Вдохновляясь, но не подражая: атрибуция картины последователя Антонио да Корреджо
7 июня 2023 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось картиной с изображением Девы Марии с младенцем Иисусом. Эксперты отнесли работу к французской школе XVIII века. Вопрос первоисточника произведения остаётся дискуссионным. Мы установили, что полотно написано по гравюре английского рисовальщика XVIII века: Ричарда Купера Старшего (1701(5) — 1764) либо Ричарда Купера II (1740 — 1814), снятой с несохранившегося полотна итальянского художника Антонио да Корреджо (1489 — 1534).
Картина написана по гравюре Ричарда Купера II
Дева Марии с младенцем Иисусом
Вторая половина XVIII века
Холст (овал), масло. 116 х 87 см
БСИИ ASG, инв. № 02-5122
По данным обширного библиографического справочника о живописцах, скульпторах, рисовальщиках и граверах - энциклопедии Эммануэля Бенези (фр. Bénézit: Dictionnaire despeintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs), Ричард Купер Старший родился в Йоркшире. Он был ведущим гравером Эдинбурга, учителем шотландского рисовальщика Роберта Стрэнджа (1721 — 1792) и отцом Ричарда Купера II (1740 — 1814) [1].
По версии Национального биографического словаря за 1885—1900 годы Ричард Купер Старший родился в Лондоне, учился у английского гравера и картографа Джона Пайна (1690—1756). После смерти отца он унаследовал небольшую сумму денег, оставил работу гравера, чтобы покинуть страну и изучать искусство в Италии. Он работал там на протяжении нескольких лет, результате чего был хорошо знаком с произведениями великих итальянских мастеров. Автор данной статьи, Лайонел Генри Каст (1859–1929) утверждает, что Ричард Купер Старший за это время преуспел в творчестве, стал хорошим рисовальщиком и прекрасным художником. Также у него сложилась достойная коллекция рисунков старых мастеров и гравюр различных школ и стран [2].
По возвращении в Англию друг художника господин Гатри уговорил сопровождать его во время визита в Эдинбург. В Шотландии в то время была нехватка первоклассных художников, и там Купера встретили настолько тепло, что он решил поселиться в Эдинбурге и вернуться к профессии гравера. Ричард Купер к тому времени выполнил достаточно большой объем работы, что позволило ему построить собственный дом на улице Сент-Джон. Интерьер дома он украсил своими авторским картинами. В Эдинбурге он начал обучать мастерству изготовления гравюр, самым известным учеником был Роберт Стрэндж. Стрэнж шесть лет был подмастерьем у Купера, за это время он стал близким другом семьи своего учителя. Примерно в 1738 году Купер женился на мисс Энн Линд, в браке у них родился Ричард Купер II, который последовал профессии отца. По словам Роберта Стрэнджа, Ричарду Куперу Старшему как граверу не хватало профессиональной практики, но все его работы отличались душевностью и вкусом. Купер Старший главным образом известен своими гравюрами – портретами современников, среди которых были окулист Джон Тейлор, Уильям Карстерс и Эндрю Аллан, сэр Хью Дэлримпл, изобретатель логарифмов Джон Непер, лорд Джеффрис и многие другие. Он также гравировал анатомические пластины для «Эдинбургских медицинских очерков», создавал экслибрисы и другие композиции. Он умер в 1764 году и был похоронен на кладбище Кэнонгейт в Эдинбурге [2]. Данные Национального биографического словаря основаны на источниках «Redgrave's Dict. of Artists», «Dennistoun's Memoirs of Sir Robert Strange», «Huber and Roost's Manuel des Curieux et des Amateurs de l'Art, vol. IX». «Chaloner Smith's British Mezzotinto Portraits» [2].
По сведениям Британского музея, гравюру «Мадонна с Младенцем» снятую с картины Антонио да Корреджо, первым исполнил Ричард Купер Старший. Однако по данным Национального биографического словаря за 1885—1900 годы автором гравюры является не Купер Старший, а его сын Ричард Купер Младший.
В энциклопедии Эммануэля Бенези о Ричарде Купере Младшем говорится следующее: родился он в Эдинбурге, так же, как и отец, путешествовал по Италии, чтобы изучать искусство старых мастеров. Его пейзажные графические работы имели небольшой успех. К концу XVIII века он занял руководящую должность в Итонском колледже. В Лондоне, где он поселился после непродолжительного проживания в Эдинбурге, Купер Младший начал выставлять свои работы в Королевской академии художеств. Это учреждение принимало работы гравера с 1787 года по 1809 год. Ричард Купер Младший стал учителем рисования у принцессы Шарлотты Августины Уэльской (1796—1817). Его работы представлены в ведущих музеях Дублина и Лондона [1].
