decor
Следите за нашими новостями

«Вас отличает продуманность и культура экспозиции…»

25.06.2022

8 июня гостем Международного института культурного наследия стал вице-президент Российской академии естественных наук доктор технических наук Ильдар Утямышев с супругой поэтессой Гульнарой Утямышевой

«Один из крупных предпринимателей округи, никто с ним не может соперничать как по уровню богатства, так и по щедрости, к тому же весьма богобоязненный и горячий поклонник наук и просвещения» - так отзывается ученый и богослов Ш. Марджани в своей книге «Мустафадель-ахбар» о Габдулле Утямышеве (ум. в 1832 г.). Поклонники просвещения и меценаты среди Утямышевых не перевелись и в следующих столетиях, так, Ильдар Рустамович приехал в Казань для презентации книги «Татарские ученые», составителем и издателем которой он является.

Получив от директора по развитию территорий компании Рината Аисова в подарок пресс-портрет Инвестиционной группы компаний ASG, академик вспомнил одного из своих предков по материнской линии - Мухамеджана Каримова, который был самым крупным издателем в Казани.

Светлана Бородина: наша компания также является издателем, пресс-портрет к 30-летию ASG у Вас уже есть, а еще мы издаем серию каталогов Большого собрания изящных искусств ASG и журнал «Мир искусств», читателям которого будет интересно познакомиться с интервью ученого, занимающегося фундаментальными исследованиями.

Ильдар Утямышев: не фундаментальными, а скорее прикладными

С.Б.: хорошо, для осуществления которых необходимо фундаментальное образование. Мы находимся в среде, где царит классическое искусство. И фундаментальные науки, и классическое искусство объединяет одно качество – преемственность. Помните, Ньютон говорил, что если ему и удалось заглянуть дальше других, то это потому, что он стоял на плечах гигантов. Говорят, что в литературе все проходит через рукопожатие, если мы начнем раскручивать эвольвенту, у кого учился современный автор, у кого учился его учитель и т.д., мы придем к Пушкину, Жуковскому, Державину, Кантемиру и т.д. Ваши учителя, Ваше окружение, если проследить их предшественников, к кому восходят – Бору, Резерфорду, Ландау, Раушенбаху?

- Те, кого вы назвали, еще Энштейн, – это XX век. Я думаю, физика уходит своими корнями даже не в средневековье, а в античный период, философы занимались физикой, и наоборот, был такой ученый – Архимед, открывший много законов, были и другие философы. Тогда наука была единой, в средние века мы наблюдаем то же самое, и Ньютон, и Авиценна были философами, притом что Ньютон – еще и физик, а Авиценна – врач, естествоиспытатель.

Сейчас настала новая эпоха, когда идет взаимопроникновение знаний из разных областей, например, трудно представить современную медицину без физики, химии, техники, да и технари, как я их называю, стали гораздо универсальнее, не просто изобретают технические устройства, а думают, в какой области их можно будет применить.

С.Б.: а это всегда возможно? Как раз об этом мой следующий вопрос, когда человек работает над проблемой, совершает открытие каких-то законов, он уже в этот момент представляет, какие практические выгоды это сулит?

- Если он грамотный интеллигентный человек, он должен представлять, к чему это приведет, какие блага сулит открытие, и какой вред оно может принести. Хотя должен сказать, что в последние 30 лет не только у нас, но и на Западе, наблюдается упадок образования, люди перестают изучать опыт прошлого и возникает определенного рода имитаторская деятельность, когда начинают «рисовать квадратики», программировать, не понимая, как устроен мир, какие глобальные перемены в нем происходят, как меняются мировоззренческие основы, хотя необходимо это знать, чтобы подготовить квалифицированного специалиста. Вот почему сейчас, я имею в виду последние 30 лет, мы лишились квалифицированных инженеров, у нас нет среднего специального образования, начального профессионального – сантехников, токарей, фрезеровщиков, конечно, можно представить, что их работу выполняют автоматы, но в случае форс-мажора, электромагнитного сбоя вся эта техника исчезает.

Гости с большим интересом познакомились с экспозицией Выставочного центра МИКН, за масштаб и системность назвав Большое собрание изящных искусств ASG «казанским Эрмитажем»

В течение жизни я, например, прошел все стадии фотографии – черно-белой, затем бурно развивавшейся цветной, появились полароиды, магнитная запись – все это ушло в небытие, появились мягкие магнитные диски – ушли, оптические диски – ушли, все собирается на флешке, хотя мне кажется, что это рискованно. Исчезли фотопленки, хотя на них гораздо дольше хранится информация. Я увлекаюсь фотографией, потому что это связано с оптикой, голлографией – мое направление, отсканировал наш семейный фотоархив, это мои родители, более дальние родственники – все, что ценно для меня. Все это на цветной пленке сохранилось, даже свой оттенок приобрело, вот как старинная живопись, средневековая и возрожденческая, она по-иному выглядит, не так, как современные подделки, когда распространилось, и это не секрет, раскрашивание сканированных копий старинных картин. А в картинах, которые нас сейчас окружают, чувствуется и шлейф времени, и настроение автора, его чувства, особенности мировосприятия… Так же и фотографируя, мы в первую очередь отражаем не действительность, а свое видение действительности.

