decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Казань стала столицей киноискусства

08.09.2014

«Через диалог культур — к культуре диалога» — неизменный девиз Международного фестиваля мусульманского кино, которому в этом году исполнилось десять лет. В эти дни в Казани собрались кинематографисты из России, Европы, Азии и стран СНГ. Бороться за призы будут 50 фильмов: 20 игровых, 20 документальных и 10 анимационных.

Минбар

Кстати, в этом году на участие было прислано более 500 заявок из 56 стран мира, в их числе Бразилия и Аргентина. В первый фестивальный день с аншлагом прошла презентация российской картины «Две женщины» режиссера Веры Глаголевой. В зале кинотеатра «Родина» в прямом смысле яблоку негде было упасть. Зрители сидели даже на полу, да и там опоздавшие на показ уже не успевали находить свободное местечко и с сожалением покидали переполненный зал. Успех фильма вполне объясним: снят он по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне», а тема любви актуальна во все времена.

В картине удивительнейшим образом передана атмосфера XIX века. Прекрасно подобраны актеры — даже то, как они говорят, переносит нас в век позапрошлый. Фильм должен выйти в широкий прокат. Советуем заменить стандартный просмотр американских фильмов на душевный, родной, российский — и купить билет не на очередного «Гарри Поттера» или «Человека-Паука», а на картину «Две женщины». Это действительно стоящее кино, которое будет интересно людям разных возрастов, а особенно понравится молодежи. Кстати о «Гарри Поттере»… Английский актер, сыгравший великого темного волшебника лорда Волан-де-Морта, Рэйф Файнс в картине «Две женщины» перевоплотился в Михаила Ракитина. Вера Глаголева отметила, что Рэйф Файнс — человек незаносчивый, человечный, интеллектуальный, думающий, талантливый.

— После того как мы предложили ему работу в нашей картине, год точно ждали, пока приступили к съемкам, — рассказала Вера Глаголева. — Он прочитал много литературы о Тургеневе, потом рассказал мне. Он интересуется русской культурой.

Еще один плюс в пользу просмотра картины — это возникшее желание перечитать Тургенева. После этого фильма начинаешь воспринимать книги Ивана Сергеевича иначе. Не как что-то скучное, что заставляли читать в школе в обязательном порядке. А наоборот. В этом заслуга режиссера, сценариста, актеров — одним словом, все тех, кто работал над фильмом.

Об атмосфере усадьбы

Мы уже писали о том, что фильм снимался в усадьбе М. И. Глинки в Новоспасском — в Ельнинском районе Смоленской области. Почему для съемок выбрали именно эту усадьбу, рассказала Вера Глаголева:

— Ну, например, усадьба Лермонтовых в Середниково засвечена уже во многих проектах. Она известная, она барская. Она очень значительная и красивая, но она большая. А мы хотели сделать более камерную историю. Да и помещик в пьесе не настолько богат, чтобы содержать такую усадьбу. Мы занимались картиной четыре года, и за это время мы посетили много усадеб. И, к сожалению, из ста одна сохранена. Мы прошлись по этому списку утерянного, и сейчас все это находится в такой разрухе! Поэтому усадеб в таком хорошем состоянии, как усадьба Глинки, мало. Конечно, в этой усадьбе все было прекрасно — от здания до природы.

Продюсер Наталья Иванова добавила, что усадьба Глинки выполнена в стиле русского классицизма XIX века. И это как раз идеально вписалось в наш фильм.

Минбар

Действительно, усадьбы сейчас находятся не в самом лучшем состоянии. Но, тем не менее, есть и положительные изменения. Например, существует национальный фонд «Возрождение русской усадьбы». Инвестиционная группа компаний ASG занялась с прошлого года реставрацией усадебных комплексов Подмосковья. Это, в частности, усадьба Пущино-на-Наре, усадьба купца В. И. Аигина, усадьба Черкизово, усадьба Тарасково и усадьба Зенино. Может быть, свой следующий фильм Вера Глаголева будет снимать в одной из этих отреставрированных усадеб. К тому же режиссеру понравился журнал «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата».