В Национальном биографическом словаре о Ричарде Купере II написано следующее: он был художником и гравером, сыном Ричарда Купера Старшего, гравера из Эдинбурга. Купер Младший родился в Эдинбурге около 1740 года. Обучившись рисованию у отца, он отправился в Париж, там изучал способы изготовления гравюры у выдающегося французского мастера репродукционной гравюры офортом и резцом Жака-Филиппа Ле Баса (1707 — 1783). У Ле Баса Купер II научился качественной технике исполнения графических работ. В 1761 году он выставил в Обществе художников Великобритании (англ. Incorporated Society of Artists of Great Britain) рисунок с картины Франческо Тревизани (1656 — 1746). В 1762 году он представил одну из лучших своих гравюр, а именно «Дети Карла I» последователя Антониса Ван Дейка (1599–1641) [3]. По мнению автора статьи, в 1764 году в Обществе художников Великобритании он выставил блестящую гравюру «Мадонна с младенцем» по работе Антонио да Корреджо. Далее его имя не появлялось на выставке в течение нескольких лет, и за этот период Ричард Купер Младший вероятно посетил Италию. Тогда он и создал свою серию тонированных рисунков Рима и его окрестностей, после чего его назвали «английским Пуссеном». Большое количество рисунков, созданных по лучшим произведениям старых мастеров Италии сейчас хранятся в Национальной галерее Шотландии (Шотландская национальная галерея современного искусства (Modern Two)) в Эдинбурге, в том числе копии «Мадонн» Рафаэля Санти (1483 — 1520), Джованни Баттиста Сальви (1609 —1685), Франческо Тревизани и Антонио да Корреджо [4]. Также в их собрании имеются два альбома Ричарда Купера Младшего [5,6].
Мадонна с младенцем и святой Екатериной Копия с картины Антонио да Корреджо Италия, XVIII век Бумага, карандаш. 30 x 25 см Шотландская национальная галерея современного искусства (Modern Two), Эдинбург |
Мистический брак святой Екатерины Италия, около 1518 года Холст, масло. 28 х 24 см Музей Каподимонте, Неаполь |
Мадонна с Младенцем “ La Zingarella” Копия с картины Антонио да Корреджо Италия, XVIII век Бумага, черный мел. 48 х 36 см Шотландская национальная галерея современного искусства (Modern Two), Эдинбург |
Мадонна с Младенцем “Zingarella” Италия, 1516-1517 годы Холст, масло. 47 х 39 см Музей Каподимонте, Неаполь |
|
|
Серию тонированных римских рисунков он опубликовал в 1778 и 1779 годах, а также выставил некоторые рисунки в Королевской академии художеств. Эти данные приводятся в третьем томе издания «Библиотеки изящных искусств; справочнике по живописи, скульптуре, архитектуре и гравюре» от 1832 года [18].
|
|
справочник по живописи, скульптуре, архитектуре и гравюре» от 1832 года
со сведениями об участии Ричарда Купера Младшего в выставке
Королевской академии художеств 1778 году
справочник по живописи, скульптуре, архитектуре и гравюре» от 1832 года
со сведениями об участии Ричарда Купера Младшего в выставке
Королевской академии художеств в 1778 году
В 1782 году Купер II завершил большую работу, которую в 1783 году выставил в Обществе художников Великобритании: «Шествие Карла I и рыцарей Ордена Подвязки» по произведению Антониса Ван Дейка. Далее он создавал портреты Вильгельма III и Марии, Томаса Вентворта, графа Страффорда; Фредерика, принца Уэльского и его сестры; «Любовницу» Рембрандта (меццо-тинто), «Вакханалию» по Никола Пуссену (1594 — 1665) и так далее. Около 1787 года Купер поселился на Чарльз-стрит (площадь Сент-Джеймс), и посвятил себя рисованию, выставляя многочисленные рисунки в Королевской академии вплоть до 1809 года. Он был назначен учителем рисования королевы Шарлотты, а также занимал эту должность в Итонской школе. Образцы его рисунков можно увидеть в музее Виктории и Альберта и Британском музее; в последнем собрании имеются многочисленные его гравюры, офорты и литографии. Данные Национального биографического словаря основаны на источниках «Redgrave's Dict. of Artists», «Nagler's Künstler-Lexikon», «Bryan's Dict. of Artists (ed. Graves)», «Sarsfield Taylor's State of the Arts in Great Britain and Ireland», «Graves's Dict. of Artists» 1760 – 1880 годов, «Guiffrey's Vandyck», «Catalogues of the Royal Academy, South Kensington Museum, &c» [3].