В юности я был, что называется, нигилистом, учился в музыкальной школе, но предпочитал эстраду, и советскую, и зарубежную, которая если и доходила к нам, то это были шедевры, а с годами я все острее воспринимаю классическое искусство – музыку, живопись, в музеях я всегда снимаю понравившиеся мне экспонаты – в афинском историческом музее – уникальные вещи показаны, а как физику мне интересны технические приборы, выполненные из бронзы, по точности обработки материала это совпадает с 30-ми годами прошлого века, у многих изделий я не мог понять их предназначения, но культура труда была на высоте, не говоря уж об искусстве греческом, меньше римском – помпезным, имперским, целиком основанном на интерпретации греческого.

Благодаря нашим предкам, не славянским, а тюркским, я гуннов имею в виду, мы этот мир разрушили, хотя точнее, ускорили процесс его саморазрушения, и цивилизация откатилась если не на тысячу, то на пятьсот лет назад и в культуре, и в искусстве, и особенно в технологиях.

Потом это стало восстанавливаться, поэтому с возрастом я начинаю более трепетно относиться к тому, что Вы назвали преемственностью, прошлому, которое не вернешь, основная беда нашей цивилизации, мы то отрицаем то, что было, то не обращаем внимания на него.

- плохо учим уроки?

- да, хотя образование – это не усвоение знаний, основ наук, это прежде всего, воспитание. Должна быть очень точная ценностная стартовая позиция. Сегодня связь поколений чувствуют может быть только те, кто старше 50-ти. Только животные ведут себя так, что забывают своих родителей, покидают их.

Я представляю Российскую академию естественных наук, это самая крупная общественная академия, самая авторитетная, свыше четырех тысяч членов, в 47 странах есть наши отделения. Академия сформировалась в 1990 году как Академия наук Российской Федерации для ученых-прикладников – оборонщиков, технарей, работавших в мощных отраслевых НИИ, которых, к сожалению, уже не осталось. Принцип ее построения тот же, что и в РАН, но у нас большое гуманитарное отделение, где есть искусствоведы, скульпторы, художники. У нас общая с ней проблема старения кадров, если в большой академии средний возраст за 80, то у нас – за 70, это беда.

- то же самое можно сказать и про вузовскую науку, но давайте вернемся к вопросу ответственности – художника ли, ученого ли… когда присудили Нобелевскую премию Жоресу Алферову, я так обрадовалась, что наука в стране еще есть, но потом оказалось, что открытие сделано задолго до премии, просто, когда настала эра сотовой связи на его оптоволоконных технологиях, все поняли значение открытия. Значит в момент его совершения исследователь может и не подозревать о его пользе.?

- Я думаю, Жорес Алферов все хорошо представлял уже в момент открытия.

- То, что в Вашей академии состоят люди искусства, отвечает требованиям времени. Я уже не раз цитировала физика Раушенбаха, который утверждал, что интеграция наук человечеством исчерпана, и все действительно новое будет открываться на стыке науки и искусства, как например, создание космических солнечных батарей по принципу оригами.

- Непременно так и будет, поэтому подготовка специалистов должна стать более универсальной, более классической, если хотите. Один из моих предков закончил симбирскую гимназию, ту самую, где директорствовал отец Александра Керенского и учились Ульяновы, так гимназические знания позволили ему преподавать французский и немецкий языки.

- Ваши предки были деловыми людьми и занимались меценатством, строя мечети, помогая односельчанам деньгами, практически содержали их?

- да, братья Каримовы занимались торговлей и книгоиздательством, имели представительства в Турции, Германии, Венгрии, в 1914 году был даже привод в полицию за сотрудничество с Антантой, все мои предки были не бедные люди. Что я хочу сказать, не примите это в обиду, вы - тоже деловые люди, тогда буржуазия сгубила Россию. Когда началась мировая война, коррупция и воровство выросли до гигантских размеров, то же – я имею в виду безудержное стремление к наживе – мы наблюдали в 90-х. Дай Бог, чтобы нынешние предприниматели заняли более человеческую позицию, гуманистическую. Обязательно должен присутствовать социальный фактор, но он еще должен объясняться и продвигаться, люди должны понимать, какие блага получают от бизнеса, а не воспринимать их как само собой разумеющееся, как в советский период не ценили бесплатную медицину, образование и т.д.

- Когда наша компания участвовала в Президентской программе восстановления исторического центра города и реставрировала 26 объектов, эта работа проходила под девизом «Возродим Старую Казань!». Что для вашей семьи Старая Казань - люди, дома, встречи?

Гульнара Утямышева: для меня улица Парижской Коммуны, там несколько домов братьев Каримовых,

- где типография?

- да, это дома моих предков. И еще, наш семейный клан большой, прямые родственники жили в доме на ул. Г. Тукая.

- номер?

- 84

- этот объект восстановлен нашей компанией!

- я знаю, это наш с сестрой дом.

- сфотографируйте меня с потомками бывших владельцев дома 84, я очень люблю эти объекты, они выполнены в таком симбиозе национально-европейских традиций, с парадными залами на европейский манер, и одновременно с мужской и женской половиной, дворовой галереей…

Гульнара Утямышева: мы очень рады, что дома привели в порядок, и теперь они, как прежде, украшают улицу Тукая.





На всех восстановленных объектах ASG смонтирована архитектурная подсветка, подчеркивающая декор фасадов


Ильдар Утямышев: И я очень рад знакомству с такими интересными людьми, каких нечасто встретишь в наше время, компанией, занимающейся крупными проектами и не забывающей о социальной ответственности, тем более в такой необычной форме, как ваш уникальный музей.

Запись в Книге почетных гостей

Запись в Книге почетных гостей

Светлана БОРОДИНА

Поделиться: