МИА вдохновляет научный мир своими идеями
19 ноября стартовала трехдневная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды города как духовного фактора культуры», организаторами которой выступили Международный институт антиквариата и КФУ.
МИА активно занимается вопросами сохранения культурного наследия. Корпорация сейчас занимается реставрацией нескольких Подмосковных усадеб по программе губернатора Московской области Андрея Воробьева «Усадьбы Подмосковья». Кстати, одна из них – усадьба купца П.Аигина в Талицах - была высоко оценена 19 ноября экспертной комиссией. За 11 месяцев реставрации усадьба преобразилась – полностью отреставрированы фасады главного дома и флигеля усадьбы, частично восстановлены и аутентичные эпохе XIX века интерьеры. Уже в 2015 году усадьба будет полностью готова к использованию.
Планируется, что там будет концептуальный бутик-отель с собственным натуральным хозяйством, что будет привлекательным для развития агротуризма.
Программа конференции очень насыщенная. Это и круглый стол, посвященный вопросам отечественного и зарубежного опыта по сохранению объектов культурного наследия, а также частным музеям и инвесторам, организациям, которые готовы инвестировать в культуру, это и секции, на которых будут обсуждаться вопросы дизайна, изобразительного искусства, проблемы изучения, сохранения и развития художественно-исторической среды как объекта капитализации, это и разнообразные мастер-классы.
Дом Банарцева
Помимо научной составляющей, в конференции интересная культурная программа. 19 ноября для журналистов и участников конференции была проведена познавательная экскурсия по историческому зданию XVIII века Дому Банарцева (ул.Карла Маркса, 18). Объект находится на заключительной стадии реставрации, и в скором времени будет сдан в эксплуатацию. Здание восстанавливается инвестиционной группой компаний ASG в рамках государственно-частного партнерства с мэрией Казани.
Во время посещения дома журналистам и участникам конференции историю здания и этапы реставрационных работ рассказал архитектор Международного института антиквариата Степан Новиков. Также он продемонстрировал эскизы будущих интерьеров в стиле ампир. Для каждой комнаты разрабатывался свой дизайн в духе XVIII века. Мебель и декор для интерьеров будут взяты из Большого собрания изящных искусств ASG.
Интересно, что в доме потолки разного уровня, но как сказал, Степан Новиков – это характерно для того времени для домов с антресолями. В последних, скорее всего, располагались детские комнаты и спальни.
В доме Банарцева есть и кухня. Планируется, что после завершения всех строительных работ в здании будет Дом приемов. В помещениях будут проводиться светские рауты и конференции, а на третьем этаже будет гостиница для людей, которым хочется почувствовать дух прошлых столетий и оказаться в настоящем дворянском доме.
В доме Банарцева воссоздали камин и лепнину по образцам того времени. Если сравнить фотографии дома до и после реставрации, то сразу видно, какая огромная работа была проделана компанией. До начала восстановительных работ дом несколько лет стоял пустой, без окон, без отопления, подвал был засыпан… здание просто погибало. Сейчас же картина совсем иная – это красивый дворянский особняк, который притягивает взгляды прохожих и создает ощущение уюта и домашнего тепла, когда попадаешь внутрь.
Красная линия
После обеда в рамках конференции в Выставочном зале «Манзара» на втором этаже КФУ состоялось открытие выставки живописных, графических работ и дизайн-проектов «Красная линия». На открытии было сказано много слов о важности вопросов, которые поднимает конференция, говорили о том, что название «Красная линия» - это не просто архитектурный термин, обозначающий линию застройки городов, по которой выстраиваются дома, но на выставке оно несет в себе символический смысл – это линия между прошлым и будущим. И хотелось бы, чтобы эта линия была непрерывной.
Заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна Высшей школы искусств им.С.Сайдашева ИФМК КФУ Р.Ф.Салахов рассказал, что для выставки были отобраны и графические и живописные работы, так как вуз готовит не только дизайнеров, но и учителей рисования. Также на выставке представлены и архитектурные проектные работы. Он рассказал, что в основе архитектурных форм или костюма может лежать какой-нибудь цветок. Например, наши предки создавали орнаменты или архитектурные формы, беря за основу цветочные формы. Одним словом, все взаимосвязано.
- Мы понимаем, что не можем сравнивать себя с МИА, - отметил Р.Ф.Салахов. - Но мы учимся у архитекторов, которые там работают и наше взаимодействие с МИА положительное. Мы стараемся, чтобы проекты наших студентов и преподавателей были не виртуальными, но делались для реальных объектов. На сегодняшний день в КФУ 15 объектов, проектную работу которых ведут университетские преподаватели.
На выставке представлены и работы архитекторов Международного института антиквариата. Это плакаты с внешней и внутренней отделкой зданий, которые реставрирует ASG в центре Казани по проекту государственно-частного партнерства с мэрией города.
- Мы благодарны Алексею Владимировичу Семину, - сказал Р.Ф. Салахов. - Международному институту антиквариата, в лице, Светланы Дамировны Бородиной и директора МИА Алины Вячеславовны Булгаковой за то, что они нашли время и возможность поработать совместно с нами на этой конференции.
Он также подчеркнул, что на выставке представлены уже реализованные реставрационные работы, проведенные ИГК ASG, что представляет высокую ценность.
Выставка в МИА
В этот же день вечером участники конференции посетили Выставочный центр Международного института антиквариата ASG, где имели возможность ознакомиться с западноевропейским искусством XVI-XIX веков и посетить уникальную выставку, на которой воссоздали интерьер усадьбы Чичериных «Караул» Тамбовской губернии по фотографии из журнала «Столица и усадьба».
Гостям МИА очень понравился Выставочный центр, они говорили много благодарственных слов, фотографировали, сидели на уникальной отреставрированной мебели XVIII века.
Посетители рассказали, что у них такое ощущение, что они прикасаются к прошлому. А это дорогого стоит.
Алина ЕРШОВА
ФОТО автора