Молодая актриса Анна Ливанова поделилась своими эмоциями от процесса съемок:

— Мы постоянно жили в усадьбе, совсем не выезжали в Москву. Варились в этом котле красоты, природы, спокойствия, гармонии. И, конечно, это все нас как бы заразило. У меня было ощущение, что я совсем другой человек, не такой, как в городе, где постоянная суматоха. В усадьбе даже речь становится более ясная, правильная. Потому что сначала формируется мысль, а потом ее обдумываешь и высказываешь, а в городе все слишком быстро.

Вера Глаголева отметила, что их секрет успеха заключается в том, что они никогда никому не врут.

— Мы идем к зрителям открыто, — подчеркнула режиссер фильма.

Минбар

Говоря о фильме, нельзя не сказать о природе, которая прекрасно отражает душу человека, состояние женщины.

Эпизодические роли играли местные жители. Четырнадцатилетний мальчик в финале крупным планом — это подросток, который просто помогал на съемочной площадке, но его лицо понравилось режиссеру и попало в картину. Бабушка в фильме — это мама служителя музея. Девочки, которые моют яблоки, варят варенье… Режиссер стремилась сохранить камерность не только в природе, усадьбе, но и в самих людях.

— Мы года два писали сценарий. Дело в том, что пьеса идет четыре часа, поэтому пришлось какие-то персоналии и истории «отрезать». Работа доставила нам огромное удовольствие погрузиться в эту историю XIX века. Это всегда интересно, красиво. У нас очень красивое кино. Для меня лично это очень важно. Все-таки красота — спасет мир. И мы следуем этому девизу.

Задумки на будущее — это или социальная драма, или опять классика. Или вообще что-то третье. Пока же режиссер склоняется к классике.

О резьбе по дереву

Во внеконкурсной программе фестиваля в первый день также был показан фильм нашего земляка Арслана Ганеева «Тайны татар Москвы», который уже несколько лет живет в Москве, но не забывает о своих корнях. В целом программа очень насыщенная. На фестивале можно посмотреть фильмы на любой вкус и цвет. И что самое главное — это кино со смыслом. Каждый фильм заставляет о чем-то задуматься.

Народный артист России Борис Щербаков на пресс-конференции сказал, что раньше не слышал о Международном фестивале мусульманского кино, но признался, что, ознакомившись с программой, решил приехать, чтобы принять участие в церемонии открытия.

— Для меня большая честь быть здесь, — подчеркнул Борис Щербаков.

Актер рассказал журналистам о съемках в сериале «Узнай меня, если сможешь» и мини-сериале о викингах «Сын ворона». Также он рассказал о съемках в мистическом сериале «Алхимик». Борис Щербаков пошутил, что ему нравится играть роли подкаблучников:

— Я уже давно живу в коммунизме. Не считаю денег. Эти занимается моя жена.

Минбар

Кстати, у Бориса Васильевича интересное хобби — вырезать из дерева. У актера получаются красивые оклады для икон, картины на религиозные темы. В апреле 2009 года даже была организована выставка работ Бориса Васильевича в Музее декоративно-прикладного искусства. На пресс-конференции он рассказал, что как раз недавно закончил вырезать распятие. На это у него ушел всего месяц — вместо запланированных трех.

Борис Васильевич заинтересовался Выставочным центром Международного института антиквариата ASG, в котором есть много предметов, мебели, вырезанных из дерева. Возможно, в следующий приезд у актера будет время посетить выставку МИА. А в этот раз Борис Васильевич сказал, что уезжает вечером в субботу на отдых в Ялту.

Послесловие

X Международный фестиваль мусульманского кино — пожалуй, одно из любимейших казанцами и гостями города событий. В этом году фестивальная неделя полна сюрпризами. Будет много премьер, в числе которых и лучшие фильмы по версии престижной кинопремии мира «Оскар», и работы татарстанских кинематографистов, и необычное турецкое кино, и анимация, и документальные фильмы. С программой можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля: kazanmfmk.com

Алина ЕРШОВА

Фото автора

Поделиться: