Восток-Запад. Два образа любви
В 2011 году Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось работой «Разговор влюблённых» (фр. «La conversation amoureuse»). Картину атрибутировали специалисты кабинета Эрика Тюркина, сотрудничающие с парижским аукционом Tajan. Автором полотна указан художник из окружения французского жанриста Ноэля Алле (Noël Hallé, 1711 - 1781). Произведение представляет собой галантную сцену в интерьере эпохи Рококо. В центре изображена дама, читающая книгу. Она полулежит на канапе. Перед ней на коленях - кавалер, целующий её руку.
1789 год (?)
Холст, масло. 86×69,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2130
В творчестве Ноэля Алле галантный жанр редок. Живописец, в основном, специализировался на мифологическом и религиозном искусстве. Писал художник и жанровые композиции, изображая семейные сцены с детьми. К галантным работам Алле можно отнести «Фигуры в парке» (1726 - 1781, Государственный музей искусств, Копенгаген) и «Молодую элегантную даму, спящую на канапе» (частная коллекция) [1, с. 190]. Среди произведений мастера нет композиций близких картине из собрания ASG.
Фигуры в парке
1726 - 1781 годы
Холст, масло
Государственный музей искусств, Копенгаген
Молодая элегантная дама, спящая на канапе
Графитный карандаш, розовый, коричневый, серый и зелёный лавис
Частная коллекция
Создателем иконографии работы из Большого собрания изящных искусств ASG является другой французский мастер - Шарль-Доменик-Жозеф Эйзен (Charles-Dominique-Joseph Eisen, 1720 - 1778). Будучи рисовальщиком и гравёром, он прославился как книжный иллюстратор. Эйзен родился во Фландрии. Обучался у отца Франсуа Эйзена (около 1695 - после 1778). В 1741 году он перебрался в Париж. Здесь он поступил в ученики к Жаку-Филиппу Леба (Jacques-Philippe Lebas, 1707 - 1783). За короткий срок Эйзен снискал славу лучшего парижского рисовальщика. Он обучал королевскую фаворитку маркизу де Помпадур искусству рисунка и гравирования. В 1777 году мастер вернулся к себе на родину в Брюссель. В последние годы жизни его работы перестали пользоваться успехом и он умер в нищете.
В статье мы приведём живописное произведение, рисунок и гравюру Шарля-Доменика-Жозефа Эйзена на галантные сюжеты. Мастер был всесторонне одарён, владел сложными техниками изобразительного искусства. Он иллюстрировал многие литературные произведения - «Метоморфозы» Овидия (1767 - 1771 годы), «Генриаду» Вольтера (1770 год), «Сказки» Лафонтена (амстердамское издание 1762 года), «Поцелуи» Дора (1770 год). Книги эти часто приобретались современниками Эйзена не из-за текстов, а ради его великолепных иллюстраций.
Пара
Холст, масло. 22,5×16,5 см
Культурный фонд Эмы Гордон Клабин, Сан-Паулу
Каталонские кордельеры (по мотивам «Ста новых новелл» Жана де Лафонтена)
1761 год
Музей Конде, Шантийи
Гравюра по рисунку Шарля-Доменика-Жозефа Эйзена
Букет
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Приблизительно в 1750 году Эйзен исполнил парные рисунки под названием «Европейская любовь» (фр. L'amour européen) и «Азиатская любовь» (фр. L'amour asiatique). Судьба этих рисунков на сегодняшний день неизвестна. Однако мы можем судить о них благодаря гравюрам Пьера-Франсуа Базана (Pierre-François Basan, 1723 - 1797). Сотрудники Метрополитен-музея (Нью-Йорк), где хранится гравюра «Европейская любовь», атрибутировали её периодом с 1751 по 1797 годы (верхняя граница - дата смерти гравёра) [2]. Гравюра «Азиатская любовь» из Британского музея (Лондон) отнесена к тем же годам [3]. «Азиатская любовь» находится так же в Национальной библиотеке Португалии и в Музее искусств Филадельфии. В американском музее временем её создания называют 1738 - 1754 годы [4]. Данная хронология, с нижней границей, обозначенной 1738 годом, маловероятна, поскольку Базану на тот момент было 15 лет.