В Британском музее хранится 8 гравюр «Мадонна с младенцем», две из которых эксперты относят Ричарду Куперу Младшему, остальные – Ричарду Куперу Старшему.
Мадонна с Младенцем 1761-1764 годы Бумага, 35 х 26 Британский музей, Лондон Инв.№ W,8.20 |
Мадонна с Младенцем 1761-1764 годы Бумага, 39 х 27 Британский музей, Лондон Инв.№ Ee,2.121 |
Мадонна с Младенцем 1763 – 64 годы Бумага, 38 х 26 см Британский музей, Лондон Инв.№ W,8.19 |
Мадонна с Младенцем 1763 – 64 годы Бумага, 40 х 28 см Британский музей, Лондон Инв.№ 1837,0408,543 |
Первые две гравюры «Мадонна с Младенцем» поступили в собрание Британского музея в 1799 году (инв. № W,8.19 – автор: Ричард Купер II, инв. № W,8.20 – автор: Ричард Купер Старший) от частного британского коллекционера Клейтона Мордаунта Крачерода (1730 – 1799). Клейтон Мордаунт Крачерод был собирателем книг, рисунков, гравюр, ракушек и минералов. С 1784 года он был попечителем Британского музея, членом Королевского общества (The Royal Society) и Общества антикваров (The Society of Antiquaries). Когда он умер 5 апреля 1799 года, все его коллекции по завещанию, за исключением трех основных экспонатов, были переданы Британскому музею. У него было около четырех тысяч пятисот книг, которые являлись непревзойденными образцами ранней печати, в том числе и иные графические работы [8].
На произведении под инвентарным номером № W,8.19 имеются примечания следующего содержания: «To the Queen. This Plate is humbly inscribed. By her majesty’s most devoted, and most obedient, humble servant. R. Cooper del. et sculp.t 1763/From the Original painting of Corregio, formerly in the Ormond Collection, and now in the possission of John Butler Esqr» (рус. «Королеве. На этой табличке смиренно поведано. От самого преданного и самого послушного и смиренного слуги Ее Величества. Ричарда Купера. Выполнено 1763 году. С оригинальной картины Корреджо, ранее находившейся в коллекции Ормонда, а теперь во владении Джона Батлера») [9]. По версии кураторов главного музея Великобритании, данная работа была выполнена для королевы Ричардом Купером Младшим: «This print was almost certainly engraved by Richard Cooper II rather than his father, Richard Cooper I».
из собрания Британского музея (инв.№ W,8.19)
«To the Queen. This Plate is humbly inscribed. By her majesty’s most devoted,
and most obedient, humble servant. R. Cooper del. et sculp.t 1763/From
the Original painting of Corregio, formerly in the Ormond Collection,
and now in the possission of John Butler Esqr»
На гравюре 1763 года упоминается ирландский аристократ Джон Батлер, 15-й граф Ормонд и 9-й граф Оссори (де-юре) (1744 — 1766), сын полковника Томаса Батлера из Гаррикена (ум. 1738) и потомок Уолтера Батлера, 11-го графа Ормонда. Именно он с 1760 по 1766 годы имел наследственный аристократический титул пэра Ирландии - графа Ормонда. Еще в XVI веке династия Ормонд была важным покровителем искусств, когда Джеймс Батлер, 9-й граф Ормонд и 2-й граф Оссори (1504 — 1546) заказал свой портрет у самого Ганса Гольбейна Младшего. Герцогская коллекция Ормондов XVII века в свое время была одной из самых богатых в Ирландии. Она насчитывала более 500 картин, 200 шпалер. В их собрании имелась восточная и западноевропейская мебель, серебро и другие предметы искусства. Следующие четыре столетия были историей приобретений и продаж произведений, этот этап отражает взлеты и падения графского состояния. В XX веке произошла окончательная распродажа предметов замка. Однако в 1994 году государство решило сохранить часть коллекций в ее первоначальном доме, приобретя для замка несколько фамильных картин и шпалер [10].
