Вышел в свет очередной том каталога Большого собрания изящных искусств ASG
VIII том посвящен коллекции западноевропейской живописи старых мастеров XV – XVIII веков. Данное издание является продолжением I тома по искусству старых мастеров, опубликованного в 2013 году, в который вошли 400 произведений ведущих европейских школ Франции, Италии, Фландрии, Голландии, Англии, Германии, Испании и Австрии XVI – начала XIX веков.
С 2013 года коллекция живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG значительно расширилась и пополнилась новыми именами и выдающимися произведениями. В данное издание вошла 301 картина. Среди них великолепный женский портрет братьев Бобрен, работавших при дворе Людовика XIII, а затем и Людовика XIV, жанровая картина, изображающая мастерскую сапожника, в исполнении Джакомо Франческо Чиппера, чьи работы, кроме собрания ASG, есть в Государственном Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), «Обручение святой Екатерины» маньериста и мистика Луки Камбьязо, анималистика мастерской лучшего ученика Снейдерса – Пауля де Воса, галантная сцена именитого художника эпохи Рококо Жана-Франсуа де Труа, полотно «На водопое» – одного из ведущих пейзажистов Голландии XVII века – Николаса Берхема, «Моисей перед фараоном» Пьера Жозефа Верхагена, чья живопись так впечатлила папу Климента XIV, что он даровал индульгенцию художнику, его семье, а также тридцати его друзьям. Как и в случае с первым томом есть здесь и уникальные художники, чьи имена не столь известны широкой публике, но уровень их живописного мастерства столь высок, что их картины могут украсить коллекцию старых мастеров любого столичного музея. К таким можно отнести масштабное полотно «Торговка дичью» Джакомо Леги, «Зимний пейзаж» Абеля Гриммера, выполненный в духе Питера Брейгеля Старшего, многофигурную композицию «В мастерской живописца» Томаса Герарда и яркий сочный «Натюрморт с корзиной цветов, птицей и яблоками» Джузеппе Рекко.
Многие имена художников из I тома вновь встречаются и в продолжающем его издании, но уже с новыми их творениями. Это обусловлено исследовательским подходом, который реализуется в Большом собрании изящных искусств ASG при формировании структурированных коллекций. Несколько работ одного и того же мастера в музейном собрании помогают проследить не только эволюцию его творчества, но и трансформацию искусства при смене эпох. С 2013 года и по сегодняшний день коллекция живописи собрания ASG не только регулярно росла, но и изменялась качественно. Каждая вещь для пополнения коллекции оценивалась с позиции её влияния на системное отражение в собрании всех эпох и стилевых направлений западноевропейского искусства XVI – XIX веков.
В каждой эпохе выделяется круг не только наиболее талантливых, знаковых, но и характерных для своего времени художников, сюжетов и живописных средств. Отобразить особенности всех основных художественных стилей в нескольких десятках произведений коллекции довольно сложно. Однако Большое собрание изящных искусств ASG развивается такими темпами, что уже сейчас на основе его коллекции живописи можно проследить как эволюцию европейских стилей, так и особенности манеры и совокупность художественных приёмов определенных авторов.
Представленная в VIII томе живопись расширяет хронологические рамки собрания. Самой ранней работой является картина арагонской школы конца XV – начала XVI веков «Воскресение Иисуса Христа» («Стража у гроба»), а самой поздней – «Дрессировка собаки» круга Гийома Гийона Летьера – парижского конкурента самого Жака-Луи Давида.
В ходе работы над каталогом было установлено авторство нескольких произведений из Большого собрания изящных искусств ASG. На основании искусствоведческого анализа работ, осуществляемого Международным институтом культурного наследия, и консультаций с ведущими европейскими и российскими искусствоведами мы сейчас можем утверждать, что, например, «Натюрморт с корзиной яиц, куропаткой и бекасом», прежде приписанный немецкой школе 1780 года на самом деле на основании приведённых аналогов, является работой голландца XVII века Губерта ван Равестейна. Парные мужские портреты в гофрированных воротниках испанской школы конца XVII века в результате исследования теперь атрибутированы как изображения герцогов Чезаре д’Эсте и его сына Альфонсо III д’Эсте, исполненные итальянским живописцем Санто Перандой в первой четверти XVII века. В 1609 – 1614 годах Перанда написал парные парадные ростовые портреты Чезаре и Альфонсо III д’Эсте (ныне находятся в Палаццо Дукале, Мантуя), которые в погрудном варианте воспроизводят работы из собрания ASG.
Многие полотна, ранее безымянные, благодаря специалистам Международного института культурного наследия приобретают авторство. Так, у картины «Се человек», до этого атрибутированной фламандской школой XVII столетия, в результате обнаружения нами гравюры было уточнено авторство круга Михиля Кокси II. Около 35 произведений поступили в собрание вообще без каких-либо данных об их авторстве, сюжетике и датировке. Среди них нами атрибутированы картины французского пейзажиста и единственного ученика Никола Пуссена – Гаспара Дюге, нидерландского портретиста Михиля Янсона ван Миревельта, сцена битвы кошек с собакой круга Пауля де Воса, «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» последователя мастера религиозного жанра Карло Маратта, последователя старшего из династии живописцев Якопо Бассано и др. Статьи с подробными атрибуциями данных произведений опубликованы в Вестнике Международного института культурного нвследия «Мир искусств» (в позиции каталога «Публикации» указаны ссылки на эти статьи).
В данное издание мы повторно включили несколько картин из I тома. С 2013 года нами велась интенсивная научно-исследовательская работа, в результате которой мы установили авторство картин, которые ранее числились итальянской и немецкой школой XVII – XVIII веков, без уточнения конкретных имён. К их числу относятся: «Дева Мария с Младенцем, Франциском Ассизским, Святым Бонавентурой и Антонием Падуанским» Джованни Баттиста Креспи (ранее ломбардская школа XVII века), «Юпитер и Каллисто» последователя голландского художника Каспара Нетшера (ранее итальянская школа XVII века) и «Менялы» Кристиана ван Донка (ранее немецкая школа XVIII века). В мире известно всего несколько работ голландца ван Донка. Кроме этого, благодаря контактам с научными сотрудниками Исторического музея археологии региона Эмилия-Романья (Италия) была атрибутирована личность ранее безвестного кардинала Джованни Ганганелли – будущего Папы Римского Климента XIV – с портрета круга Витторе Гисланди.
VIII том снабжен также и дополнительной информацией: алфавитным указателем имен живописцев на русском и французском языках, перечнем жанровой принадлежности, списком сюжетов и литературы. Помимо этого, в каталоге можно познакомиться с информацией об экспертах, атрибутировавших произведения из собрания ASG. В данный раздел включены адреса их электронной почты.
Алина Булгакова