Жан Батист Мари Пьер: от деревенских сцен к великолепию Востока
Жан Батист Мари Пьер (1714-1789), со дня рождения которого исполняется 310 лет, первый живописец короля, в последнее 20-летие находится в поле пристального внимания искусствоведов. Знания о художнике значительно расширяются, многочисленные картины и рисунки обнаруживаются в музеях, частных коллекциях, на арт-рынке. Работой круга художника располагает Большое собрание изящных искусств ASG
Жан-Батист-Мари Пьер
1759 год
Версаль, Национальный музей замков Версаля и Трианона
Среди них серия «Времен года», написанная для королевы Марии Лещинской, в Версале, а также галантная сцена из коллекции мадам де Помпадур в Шато де Бельвю. Сохранившиеся в частных коллекциях эти работы, игнорируемые историками искусства или мало известные им, подтверждают благосклонность, которой пользовался Пьер при дворе Людовика XV.
В конце 1748 года королева занималась украшением кабинета для живописи в Версале. Несмотря на то, что первым королевским живописцем на тот момент и директором Академии был Шарль-Антуан Куапель, декорировать кабинет с согласия королевы предложили Пьеру. Поступив в Академию в 1742 году с «Диомедом, королем Фракии…», Пьер очень быстро завоевал любовь целой аудитории поклонников, в том числе религиозных орденов и королевского двора.
Диомед, убитый Геркулесом и поедаемый собственным конем
1742 год
Холст, масло. 195 х 140, 5 см.
Музей Фабра, Монпелье
Его первый королевский заказ, выполненный в 1744 году, за который он получил 600 фунтов, был выставлен в Салоне 1745 года. Сразу после этого он получил новый королевский заказ, предназначенный для украшения апартаментов Дофина.
Соперниками Пьера в получении королевского заказа от 1747 года были Каз, Галлош, Коллен, Леклер, Карл ван Лоо, Буше, Натуар, Жора… Тридцатидвухлетний Пьер соревновался как бы от лица молодого поколения с уже признанными мэтрами.
В следующем 1748 году он стал профессором Академии. Сразу после этого Пьер получил новый королевский заказ. Тогда же проявляются способности Пьера-декоратора королевских покоев и благосклонность к нему Куапеля, поэтому предложение о написании пяти картин для кабинета королевы было одобрено Лещинской. Однако королеве так не терпелось увидеть обновленный интерьер кабинета, что она разделила заказ между двумя художниками, и теперь Пьеру предстояло писать только картины цикла «Времен года». Королева подчеркивала: «Я не хочу причинить боль никому, тем более господину Пьеру, я прошу предупредить его об этом».
Итак, Пьеру было поручено написать четыре пейзажа, каждый должен был изображать определенное время года, при этом картины должны были быть светлыми, так как комната темновата, оговаривалось даже их размещение на стене, нижняя кромка должна была находиться не выше четырех футов над паркетным полом. Поскольку комната очень маленькая, персонажи должны быть пропорциональны и сомасштабны ей.
Времена года. Лето
1749 год
Холст, масло. 129 х 97 см
Музей Лотарингии, Нанси, Франция
Времена года. Весна
1749 год
Холст, масло. 129 х 97 см
Пьер получил за этот заказ 2500 фунтов, хотя королева не вполне была удовлетворена работой: Лещинская нашла фигуры слишком искаженными для такого небольшого пространства, она распорядилась поместить их в позолоченные рамы и отправить в Фонтенбло.
В 1754 году «Времена года» были отретушированы и увеличены, за что Пьеру было уплачено еще 800 фунтов. Затем картины исчезают из Фонтенбло, а после революции попадают в коллекцию известного физика и математика Андре-Мари Ампера (1775-1836).
Потерявшись на полтора века, картины не так давно поступили на аукцион. Очищенные новым владельцем, они вновь обрели свое великолепие: цвета их яркие, как и хотела королева Мария Лещинская. Персонажи собираются в группы и радостно предаются повседневным занятиям, характерным для конкретного времени года: плетению венков, стрижке овец, сбору плодов и т.п. на фоне обыденного пейзажа – деревьев с обломанными ветвями, жилых и хозяйственных строений…Этот цикл, с одной стороны, иллюстрирует моду того времени на патриархальный образ жизни, установившийся во Франции. В Европе распространялось увлечение деревенской жизнью, вельможи с удовольствием преподносили своим посетителям сельские сюрпризы: веселились в коровнике или на мельнице. Мода на пасторали была отражением руссоистского культа простой деревенской жизни и напоминанием о добродетелях предков. Впоследствии под началом королевы Франции Марии-Антуанетты был воплощен в жизнь один из самых экстравагантных и в то же время сдержанных в плане роскоши проектов того времени – Амо-де-ля-Рен, дословно «хутор королевы». Концепция деревушки была представлена как театральная декорация, олицетворяющая идиллическое французское село XVIII века.
С другой, они вдохновлены жанром бамбочады – картин, с изображением обыденной жизни городского «дна», которыми Пьер любовался, обучаясь во Французской академии в Риме в 1735-1740 годах. Несмотря на критику, художник с удовольствием практиковал этот жанр до 1761 года. Даже королеве от подарил в 1754 году две картины этого жанра – одна представляет морской порт, другая – мельницу, за них королева заплатила 1000 фунитов и разместила их в своей спальне.
Вид на водопад Тиволи с крестьянином, доящим козу,
путешественником на муле с собакой и рыбаками на скале.
Холст, масло. 209 х 118,5 см
Жан Батист Мари Пьер родился в семье ювелиров 6 марта 1714 года. Около 1730 года он прошел курс в королевской академии живописи и скульптуры и в 1732 году написал свой автопортрет, утерянный, но известный благодаря гравюре Мюллера. Выиграв в 1734 году Большую Римскую премию за картину «Самсон и Далила» (утеряна), Пьер отправился в Италию, где находился с 1735 по 1740 годы сначала под руководством Николя Флегеля, а затем Жана-Франсуа де Труа. Первый привил ему вкус к изучению и отображению природы, а второй – пробудил интерес к исторической монументальной живописи. Проявлением этого влияния является картина «Смерть Гармонии». Эту картину размещена на обложке первой монографии о художнике.
Вернувшись в 1740 году в Париж, Пьер был принят в Академию в апреле 1741 года, что дало возможность выставляться в Салоне. Три картины служат многообещающим началом, особое внимание критиков привлекает одна – «Учительница»
Учительница
Холст, масло
Академическая карьера художника развивается стремительно, уже в 1748 году он становится профессором. В 1761 году он становится кавалером ордена Святого Михаила, с 1770 года – первым королевским живописцем. В течение 20 лет он «заведует» всей художественной жизнью Франции, практически перестав писать, делая лишь исключения для королевских заказов – галереи Шуази (утеряна) и столовой Малого Трианона.
Судьба оказалась милостивой к живописцу, он скончался накануне революции, в которой ему как любимцу двора уцелеть было бы невозможно.
Галантная сцена
Франция, XVIII в.
Холст, масло. 43,5×53 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0041
Светлана Бородина
Источники:
- Aaron O., Lesur N. Jean-Baptiste-Marie Pierre des scènes villageoises aux fastes de l'Orient // L'Estampille. L'objet d'art. – 2002. – №. 365. – С. 68-75.
- https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean-Baptiste-Marie_Pierre
- http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr3/209.htm