Величавая простота королевских покоев: атрибуция набора мебели для сидения эпохи Людовика XVI
В 2011 году Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось набором мебели эпохи Людовика XVI, состоящим из шести кресел со «спинками королевы» и прямыми сводами, а также канапе с плоской спинкой. Передние ножки у кресел и канапе – конусообразные с полуштабными каннелюрами на сферических основаниях и «каблучках» с перехватом вверху, задние – в виде «сабель». Набор покрывает золочёная резьба в виде листвы на подлокотниках и розеток на верхних частях передних ножек. Мебель обита гобеленами с пасторальными сюжетами, изображающими великосветских дам и разнообразных представителей животного мира.
|
|
Франция, 80-е – 90-е гг. XVIII в.
Дерево, резьба, точение, левкас, золочение
Канапе 94×168×57 см,
Кресла 88,5×56×50 см
Обивка гобеленом 1790 – 1810 годы
шерсть; шпалерное ковроткачество
БСИИ ASG инв. № 11-1130 (1 – 7)
Одним из ведущих стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве второй половины XVIII века был неоклассицизм. «Королевский стиль» или мебель эпохи Людовика XVI обладает выразительными особенностями, которые отличают его от рококо и Директории (1795 – 1799). Вопрос временных рамок данного направления разнится, многие относят его расцвет к 1770 - 1780 годам, другие исследователи - к 1775 – 1793 годам. Общепринятым считается, что стиль Людовика XVI просуществовал до начала Великой французской революции – 1789 года. Однако упадок неоклассицизма и приход новых веяний Директории проходил постепенно и пролонгированно, неоклассическую мебель продолжали изготавливать в провинциальных городах и после 1789 года.
Французскую мебель в стиле неоклассицизма называют еще и «мебелью эпохи Людовика XVI» по имени короля Франции из династии Бурбонов (фр. Louis XVI, 1754 – 1793). Он взошел на престол 10 мая 1774, официально перестал быть правителем Франции 4 сентября 1791. Соотнесение названия стилевого направления с именем действующего монарха того времени стало традиционным для искусствоведов и историков.
Термин «неоклассический» вошел в употребление только в середине XIX века, ранее его именовали «истинным стилем» (итал. verostile), «реформированным» (фр. réformé) или в Англии: «возрождением», «возрождением классицизма» (англ. Revival, Renaissance Classicism). Во Франции неоклассический стиль вначале рассматривали как возврат к более строгому и благородному стилю Людовика XIV после господства легкомысленного рококо эпохи правления Людовика XV [1].
Середина XVIII века ознаменовала рождение нового стиля для изобразительного искусства, причиной тому стали археологические раскопки и исследования древних культур. Произведения античности вновь вдохновляли ценителей прекрасного, что было напрямую связано с открытием городов Геркуланума (1738) и Помпей (1748), двух городов недалеко от Неаполя, которые были охвачены извержением вулкана Везувий.
Стилистические особенности Древней Греции и Древнего Рима сильно повлияли на внешний облик и на структуру каркаса мебели неоклассицизма. Эпоха Людовика XVI противостоит стилю Людовика XV: она отвергает изгибы, вычурные формы и возвращается к строгой геометрии. Силуэт кресла Людовика XVI гораздо более сдержанный, поскольку предпочтение отдается простым и симметричным формам, таким как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Мотивы античного архитектурного ордера стали основой для видообразования, как общей композиции, так и отдельных деталей мебели. Гармоничные пропорции, симметрия, сдержанное изящество и отсутствие чрезмерного – все это мы видим в работах краснодеревщиков.
Каркас спинки мебели эпохи Людовика XVI имеет прямую, прямоугольную или овальную форму. Основные виды неоклассических спинок: «кабриоль», «медальон», «шляпа жандарма», а также «королева». Верхние углы и выступы спинки чаще всего украшает изысканная резьба. Сиденье обычно прямое и имеет простую геометрическую форму. Что касается подлокотников, то они сдержанно оформлены композициями из жемчуга, вьющихся лент, лавровых веток. Передние стойки имеют форму закрученной дуги, имитирующей букву «S», или округленного завитка. Редко, когда стойка имеет форму балясины.
