годок, достигла некоторой известности как художница. В 1704 году был избран в члены Парижской академии.
Сантерр работал очень медленно, а потому и число его картин крайне незначительно. Они свидетельствуют, что он прекрасно знал анатомию и перспективу, рисовал с уверенностью и обладал приятным, прозрачным колоритом, но не имел тонкого вкуса и грешил манерностью. Об этом свидетельствует его картина на библейский сюжет о Сусанне – еврейке из Вавилона.
Начиная с XVI века этот сюжет становится популярнейшим, поскольку позволял изображать обнаженную женскую натуру, не страшась упреков в сластолюбии, и Сантерр не мог пройти мимо него.
|
|
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится картина мастерской итальянского живописца XVII века Джованни Джакомо Сементи (1580-1636) на аналогичный сюжет. Сказание рассказывает о том, как Сусанна – дочь Хелкия и жена Иоакима, обнаженная купалась в своем саду. В это время за ней подглядывали два старика – уважаемые старейшины и судья. Возжелав красавицу, они угрожают ей обвинениями в прелюбодеянии, если она отвергнет их. Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, и была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти. В последнюю минуту благодаря пророку Даниилу, который устроил старцам перекрестный допрос, в результате чего они дали разные показания, Сусанна была спасена, а лжесвидетели казнены.
На картине Сантерра Сусанна изображена в центре. Она еще не догадывается, что за ней наблюдают старейшины, которых мы видим справа, выглядывающих из-за стены купальни. В работе мастерской Сементи Сусанна уже дает им решительный отпор, ударив одного из старцев по лицу. И если в картине Сантерра, наряду с барочными чертами, в кокетливо-стыдливой фигуре Сусанны уже читаются черты зарождения нового стиля Рококо, то художники из мастерской Сементи, да и сам этот художник, проявили себя талантливыми последователями искусства Караваджо.
Рисунки Сантерра отличаются большими достоинствами; к сожалению, они встречаются весьма редко, так как художник, рисовавший преимущественно нагих женщин, и притом в очень рискованных позах, незадолго до смерти уничтожил большую часть таких этюдов в надежде спасти свою душу.
Искусствовед А. Бенуа отмечал, что на Сантерра следует обратить особое внимание с культурно-исторической точки зрения. Это едва ли не самый типичный для эпохи регентства художник или, вернее, как бы один из предвестников ее (художнику в момент вступления Филиппа в управление государством было около шестидесяти лет, и мастер не дожил до конца пресловутого «полуцарствования»). Но и в истории живописи Сантерр заслуживает внимания, с одной стороны, как сочинитель нового, более утонченного, типа женской красоты, предвещающего нимф и граций Буше, с другой — как один из первых жанристов. Правда, «бытописатель» Сантерр не шел дальше того, чтобы изображать личики и полуфигуры миловидных особ, которых он наряжал в разные костюмы и освещал то дневным то вечерним светом, являясь в этом подражателем итальянцев венецианской школы. Но и этого уже было для того времени довольно, поскольку сам выбор сюжетов означал поворот от помпезного, выспреннего искусства Лебрена — к «милой обыденности».
Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА (фотографии)
Источники:
wikipedia.org
liveinternet.ru
benua-history.ru