Джейн Фенлон 2001 год
И сейчас картина «Мадонна с младенцем» хранится в коллекции Ормондов, но эксперты атрибутируют ее другим автором - последователем флорентийского художника Карло Дольчи (1616 — 1686). По их мнению, данное религиозное изображение было достаточно популярным в Ирландии, поскольку в других частных коллекциях были найдены еще три версии картины. Они считают, что в 1763 году Ричард Купер Младший ошибочно приписал произведение Антонио да Корреджо [10].
Мадонна с младенцем
Коллекция Ормонда, Килкенни
Следующее произведении под инвентарным номером W,8.20 атрибутируется работой Ричарда Купера Старшего. До завещания благотворителя Крачерода работа была во владении у другого английского коллекционера Джозефа Галстона (1744/45 — 1786), знатока и собирателя гравюр и книг [11].
Третья гравюра «Мадонна с младенцем» (инв. № Ee,2.121) поступила в собрание Британского музея в 1825 году от частного коллекционера гравюр и рисунков Ричарда Форда (1796 — 1858). О самом Ричарде Форде известно немного: остались данные, что он помимо собирательства занимался изготовлением любительских офортов, рисовал, а также долгое время путешествовал по Испании. Большая часть его коллекции была представлена в виде гравюр, созданных по живописным полотнам итальянских мастеров Пармиджанино (1503 — 1540) и Корреджо. На лицевой стороне пожертвованной Британскому музею гравюры имеются такие примечания: «This proof was presented to the British Museum by Richard Ford 1825» и «The picture is ascribed to Correggio with very little reason» The gift is recorded in the 'Book of Donations 1823-1837' under 11 March 1826» (рус. «Это доказательство было представлено Британскому музею Ричардом Фордом в 1825 году» и «Картина приписывается Корреджо без особых на то оснований») [12].
«This proof was presented to the British Museum by Richard Ford 1825»
«The picture is ascribed to Correggio with very little reason»
Четыре остальные гравюры Ричарда Купера Старшего (инв.№ 1837,0408,540, № 1837,0408,541, № 1837,0408,542 , № 1837,0408,661) как и работа Ричарда Купера Младшего (№ 1837,0408,543), поступили в собрание Британского музея уже в 1837 году. Данные произведения Британский музей приобрёл у Ричарда Форда за 250 фунтов стерлингов через старейшую в мире коммерческую художественную галерею Колнеги (Colnaghi).
Мадонна с младенцем 1761-1764 годы Бумага, 39 х 28 см Британский музей, Лондон Инв.№ 1837,0408,541 |
Мадонна с младенцем 1761-1764 годы Бумага, 39 х 29 см Британский музей, Лондон Инв.№ 1837,0408,540 |
Мадонна с младенцем 1761-1764 годы Бумага, 39 х 27 см Британский музей, Лондон Инв. № 1837,0408,661 |
Мадонна с младенцем 1761-1764 годы Бумага, 39 х 28 см Британский музей, Лондон Инв. № 1837,0408,542 |
Мадонна с Младенцем
1763 – 64 годы
Бумага, 40 х 28 см
Британский музей, Лондон
Инв.№ 1837,0408,543
Из примечаний куратора Британского музея доктора Джо Рока следует, что Купер II опубликовал данную гравюру в английской газете «St. James's Chronicle или British Evening Post» (1761 – 1899) 18 июля 1761 году. «Репродукция «Девы Марии с младенцем» с оригинальной картины Корреджо... Рисунок можно увидеть в квартире мистера Купера по адресу: «Peter’s Court, lower end of the broad pavement, St. Martin's Lane». Изображение будет иметь высоту 1 фут 1½ дюйма и ширину 10½ дюйма. И оно будет завершена примерно в феврале следующего года». Объявление было повторно опубликовано в той же газете 1 октября 1763 года. Его издание было объявлено 5 мая 1764 года: «Продано Д. Уилсоном, книготорговцем. В York Buildings есть экземпляр гравюры «Детей Карла I» по цене полгинеи (золотая монета в полгинеи Королевства Англии)…» [13]. Также он приводит цитату из письма Маргарет Файсон (Sew Court House, Charlton, Cheltenham) от 11 января-июня 1855 года: «Так называемая картина Корреджо, находившаяся ранее в замке Килкенни, сейчас в моем распоряжении. Она была куплена на распродаже «в то или иное время» [13].