[R.Gillet. La menuisere en si`eges стр. 67]
[R.Gillet. La menuisere en si`eges стр. 92]
Ножки кресел чаще всего были прямыми или конусообразными. Они исполнялись в виде утонченной античной колонны и украшались тонкими прямыми или спиралевидными выемками, имитируя каннелюры.
1 – стиль Регентства;
2, 3 – конец Регентства и эпоха Людовика XV;
4 – эпоха Людовика XVI
[R.Gillet. La menuisere en si`eges стр. 17]
Место соединения ножки со стойкой украшалось розеткой, которая представляла собой распустившийся цветок аканта, являющийся названным символом Людовика XVI. Акантовая розетка – это розетка с лепестками, выполненными в виде радиально расходящихся листьев цветка, чередующихся со стрелками (подобно ионикам). Основание ножек может быть выполнено в виде копытца, львиной лапы, наперстка, завершенного бронзовой основой. Наиболее часто используемая древесина – бук (лакированный) или орех (вощеный). Мебель окрашивали белой или серой краской, золотили.
|
|
Элемент резьбы в верхней части ножки с розеткой в виде распустившегося цветка аканта
Франция, вторая половина XVIII века
Частная коллекция
Среди классических резных орнаментальных элементов на каркасе самыми распространенными являются листок аканта, овоидные композиции, нитки из жемчуга, гирлянды и драпировки, закрученная по спирали лента. Одним из наиболее популярных видов украшений мебели является резьба в виде ритмического ряда нераспустившихся бутонов аканта и капель, жемчуга или стилизованных уменьшенных в размере бутонов аканта.
Каркас кресла эпохи Людовика XVI
Франция, вторая половина XVIII века
65,5 × 58 × 94,5 см
Национальная коллекция мебели, Париж
Инв. № GME-1585-002
Стул эпохи Людовика XVI
Клод Дьедонн
Франция, вторая половина XVIII века
52 × 44 × 88 см
Национальная коллекция мебели, Париж
Инв. № GMT-10380-002
Каркас кресла эпохи Людовика XVI
Франция, вторая половина XVIII века
54 × 50 × 81 см
Национальная коллекция мебели, Париж
Инв. № GME-1640-001
Стул эпохи Людовика XVI
Жорж Жакоб
Франция, вторая половина XVIII века
57 × 48 × 95 см
Национальная коллекция мебели, Париж
Инв. № GMT-14144-005
Каркас стула эпохи Людовика XVI
Жорж Жакоб, Жан Батист Симон Роде
Франция, вторая половина XVIII века
53 × 48 × 100 см
Национальная коллекция мебели, Париж
инв. № GMT-8033-002
Набор мебели периода Людовика XVI из Большого собрания изящных ASG имеет сдержанный, но в то же время изысканной декор, характерный для второй четверти XVIII века. Это резьба в виде ритмического ряда «нераспустившихся бутонов аканта и жемчужин». Бутоны стилизованы и больше похожи на овалы с резными насечками, а жемчужины напоминают кофейные зерна, нанизанные на нить. На основаниях ножек – акант, а на подлокотниках – его классический стилизованный листок.
Франция, 80 – 90-е гг. XVIII в.