Европейская любовь
Гравюра выполнена по рисунку Шарля-Доменика-Жозефа Эйзена
1751 - 1797 годы
43,5×31,5 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Азиатская любовь
Гравюра выполнена по рисунку Шарля-Доменика-Жозефа Эйзена
1738 - 1754 годы (?)
38×28,5 см
Музей искусств, Филадельфия
Пьер-Франсуа Базан - французский гравёр, издатель и арт-дилер. Обучался у своего дяди гравёра Этьена Фессара (Étienne Fessard, 1714 - 1777). Позднее перешёл в мастерскую к Жану Долле (Jean Daullé, 1703 – 1763). С 1747 года Базан работал на издателя Мишеля Одьювре (Michel Odieuvre, 1687 - 1756). В 1750 - 1754 годах иллюстрировал «Естественную историю» (фр. «Histoire naturelle, générale et particulière») графа де Бюффона. После 1754 года он почти полностью посвятил себя изданию и продаже гравюр. Мастер основал Общеевропейскую торговую сеть, просуществовавшую до 1788 года. Он сосредоточил своё внимание на продаже работ молодого поколения гравёров.
Балет в Опере Гравюра выполнена по работе Габриеля-Жака де Сент-Обена
1761 год
Национальная галерея искусств, Вашингтон
В период с 1761 по 1779 годы Базан опубликовал серию из 650 гравюр в шести томах под названием «L’Œuvre de Basan» (рус. «Работа Базана»). Увраж состоял из его собственных гравюр и произведений старых мастеров, выполненных под его руководством. В 1786 году Базан купил 76 медных пластинок работы Рембрандта и выпустил гравюры с них в роскошном оформлении. Данный увраж переиздавали на протяжении целого века.
Вместе с гравёром Ноэлем Лемиром (Noël Le Mire, 1724 - 1801) в 1767 - 1771 годах Базан опубликовал «Метаморфозы» Овидия в четырёх томах с иллюстрациями многих известных гравёров Франции. Он также издал два тома гравюр по картинам из частных коллекций: «Кабинет Шуазёль» («Cabinet Choiseul», 1771 год) и «Кабинет Пуллен» («Cabinet Poullain», 1781 год).
В 1767 году он опубликовал один из первых «Словарей гравёров», который был переработан и переиздан в 1789 году. Два сына Базана, - Антуан-Симон-Фердинанд и Анри-Луи, - продолжали дело отца. Мастерская просуществовала до 1809 года.
Антиопа
1750 - 1789 годы
Британский музей, Лондон
Гравюры «Европейская» и «Азиатская любовь» подписаны в нижней части: Шарль-Доменик-Жозеф Эйзен указан слева как инвентор, гравёр Пьер-Франсуа Базан - справа. Под названиями гравюр воспроизведён текст. На «Европейской любви» он гласит:
«Эта гордая красота любви, которую она не боится,
Чувствует в глубине души весь жар;
Но со своими чувствами хозяйка играет в холодность,
Таким образом из своего возлюбленного она делает своего раба».
«Cette fiére Beauté, de l'Amour qu'elle brave
Sent en secret toute l'Ardeur;
Mais de ses Sens Maitresse et jouant la froideur,
Ainsy de son amant elle fait son Esclave».
Текст на гравюре «Азиатская любовь»:
«Когда слишком легко получают
Сладкое удовольствие, которое раздаёт любовь,
Оно, конечно, жалит меньше:
Во Франции мы больше любим его похищать».
«Quand on a trop facilement
Les doux plaisirs qu'Amour dispense,
Ils piquent moins assurement:
Nous aimons mieux les dérober en France».
Данные стихи призваны раскрыть смысл представленных на гравюрах сцен. Эйзен противопоставляет в своих работах два национальных менталитета и два любовных темперамента. Перед европейкой мужчина становится на колени. Он добивается её расположения. Дама, с видом полного равнодушия, изображает увлечённость чтением. Здесь она хозяйка ситуации. Исход этой любовной интриги решать ей. Кавалер, в свою очередь, с удовольствие принимает подобные правила игры.
Совершенно иное настроение царит на гравюре «Азиатская любовь». Она была изготовлена мастером в период увлечённости европейцев Востоком. Путешествия, открытия новых географических объектов, стран, знакомство с их культурными традициями и бытом обогатили изобразительное искусство Европы экзотическими темами и сюжетами. На гравюре Базана изображены роскошные дворцовые покои. Султан небрежно обнимает женщину, протягивающую ему раскуренный кальян. Героиня держит его за подбородок, заглядывая ему в лицо ищущим взглядом снизу вверх. Здесь не мужчина, а она борется за любовь и внимание. Повелитель расслаблен. Он снисходительно склонил к ней голову, словно ожидая, что она может ему предложить. Слева в нижней части изображён слуга, подающий паре напитки.
Данные гравюры раскрывают гендерные роли на Востоке и Западе. Эмансипированная европейка, сознание которой уже подогрето идеями свободы и равенства, витавшими тогда во французском обществе, устремила свой взор в книгу. Полностью подчинённая мужчине женщина Востока подобострастно смотрит в его глаза, видя в нём единственную опору в жизни. Надпись на гравюре намекает на то, что подобная бесхитростность и покорность быстро охлаждает мужчину, лишая его возможности добиваться женщину.
Гравюры пользовались успехом. Их наличие во многих музейных собраниях говорит о том, что вышли они большим тиражом. Картина «Европейская любовь» из Большого собрания изящных искусств ASG была написана по одной из этих гравюр. Расположение персонажей на полотне совпадает с гравюрой. Вероятно у неё была парная композиция на сюжет «Азиатской любви». 3 июня 2014 года в Стокгольме на аукционе «Bukowskis» проходила картина «Азиатская любовь», написанная Кристианом Бробергом (Christian M Broberg). Полотно подписано и датировано с обратной стороны: «Christ. Mart. Broberg 1789». Помимо этого указан город, в котором оно было написано: «Gothenbourg» (Гётеборг, Швеция). Эстимейт картины составил 25 000 - 30 000 SEK. Продали произведение за 36 000 SEK.
Азиатская любовь
1789 год
Холст, масло. 89,5×64,5 см
Работа проходила на аукционе Bukowskis, Стокгольм, 3 июня 2014 года, лот 797
с именем живописца, датой и местом создания
Работа проходила на аукционе Bukowskis, Стокгольм, 3 июня 2014 года, лот 797
Про Кристиана Броберга известно лишь то, что работал он в Швеции в период с 1759 по 1802 годы [5]. Помимо «Азиатской любви» известно ещё одно произведение художника «Гавань», проходившее на аукционных торгах [6]. Картины с аукциона «Bukowskis» и из Большого собрания изящных искусств ASG вполне могут быть парными. Размеры их практически идентичны: «Азиатская любовь» - 89,5×64,5 см, работа из собрания ASG чуть меньше в высоту и шире - 86×69,5 см. Однако натяжка на подрамник «Европейской любви» осуществлена галерейным способом - холст загнут по краям таким образом, что изображение располагается и на торцах. Из-за подобного метода перетяжки размеры композиции были изменены. Каким способом осуществлена натяжка на подрамник «Азиатской любви» нам неизвестно.
