В Казань, чтобы увидеть полотно последователя Вальдеса Леаля
10 августа в Выставочном центре Международного института антиквариата побывала кандидат искусствоведческих наук, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля – Юлия Николаевна Звездина. Узнав, что в Казани хранится редчайшее произведение последователя испанского мастера XVII века Хуана де Вальдеса Леаля (1622 – 1690) «В мгновении ока», первоначальный облик которого был восстановлен в реставрационных мастерских института, она поспешила посетить экспозицию и увидеть коллекции Большого собрании изящных искусств ASG.
Кандидат искусствоведения Юлия Звездина
в Выставочном зале Международного института антиквариата
Познакомившись еще заочно с коллекциями, выложенными в электронном виде на сайте Международного института антиквариата, гостья была поражена высоким уровнем живописи старых мастеров из собрания ASG. Особенно, в силу профессиональных интересов (тема диссертационного исследования Юлии Звездиной – «Нидерландский натюрморт XVII века и традиции эмблематики»), ее заинтересовали произведения натюрмортного жанра и, в частности, картина последователя Вадьдеса Леаля, наполненная аллегориями. Данное полотно было приобретено на аукционе PIASA SA 24 июня 2011 года, и изначально представляло собой натюрморт в жанре Vanitas Vanitatum («Суета сует»).
Хуан де Вальдес Леаль, последователь
«В мгновении ока»
Италия, XVII в.
Холст, масло. 123×164 см
БСИИ ASG, инв. №04-2232
Картина до реставрации
Натюрморты с таким названием носят аллегорический характер, олицетворяющий быстротечность всего земного и неизбежность смерти. Каждый предмет на картине соответствует ее идейному содержанию. «Случайные» россыпи старых книг – символизируют уже ушедшее время. Папская тиара, митра епископа с жезлом, императорская и королевская короны, цепь ордена Золотого руна, собранные вместе, означают власть, как церковную, так и светскую, которую с собой в иную жизнь не возьмет никто. Свеча – символ угасающей жизни, шпага и доспехи напоминают нам о том, что и оружие не может защитить от смерти, даже глобус – символ Земли – олицетворяет неизбежность конца на нашей планете. Таким образом, все в работе несет глубокий философский смысл и призывает человека задуматься о тщетности бытия и скоротечности жизни.
Однако в ходе научного изучения данного произведения выяснились интересные подробности. Оказалось, что в церкви Госпиталя Братства Милосердия Господня в Севилье хранится работа художника, которая послужила основой для данного натюрморта, воспроизводящего нижнюю часть картины из Севильи без изображения фигуры смерти в виде скелета, держащего косу и гроб. Таким образом, верхняя часть холста оказалась срезанной, а изображение скелета и надписи в нижней части – записанным по заказу последнего владельца полотна. При этом на поверхности холста проступало изображения ноги скелета на глобусе и контура косы. В результате чего, было принято решение восстановить его первоначальный облик.
Хуан де Вальдес Леаль, последователь
«В мгновении ока»
Италия, XVII в.
Холст, масло. 184,5х164 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2232
Картина после реставрации
Как заметила Юлия Звездина, увидеть работу самого Леаля в Севилье довольно сложно, поскольку доступ к ней ограничен. А здесь в Казани ее мечта осуществилась, к тому же картина из собрания ASG, хотя и созданная последователем мастера, исполнена на высоком уровне живописного мастерства. Так же она выказала свое восхищение работе реставратора, который сумел так мастерски уловить и воспроизвести манеру живописца, а кроме того, поступил честно, не маскируя кромку, по которой была восстановлена верхняя часть утраченной композиции.
Интерес специалиста вызвало и еще одно произведение испанской, а если быть еще точнее, арагонской школы конца XV – начала XVI веков «Воскресенье Иисуса Христа». Согласившись с тем, что данная работа являлась частью ретабло, поскольку декоративная арка в верхней части явно выступает продолжением общего композиционного строя картин, расположенных в одном ряду по горизонтали, Юлия Звездина поддержала решение реставрационного совета МИА о том, что произведение столь высокого уровня нуждается лишь в консервации и укреплении красочного слоя, без вмешательств непосредственно в живопись.
Самая старинная картина Большого собрания изящных искусств ASG
«Воскресение Иисуса Христа»
Арагонская школа кон. XV – нач. XVI вв.
БСИИ ASG, инв. №04-3868
В целом проблемы реставрации остро стоят перед каждым музеем и музеи Московского Кремля не исключение. Так, увидев нуждающиеся в реставрации шпалеры Большого собрания изящных искусств ASG, Звездина отметила, что найти хороших специалистов по восстановлению тканей и текстиля не просто даже в столице. Осторожность нужна и в отношении мебели, особенно со старинными образцами, такими как, например, кабинет немецкой работы, основные элементы которого были изготовлены в XVII столетии.
Кабинет
Германия, основные фрагменты XVII в.
Лиственница, палисандр, тонирование,
черепаха, слоновая кость, гравировка
115×110×44 см
БСИИ ASG, инв. №18-2078
Юлия Звездина: «Перед тем как приступить к реставрации данного кабинета необходимо провести серьезное научное изучение. Его фасад украшен пластинами слоновой кости с изображениями фантастических животных, исполненных, безусловно, с гравюр. В тоже время, две центральные пластины декорированы фигурами ангелов, один из которых держит звезду, а другой колодец. Данная тематика связана с прославлением Богородицы. Необходимо выяснить, как ангельские изображения тематически связаны с данными животными и Дианой, которую мы видим в центре кабинета. Возможно то, что богиня охоты была непорочна, связало в сознании создателей этого кабинета ее образ с Девой Марией. А возможно вставки с ангелами являются более поздними, о чем свидетельствует и несколько иной характер штриховки. Однако все это нужно изучать подробно».
После экскурсии специалист музеев Московского Кремля озвучила свое впечатление от собрания ASG и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество: «Потрясающе! Особенно приятно узнать, что помимо великолепных вещей здесь ведется и научная работа, выходят публикации. Многое еще предстоит атрибутировать и это большая работа на будущее. Я очень хорошо отношусь к частному коллекционированию, потому что многие вещи благодаря этому попадают в нашу страну с аукционов, а значит, пополняется национальное достояние. И если я буду продолжать заниматься аллегориями в натюрморте, я уже не смогу не сказать о том, что у вас есть последователь Хуана де Вальдеса Леаля».
Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА (фото)