Дерево, резьба, точение, левкас, золочение
Канапе 94×168×57 см,
БСИИ ASG Инв. № 11-1130 (7)
Набор из собрания ASG схож по конструкции и декору со многими работами выдающихся краснодеревщиков эпохи неоклассицизма. Примером могут послужить произведения мебельщиков Жоржа Жакоба (1739 – 1814), его двоюродного брата Анри Жакоба (1753 – 1824).
|
|
Жорж Жакоб
Франция, вторая половина XVIII века
Частная коллекция
Жорж Жакоб
1765 год
88 х 69 х 66 см
Частная коллекция
Анри Жакоб
1780-85 года
Частная коллекция
Однако набор мебели из собрания ASG отличается от традиционных неоклассических произведений тем, что задние ножки у кресел и канапе имеют форму сабель. Задние саблевидные ножки характерны для Директории. Директория – это французский политический режим, существовавший во времена Первой республики с 26 октября 1795 года по 9 ноября 1799 года. Он получил свое название от «directoire», то есть совокупности пяти директоров, глав правительства, между которыми во избежание тирании была разделена исполнительная власть. Таким образом, Директория – это переходный стиль мебели, который был популярен с 1785 по 1803 годы. Однако до сих пор многие специалисты спорят, можно ли выделять его в качестве самостоятельного направления в искусстве. Одной из конструктивных черт мебели Директории были передние ножки в виде веретен, колчанов или балюстр, а также задние ножки-сабли на этрусский манер. Помимо этого, хотя спинки и могли быть в форме «королевы», она имела уже прямую линию сводов, как в эпоху Людовика XVI, а также изогнутую или даже закручивающуюся, имитирующую египетский сверток папируса. В это время появляется интерес к культуре Древнего Египта.
|
|
Каркас кресла со спинкой «королевы» |
Кресло со спинкой «королевы» |
Между неоклассицизмом и Директорией был своего рода переход. Прежде чем полностью отказаться от всех традиций мебельного искусства XVIII века, постепенно в классические формы предметов декоративно-прикладного творчества стали включать новые детали. Такими как раз были ножки в виде сабель, которые с 1780 года постепенно начали входить в моду. По представленным ниже работам Жоржа Жакоба и Жана-Батиста-Клода Сене мы видим, как задние ножки постепенно принимают саблевидную форму, а спинки кресел начинают декорировать причудливым резным орнаментом. Впоследствии передние ножки также претерпели ряд изменений, начиная от стоек, которые визуально стали больше близки к точеным балюстрам, и заканчивая непосредственно ножками, которые больше не похоже на античную колонну с каннелюрами. Однако во многих изделиях присутствуют прежние розетки с акантом.
|
|
|
Франция, 1780 год
96 х 63 х 63 см
Аукционный дом Sotheby's,
The Collection of Ezra & Cecile Zilkha
20 ноября 2020 года, лот 48
Жорж Жакоб
Франция, 1780 год
Аукционный дом Christie's
Аукцион № 17140
9 апреля 2019 года, лот 114
Жорж Жакоб
Франция, 1785 год
Массив бука, резьба, кремовый лак
93 х 57 см
Аукционный дом Christie's
Аукцион № 20825
17 июня 2022 года, лот 154
Жорж Жакоб
Франция, последняя четверть XVIII века
90 х 101см
Аукционный дом Sotheby's,
Аукцион № 1003
5 мая 2011 года, лот 429
Жорж Жакоб
Франция, 1780 – 1785 года
Красное дерево, резьба
Аукционный дом Sotheby's,
Аукцион № 20906
Коллекция Пьера Дюрана
27 января 2022 года, лот 185
Жорж Жакоб
Франция, 1789 – 1790 годы
Орех и бук, резьба, серый и зеленый лак
92 х 61 см
Аукционный дом Sotheby's,
Аукцион № 20825
9 апреля 2019 года, лот 184
Жан-Батист-Клод Сене
Плотник Луи-Александр Ренье
Париж, 1789 год
Бук, резьба, серая краска
99 х 57 х 53 см
Музей декоративного искусства, Париж
Франция, 1790 год
Аукционный дом Sotheby's,
Living with Art
3 декабря 2016 год, лот 140
Жорж Жакоб
Франция, 1790 – 1792 годы
Окрашенный бук
Музей Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния, США
Инв. № 91. DA.15
Прежде чем приступить к анализу обивки набора мебели из Большого собрания изящных искусств ASG, необходимо разграничить термины «обивка гобеленом» и «шпалера». Шпалера – один из видов декоративного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская «Национальная мануфактура Гобеленов». Продукция мануфактуры была настолько популярна, что гобеленом в некоторых странах начали называлось всё, что было изготовлено в технике шпалерного ткачества. По сей день термин «гобелен» используется в качестве имени нарицательного для обозначения безворсовых ковров (шпалер).
Термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, всё же прочее правильно называть шпалерами. Однако в европейской искусствоведческой практике обивку для мебели, изготовленную из безворсового шерстяного текстиля, принято именовать «гобеленом». В связи с эти мы также будем называть «гобеленом» обивку на наборе мебели из собрания ASG.
Обивку гобеленом для парадной мебели чаще всего производили на крупных королевских шпалерных мануфактурах: в Обюссоне, располагающемся в центральной части страны; на мануфактуре Гобеленов, находившейся в XVIII веке уже в Париже; в Бове из одноименного города на севере Франции и Савоннери, который основался на правом берегу Сены (в то время это был пригород Парижа). В отличие от столичных производств мануфактура Бове принимала заказы у частных лиц.
Шерсть – основной материал, из которого изготавливали шпалеры и обивки гобеленом. Ее использовали преимущественно из-за двух качеств: она легко окрашивается и хорошо сохраняет тепло. Применяли в производстве и шелковые нити, которые придавали полотну сияющий вид. Их основным недостатком можно назвать высокую цену. В самых дорогих шпалерах можно увидеть смесь шерстяных нитей с шелковыми, брали в изготовление и тонко скрученную пряжу из золота или серебра.
Прежде чем создавать обивку, необходимо было измерить уже изготовленный каркас мебели, так как ее производили под индивидуальные размеры модели. Получившееся полотно должно было идеально подходить под габариты спинки, сидения и, если имеются, мягких подлокотников кресла или канапе, чтобы рисунок гобелена выглядел качественно и соотносился с изделием. Обойщик, занимавшийся перетяжкой мебели, первоначально заполнял спинку и сидение наполнителями, такими как сухие водоросли и конским волосом. Далее он приступал к обойным работам.
[L’encyclopedie Diderot&d’Alembert Tapisserie des gobelins. Стр 8-9]
Самыми популярными сценами на французских шпалерах и обивках гобеленом были охота, сюжеты по «Метаморфозам» древнеримского поэта Овидия (43 года до н.э. – 17 или 18 год н.э), басни классика французской литературы Жана де Лафонтена (1621 – 1695).
Изображения животных на французских шпалерах и обивках гобеленом отличались не просто натурализмом. Они обладали так же символическим и образно-повествовательным значением. Изображения этих животных нельзя рассматривать только как воспроизведения на ткани типичных представителей фауны, характерных для данной местности или экзотических стран. Это еще и своеобразная форма передачи действительности и быта, демонстрация роскоши и помпезности, а также воплощение сюжетов художественной литературы или аллегорий.
На сидениях кресел из Большого собрания изящных искусств ASG изображены дикие и домашние звери: собака, олень, осел, цапля, лиса и петух, кот, ласка и кролик. Собаки и олени чаще всего присутствовали на шпалерах, которые были посвящены теме охоты, как например, «Охота на оленя» и «Охота Леопольда, герцога Лотарингского» из собрания Государственного Эрмитажа. Ловля диких зверей была популярным развлечением среди привилегированного сословия и монархов. Охота была достаточно затратным видом времяпрепровождения, помимо быстрой лошади необходимы были охотничьи собаки определенных пород. Это гончие, борзые, норные, легавые и подружейные животные-компаньоны.
Собаки представлены и на гобелене «Сентябрь. Шамбор. Кортеж короля», и «Шпалере с изображением двух собак в венке из цветов». На каждой из двенадцати шпалер серии мануфактуры Гобеленов представлен один из королевских замков, пребывание в котором двора обычно совпадало с определенным месяцем года. На фоне замков разворачиваются характерные для этого времени развлечения. Автор картона к данному гобелену Шарль Лебрен помещает на передний план балюстраду, фигуры слуг, экзотических животных и птиц. Слуга опирается на причудливый золотой кувшин, второй – набрасывает на балюстраду затканную цветами драпировку. Рядом с ними – обезьянка, рысь, птицы, ястреб, держащий в когтях кошку, и собака.