По версии экспертов, которые исследовали коллекцию Ормондов, работа «Мадонна с младенцем» была написана по произведению Карло Дольчи. Cотрудники и кураторы главного музея Великобритании утверждают, что ранее первоисточником являлась картина Корреджо: «Print after a painting formerly attributed to Correggio». Их выводы основаны на каталоге от 1995 года «Correggio tradotto. Ediz. illustrata: Fortuna DI Antonio Allegri Nella Stampa DI Riproduzioni Fra '500 e '800». Автором издания является итальянский критик и историк искусств, профессор Пармского университета Массимо Муссини. Однако они не приводят альтернативную атрибуцию. Учитывая авторитет Массимо Муссини, а также экспертов и искусствоведов Британского музея, мы склоняемся к первоначальной версии, что гравюра была сделана по произведению Антонио да Корреджо.
Fortuna DI Antonio Allegri Nella Stampa DI Riproduzioni Fra '500 e '800» от 1995 года
Наследие итальянского мастера Антонио да Корреджо насчитывает не один десяток светских и религиозных живописных работ. Солидное количество произведений посвящено изображению Девы Марии с младенцем Иисусом Христом. Нами было проанализировано три каталога-резоне живописи Антонио да Корреджо: «L'opera completa del Correggio» A.C. Quintavalle 1970 года [15], «The paintings of Correggio» C. Gould 1976 года [16], «Correggio: catalogo completo dei dipinti» M. Giampaolo, A. Muzzi» 1993 года [17], в которых представлены основные авторские картины и фрески. Однако среди данных перечней мы не обнаружили именно той композиции Мадонны с младенцем, с которой в последующем Ричард Купер Старший или Младший снял копию и разработал гравюру. Возможно, что данная работа итальянского живописца не сохранилась. Из каталогов мы выделили шесть художественных произведений, которые композиционно и фрагментарно наиболее близки к гравюре: «Дева с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем» XVI века из Галереи Боргезе в Риме, «Мадонна с младенцем Христом, Святой Елизаветой и юным Иоанном Крестителем» из собрания Художественного музея Филадельфии, «Дева Мария с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем» из коллекции Чикагского художественного института, «Мадонна, преклонившаяся перед младенцем Иисусом» из Галереи Уффици во Флоренции, «Мистический брак Святой Екатерины со Святым Себастьяном» из собрания Лувра в Париже и «Мадонна Альбинеи» из Национальная галереи Пармы.
A.C. Quintavalle 1970 года [15] |
C. Gould 1976 года [16] |
|
|
Дева с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем
XVI век
Галерея Боргезе, Рим
|
|
|
Мадонна с младенцем Христом, Святой Елизаветой и юным Иоанном Крестителем
Между 1505 и 1515 годами
Дерево, масло. 61 х 48 см
Художественный музей Филадельфии
|
|
|
Дева Мария с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем
1513 год
Холст, масло. 64 х 50 см
Чикагский художественный институт
|
|
|
Мадонна, преклонившаяся перед младенцем Иисусом
1524— 1526 годы
Дерево, масло. 81 х 77 см
Галерея Уффици, Флоренция
|
|
|
Мистический брак Святой Екатерины со Святым Себастьяном
Между 1526 и 1527 годами
Дерево, масло. 105 х 102 см
Лувр, Париж
|
|
|
Мадонна Альбинеи
Около 1516-1517 года
Дерево, масло. 160 х 152 см
Национальная галерея Пармы
Помимо картины «Дева Мария с младенцем Иисусом» из БСИИ ASG и полотна из замка Килкенни существует еще два идентичных по композиции живописных произведения. Одно полотно находится в Национальном фонде Великобритании (National Trust). Работа была передана Филиппом Йорком III (1905-1978) вместе с поместьем, домом и произведениями искусства Национальному фонду в 1973 году. Картина приписывается английской школе XVIII века. Вторая находится во Франции, в церкви Сен-Морис, но она атрибутируется XVII веком и не имеет сведений об авторе.
|
|
Мадонна с младенцем
Англия, 1760-1799
Холст, масло. 125 х 100 см
Национальный фонд, Уэльс
Дева Мария с младенцем XVII век Холст, масло. Церковь Сен-Морис, Сеннеси-ле-Дижон, Бургундия |
Кот-д'Ор в Бургундии во Франция, где хранится картина неизвестного автора |
Мы считаем, что картина «Дева Мария с младенцем Иисусом» из Большого собрания изящных искусств ASG написана по гравюре Ричарда Купера Младшего. Основываясь на том, что данная гравюра выполнена по произведению Корреджо, мы относим автора полотна к последователю итальянского мастера. Вопрос точного определения школы живописи остается открытым, так как гравюры Ричарда Купера Старшего и Младшего пользовались спросом и имели широкий тираж в газете «St. James's Chronicle or the British Evening Post».