Гавань
Работа проходила на аукционе 20 апреля 2020 года
БСИИ ASG, инв. № 04-2130
Надпись с именем художника, датой исполнения и городом нанесена на обратную часть холста картины с аукциона. Работа «Европейская любовь» была продублирована ещё до того, как попала в наше собрание. Возможно под дублировочным холстом скрыта аналогичная надпись. Однако художник мог подписать лишь одну картину. Это можно установить только в ходе реставрационных работ. Кромки авторского и дублировочного холста представлены на фото с изображением обратной стороны картины из собрания ASG.
БСИИ ASG, инв. № 04-2130
Пьер-Франсуа Базан во второй половине XVIII века выпустил так же и цветные гравюры «Европейской» и «Азиатской любви». Они проходили на аукционе «Dannenberg» в Берлине 30 октября 2020 года. По-видимому, картины Броберга и из собрания ASG были исполнены по цветным гравюрам, т.к. их колорит в целом совпадает. Персонажи на полотне «Европейская любовь» облачены в одежды тех же цветом. Исключение составляет цвет канапе: на картине оно - зелёное, на гравюре - розовое. Султан из «Азиатской любви» в обоих случаях одет в красные одежды. В сравнении с гравюрой Броберг изменил цвет горностаевой мантии на героине с серого на красный.
Европейская любовь Цветная гравюра выполнена по рисунку Шарля-Доменика-Жозефа Эйзена
Вторая половина XVIII века
38×28 см
Гравюра проходила на аукционе «Dannenberg», Берлин, 30 октября 2020 года, лот 199
Азиатская любовь Цветная гравюра выполнена по рисунку Шарля-Доменика-Жозефа Эйзена
Вторая половина XVIII века
38×28 см
Гравюра проходила на аукционе «Dannenberg», Берлин, 30 октября 2020 года, лот 199
Таким образом, картина «Европейская любовь» из Большого собрания изящных искусств ASG никак не связана с творчеством художников из окружения Ноэля Алле. Она была написана во второй половине XVIII столетия по цветной гравюре Пьера-Франсуа Базана. Возможно, картина «Азиатская любовь» шведского живописца Кристиана Броберга является парной к ней. Произведения практически идентичны по размеру. Кроме того, на сегодняшний день, кроме работы Броберга и полотна из собрания ASG, нет более живописных произведений на данные сюжеты, которые бы составили пару. Для того, чтобы утвердиться в данной версии или, напротив, опровергнуть её, необходима непосредственная работа с картиной «Азиатская любовь» Броберга и её сопоставительный анализ с композицией из собрания ASG. Работа «Европейская любовь» нуждается в технико-технологической экспертизе и в совместных с мастером-реставратором исследованиях. В настоящее время мы атрибутируем данную картину авторством Кристиана Броберга со знаком вопроса до выявления новых фактов. Тоже самое касается и датировки 1789 годом. В любом случае произведение было написано во второй половине XVIII века и является одним из наиболее примечательных образцов живописи в стиле Рококо из собрания ASG.
Алина Булгакова
Ссылки:
- Willk-Brocard N. Une dynastie les Hallé. – Paris: Arthena, 1995. – 717 p.
- L'amour européen [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/692480?who=Eisen%2C+Charles+Dominique+Joseph%24Charles+Dominique+Joseph+Eisen&ao=on&ft=*&offset=0&rpp=20&pos=4 - Дата доступа: 08.11.2023.
- L'amour asiatique [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britishmuseum.org/collection/object/P_1878-0112-195 - Дата доступа: 09.11.2023.
- Asiatic Love [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://philamuseum.org/collection/object/924 - Дата доступа: 09.11.2023.
- Christian M Broberg (Sweden, 1759-1802) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bukowskis.com/en/auctions/580/797-christian-m-broberg-l-amour-asiatique-asian-love - Дата доступа: 10.11.2023.
- Hamnbild målad av Christian M Broberg [Электронный ресурс]. – Режим https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hamnbild_x_Christian_M_Broberg.jpg?uselang=en#Licensing – Дата доступа: 10.11.2023