Франция, Эльзас, Страсбург
конец XV века
Шерсть, шелк, серебряная золоченая нить; шпалерное ткачество
77 х 87 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. № Т-2934
Франция, Лотарингия, Нанси, Бон-Секур
Шпалерная мануфактура Сижисбера Манжена, Бон-Секур
Мартен, Жан Батист I
1725 год
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
395х589 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. № Т-15608
Фрагменты с собакой и кошкой
Серия «Месяцы, или Королевские замки»
Франция, Париж
Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов; Готлиссная мастерская Монмерке
Лебрен, Шарль
1730 – 1735 годы
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
340x494 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. № Т-15609
Франция, Бове, Королевская шпалерная мануфактура
XVIII век
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
Диаметр 76 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. № Т-2958
На французских шпалерах XVII – XVIII веков птиц чаще всего можно видеть на вердюрах. В основном это цапли. Традиционно на шпалерах начала XVIII века цапли располагаются в центре композиции вердюры, их окружают прекрасные цветники, фруктовые и лиственные деревья, изысканные растения, а также искусственные водоемы или пруды. Вердюры из Большого собрания изящных искусств ASG являются характерными образцами шпалерного ткачества данного направления.
В то время цапля считалась символом сада мечты. С появлением большого интереса к восточной культуре, а именно к китайской стилистике, в 1780-е годы во Франции появились шпалеры-вердюры с сюжетами в стиле шинуазри, как например работа из Государственного Эрмитажа. Она является интерпретацией произведений Жана-Батиста Пиллемана (1728 – 1808). Экзотический «китайский» сюжет сообщает ей оттенок далекой почти нереальной мечты. Европейские путешественники и купцы вместе с товарами с Дальнего Востока, привозили в Европу рассказы, часто вымышленные, об увиденном в экзотических странах. Эти рассказы породили у европейцев своеобразное, далекое от реальности, представление о дальневосточных странах – всего рода миф о Востоке, который лег в основу стиля шинуазри, или китайщины.
Франция, Обюссон, конец XVII – начало XVIII века
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
252×485 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0785
Франция, Обюссон, конец XVII – начало XVIII веков
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
265×273 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0433
Франция, Обюссон, XVIII век
Шерсть; шпалерное ткачество
260 х 300 см
Частная коллекция
Франция, Обюссон, XVIII век
шерсть, шелк; шпалерное ткачество
287х429 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. № Т-15423
Петухов в XVIII веке часто включали в пасторальные сцены. На сегодняшний день до нас дошло не так много шпалер с изображением этой птицы. В основном сохранились обивки для мебели конца XVIII – начала XIX веков. Причиной тому была Первая французской революция 1789 года. Петух превратился в своеобразный революционный символ свободы, его можно было увидеть на фасадах зданий, монетах, фригийских колпаках и даже печати Первого Консула Французской республики Наполеона I.
|
|
Фрагмент обивки «Америка и Европа» |
Обивка для кресла с изображением петуха |
Еще реже чем петуха на французских шпалерах и обивках гобеленом на мебели можно видеть осла. Его изображения включали в религиозные сцены из Нового Завета. Ближе к XVIII веку осел стал популярен благодаря серии испанских шпалер «История Дон Кихота», созданной на родине Сервантеса.