Дарья Молотникова
Источники:
- Dictionnaire critique &documentaire des peintressculpteursdessinateurs&graveurs. Gründ/Hilmarton Manor Press. 1999. ISBN 9782700030105. (3 volume)
- Dictionary of National Biography, 1885-1900/Cooper, Richard (d.1764) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikisource.org/wiki/Dictionary_of_National_Biography,_1885-1900/Cooper,_Richard_(d.1764) - 15.04.2024
- Dictionary of National Biography, 1885-1900/Cooper, Richard (1740?-1814?) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikisource.org/wiki/Dictionary_of_National_Biography,_1885-1900/Cooper,_Richard_(1740%3F-1814%3F) - 15.04.2024
- Richard Cooper. Artworks [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nationalgalleries.org/search?artists%5B2962%5D=2962&page=4&_gl=1*vq4l93*_up*MQ..*_ga*MTQxOTYyMjU2Ny4xNzEyMzIyMDMz*_ga_T2ZDV2PFDY*MTcxMjMyMjAzMi4xLjEuMTcxMjMyMjAzMi4wLjAuMA - 15.04.2024
- Richard Cooper. Album of 86 Leaves and 93. Drawings [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nationalgalleries.org/art-and-artists/7001 - 15.04.2024
- Richard Cooper. An Album [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nationalgalleries.org/art-and-artists/22785 - 15.04.2024
- Library of the Fine Arts; Or Repertory of Painting, Sculpture, Architecture & Engraving [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=v14oAAAAYAAJ&pg=PA258&lpg=PA258&dq=Richard+Cooper+I+Correggio&source=bl&ots=ddIFm27Wwy&sig=ACfU3U2ZVQlVb70C_ao7TeephpzgsRL16Q&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjCnOjOjauFAxX3JxAIHUURBSE4ChDoAXoECAYQAw%20-%20v=onepage&q=Richard%20Cooper%20I%20Correggio&f=false#v=snippet&q=Richard%20Cooper%20I%20Correggio&f=false - 15.04.2024
- Clayton Mordaunt Cracherode [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britishmuseum.org/collection/term/BIOG23923 - 15.04.2024
- Richard Cooper II “The Madonna and Child” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britishmuseum.org/collection/object/P_W-8-19 - 15.04.2024
- Kilkennycastle [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kilkennycastle.ie/the-ormonde-picture-collection/ - 15.04.2024
- Richard Cooper I “The Madonna and Child” https://www.britishmuseum.org/collection/object/P_W-8-20 - 15.04.2024
- Richard Cooper I “The Madonna and Child” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britishmuseum.org/collection/object/P_Ee-2-121 - 15.04.2024
- Richard Cooper II “The Madonna and Child” Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britishmuseum.org/collection/object/P_1837-0408-543 15.04.2024
- Madonna con Bambino e san Giovannino ” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://catalogo.fondazionezeri.unibo.it/scheda/opera/33392/Anonimo,%20Madonna%20con%20Bambino%20e%20san%20Giovannino - 15.04.2024
- L'opera completa del Correggio / A.C. Quintavalle, 1970 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/Correggio_catalogue_raisonn%C3%A9,_1970_Quintavalle - 15.04.2024
- The paintings of Correggio / Cecil Gould, 1976 1970 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/Correggio_catalogue_raisonn%C3%A9,_1976_Gould - 15.04.2024
- Correggio: catalogo completo dei dipinti / Mario Di Giampaolo, Andrea Muzzi, 1993 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/Correggio_catalogue_raisonn%C3%A9,_1993_Di_Giampaolo_and_Muzzi - 15.04.2024
- Library of the Fine Arts; Or Repertory of Painting, Sculpture, Architecture & Engraving, Том 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=v14oAAAAYAAJ&pg=PA258&lpg=PA258&dq=Richard+Cooper+I+Correggio&source=bl&ots=ddIFm27Wwy&sig=ACfU3U2ZVQlVb70C_ao7TeephpzgsRL16Q&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjCnOjOjauFAxX3JxAIHUURBSE4ChDoAXoECAYQAw#v=onepage&q=Richard%20Cooper%20I%20Correggio&f=false - 15.04.2024