Казань стала столицей киноискусства
«Через диалог культур — к культуре диалога» — неизменный девиз Международного фестиваля мусульманского кино, которому в этом году исполнилось десять лет. В эти дни в Казани собрались кинематографисты из России, Европы, Азии и стран СНГ. Бороться за призы будут 50 фильмов: 20 игровых, 20 документальных и 10 анимационных.
Кстати, в этом году на участие было прислано более 500 заявок из 56 стран мира, в их числе Бразилия и Аргентина. В первый фестивальный день с аншлагом прошла презентация российской картины «Две женщины» режиссера Веры Глаголевой. В зале кинотеатра «Родина» в прямом смысле яблоку негде было упасть. Зрители сидели даже на полу, да и там опоздавшие на показ уже не успевали находить свободное местечко и с сожалением покидали переполненный зал. Успех фильма вполне объясним: снят он по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне», а тема любви актуальна во все времена.
В картине удивительнейшим образом передана атмосфера XIX века. Прекрасно подобраны актеры — даже то, как они говорят, переносит нас в век позапрошлый. Фильм должен выйти в широкий прокат. Советуем заменить стандартный просмотр американских фильмов на душевный, родной, российский — и купить билет не на очередного «Гарри Поттера» или
— После того как мы предложили ему работу в нашей картине, год точно ждали, пока приступили к съемкам, — рассказала Вера Глаголева. — Он прочитал много литературы о Тургеневе, потом рассказал мне. Он интересуется русской культурой.
Еще один плюс в пользу просмотра картины — это возникшее желание перечитать Тургенева. После этого фильма начинаешь воспринимать книги Ивана Сергеевича иначе. Не как
Об атмосфере усадьбы
Мы уже писали о том, что фильм снимался в усадьбе
— Ну, например, усадьба Лермонтовых в Середниково засвечена уже во многих проектах. Она известная, она барская. Она очень значительная и красивая, но она большая. А мы хотели сделать более камерную историю. Да и помещик в пьесе не настолько богат, чтобы содержать такую усадьбу. Мы занимались картиной четыре года, и за это время мы посетили много усадеб. И, к сожалению, из ста одна сохранена. Мы прошлись по этому списку утерянного, и сейчас все это находится в такой разрухе! Поэтому усадеб в таком хорошем состоянии, как усадьба Глинки, мало. Конечно, в этой усадьбе все было прекрасно — от здания до природы.
Продюсер Наталья Иванова добавила, что усадьба Глинки выполнена в стиле русского классицизма XIX века. И это как раз идеально вписалось в наш фильм.
Действительно, усадьбы сейчас находятся не в самом лучшем состоянии. Но, тем не менее, есть и положительные изменения. Например, существует национальный фонд «Возрождение русской усадьбы». Инвестиционная группа компаний ASG занялась с прошлого года реставрацией усадебных комплексов Подмосковья. Это, в частности, усадьба
Молодая актриса Анна Ливанова поделилась своими эмоциями от процесса съемок:
— Мы постоянно жили в усадьбе, совсем не выезжали в Москву. Варились в этом котле красоты, природы, спокойствия, гармонии. И, конечно, это все нас как бы заразило. У меня было ощущение, что я совсем другой человек, не такой, как в городе, где постоянная суматоха. В усадьбе даже речь становится более ясная, правильная. Потому что сначала формируется мысль, а потом ее обдумываешь и высказываешь, а в городе все слишком быстро.
Вера Глаголева отметила, что их секрет успеха заключается в том, что они никогда никому не врут.
— Мы идем к зрителям открыто, — подчеркнула режиссер фильма.
Говоря о фильме, нельзя не сказать о природе, которая прекрасно отражает душу человека, состояние женщины.
Эпизодические роли играли местные жители. Четырнадцатилетний мальчик в финале крупным планом — это подросток, который просто помогал на съемочной площадке, но его лицо понравилось режиссеру и попало в картину. Бабушка в фильме — это мама служителя музея. Девочки, которые моют яблоки, варят варенье… Режиссер стремилась сохранить камерность не только в природе, усадьбе, но и в самих людях.
— Мы года два писали сценарий. Дело в том, что пьеса идет четыре часа, поэтому пришлось
Задумки на будущее — это или социальная драма, или опять классика. Или вообще
О резьбе по дереву
Во внеконкурсной программе фестиваля в первый день также был показан фильм нашего земляка Арслана Ганеева «Тайны татар Москвы», который уже несколько лет живет в Москве, но не забывает о своих корнях. В целом программа очень насыщенная. На фестивале можно посмотреть фильмы на любой вкус и цвет. И что самое главное — это кино со смыслом. Каждый фильм заставляет о
Народный артист России Борис Щербаков на
— Для меня большая честь быть здесь, — подчеркнул Борис Щербаков.
Актер рассказал журналистам о съемках в сериале «Узнай меня, если сможешь» и
— Я уже давно живу в коммунизме. Не считаю денег. Эти занимается моя жена.
Кстати, у Бориса Васильевича интересное хобби — вырезать из дерева. У актера получаются красивые оклады для икон, картины на религиозные темы. В апреле 2009 года даже была организована выставка работ Бориса Васильевича в Музее
Борис Васильевич заинтересовался Выставочным центром Международного института антиквариата ASG, в котором есть много предметов, мебели, вырезанных из дерева. Возможно, в следующий приезд у актера будет время посетить выставку МИА. А в этот раз Борис Васильевич сказал, что уезжает вечером в субботу на отдых в Ялту.
Послесловие
X Международный фестиваль мусульманского кино — пожалуй, одно из любимейших казанцами и гостями города событий. В этом году фестивальная неделя полна сюрпризами. Будет много премьер, в числе которых и лучшие фильмы по версии престижной кинопремии мира «Оскар», и работы татарстанских кинематографистов, и необычное турецкое кино, и анимация, и документальные фильмы. С программой можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля: kazanmfmk.com
Алина ЕРШОВА
Фото автора