Серия «История Дон Кихота»
Испания, Мадрид, Королевская шпалерная мануфактура
Прокаччини, Андреа; Сани, Доменико Мария
1727 – 1746 годы
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
388х420 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. № Т-15405
Что касается лисы, кошки, ласки и кролика или зайца, то эти животные крайне редко присутствуют на французских шпалерах XVIII века, но, если говорить о предметах мебели, обитых гобеленом, то есть множество различных предметов, где встречаются эти животные. Здесь они герои басен французского писателя и поэта Жана де Лафонтена. На протяжении всего XVIII столетия сюжеты из творений баснописца ложились в основу шпалерного ткачества для обивки мебели. По мотивам его басен многие художники создавали свои работы. В первую очередь необходимо выделить великого творца-анималиста XVIII века Жана-Батиста Удри (1686 –1755). Живописец времен Людовика XV работал на мануфактуре в Бове, которой он впоследствии руководил. Также он сотрудничал с мануфактурой Гобеленов, которая поставляла шпалеры в королевские владения. По басням Жана де Лафонтена Жан-Батист Удри написал свои произведения между 1729 и 1734 годами. Работы были преобразованы в картоны, которые использовались для производства обивок гобеленом. Затем мануфактура в Обюссоне значительно разнообразила данные композиции для собственной продукции. Обивкой с сюжетами из басен де Лафотена обиты кресла эпохи Рококо из Музея Метрополитен, предметы, проходившие на аукционе «Сотбис», обивки из Парижской коллекции мебели и набор кресел из Большого собрания изящных искусств ASG.
|
|
Кресло (часть комплекта из девяти) |
Кресло (часть комплекта из девяти) |
|
|
Кресло (часть комплекта из девяти) |
Кресло (часть комплекта из девяти) |
Клод Сене II
Обивка на тему басен Жана де Лафонтена
Франция, Обюссон, последняя треть XVIII век
Аукционный дом Sotheby's,
500 Ans: Arts Décoratifs Européens
5 мая 2011 года, лот 467
Клод Сене II
Обивка на тему басен Жана де Лафонтена
Франция, Бове, Королевская шпалерная мануфактура
1780 год
Аукционный дом Sotheby's,
500 Years Decorative Arts Europe Including Oriental Carpets
30 ноября 2012 год, лот 210
Франция, 1790 год
Аукционный дом Sotheby's,
Living with Art
3 декабря 2016 год, лот 140
|
|
|
Две из четырех обивок гобеленом для кресел |
Одна из восьми обивок для набора кресел с изображением цапли |
Басни, изложенные в стихах Жаном де Лафонтеном, представляют собой три сборника из двухсот сорока трех аллегорических произведений, опубликованных автором между 1668 и 1694 годами. Большинство из них литератор написал, вдохновляясь работами Эзопа, Бабрия и Федра. Главными персонажами являются антропоморфные животные, то есть звери с человеческим поведением. Басни де Лафонтена содержат явную, представленную в начале или конце, или неявную мораль, они забавны и просты для понимания.
Сидения шести кресел из Большого собрания изящных искусств ASG обиты гобеленами на сюжеты из произведений Жана де Лафонтена. Это басни «Петух и лиса», «Олень и его отражение», «Кот, ласочка и кролик», «Цапля», «Собака с хозяйским обедом» и «Осел в львиной шкуре». Все эти изображения оформлены в стилистике неоклассицизма. Каждый обрамлен прямоугольной рамой – цепочкой орнамента в виде нераспустившихся бутонов акантов, которую, в свою очередь, оправляет гирлянда из симметричного ряда распустившихся цветов. По центру гирлянды – завязанный двуцветный бант. Примером аналогичного декора может служить набор мебели Анри Жакоба. Обивка кресел из Большого собрания изящных искусств ASG обветшала. Чтобы восстановить отдельные утраты на ней, бывшие владельцы данного набора обили мебель по краю бархатными вставками бежевых оттенков.
Анри Жакоб
Франция, 1780 – 1789 годы
Бук, краска
Франция, Обюссон, 1780 год
Шерсть; шпалерное ковроткачество
На одном из кресел собрания ASG мы видим сцену из басни «Петух и лиса». Это пятнадцатая басня из второй книги избранных работ, опубликованных в 1668 году. В ней баснописец воспевает хитрость лисы и смекалку петуха. Слукавив о существующем между ними перемирии, лисица хотела заманить пернатого «друга» к себе, однако петух смог обвести ее вокруг пальца, тем самым спасти себя от смерти: «Обманщика вдвойне приятно обмануть».
|
|
БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (1)
Сюжет гобелена следующего кресла – басня «Олень и его отражение», которая также вышла в свет в 1668 году. На этот раз перед нами предстает одинокий олень, который смотрит на себя через отражение в воде. Он не доволен своим внешним видом, ему не нравятся тонкие от природы ноги. Внезапно за ним начинает погоню охотник, олень быстро убегает от него, однако его прекрасные длинные рога, цепляясь за ветки деревьев, мешают ему ловко спасаться бегством. В итоге зверь смог избежать роковой участи именно благодаря своим быстрым ногам, в конце басни он благодарит судьбу:
«Ценя прекрасное одно,
Хотя порой и губит нас оно,
Полезное мы все браним с упорством»
|
|
БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (2)
Третья обивка гобеленом раскрывает содержание басни де Лафонтена «Кот, ласочка и кролик». В данном случае изображена концовка басни. Произведение описывает ситуацию неразрешенного конфликта между истинным хозяином своей норы – кроликом и новоиспечённой владелицей звериного дома – ласки, которая неожиданно присвоила его себе, пока кролик отлучался по своим делам. Животные так и не пришли к разумному умозаключению, за этим они обратились к «крысодаву», а именно большому коту, ведь для зверей он «в казусных делах оракул для совета». Однако он не спешил вразумить кролика и ласку своими речами, услышав их ссору:
«А он
Вдруг обе лапы врознь, царап того, другова,
И вмиг их примирил,
Не вымолвя ни слова, —
Задавил»
|
|
БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (3)
На следующем кресле среди водоема изображена цапля с улиткой в клюве. В произведении «Цапля» автор поднимает тему излишней прихотливости и обесценивания существующих благ. Птица стала аллегорическим символом, отражением капризного обеспеченного общества. Она, пока была сытой, отказывалась от питательной рыбы, которая встречалась ей на пути, а когда совсем изголодалась, цапле пришлось есть улитку. В конце басни Жан де Лафонтен обратился к «сытым» привередливым людям:
«Надеюсь, господа, вы поняли и сами,
Что я, как и всегда, не задевая лиц,
Хотел лишь намекнуть, что много между нами
Таких разборчивых и прихотливых птиц,
Которых не томит о будущем забота»
|
|
БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (4)
Далее мы видим скалящегося пса. Есть множество басен де Лафонтена с собаками: «Собака и ее тень», «Волк и собака», «Две собаки». В данном случае представлена история «Собаки с хозяйским обедом», в которой мораль гласит, что воровство есть человеческая сущность и неотъемлемая часть общества:
«А если уж по правде говорить
Мы все в душе отъявленные воры».
Собака яростно защищала хозяйский обед от уличных псов, но впоследствии поняла, что она тоже может претендовать на свой кусок пирога:
«И вот, оскалив грозно пасть
И лапой придавив кусок отборный, гордо
Промолвила она голодным псам:
«Вот это мне, а остальное вам!»
|
|
БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (5)
На шестом кресле представлен осел. Произведений Жана де Лафонтена об этом животном немало: «Осел и воры», «Осел со священной ношей», «Осел и собака» и «Два осла». На обивке кресла из собрания ASG иллюстрируется басня «Осел в львиной шкуре». На голову осла надета львиная маска и густая шерсть, нехарактерная для этого животного. Главная мысль этого произведения: быть, а не казаться лучше и все тайное становится явным:
«Хоть все знакомы с этой сказкой,
Но сколько видим мы людей,
Которые Осла под маской
Считают львом, царем зверей...
И в жизни красота роскошного доспеха
Три четверти успеха»
|
|
БСИИ ASG, инв. № 11-1130 (6)
продолжение следует…
Дарья Молотникова