decor
Следите за нашими новостями

Живопись и скульптура как способ познания окружающего мира

02.02.2018

На республиканской научно-исследовательской конференции школьников «XVI Рождественские чтения», второй тур которых прошел в конце января, проект ученицы 2а класса гимназии №3 Вахитовского района Амалии Хайруллиной «Живопись и скульптура как способ познания окружающего мира» отмечен дипломом. Предметом исследования проекта послужили произведения из Большого собрания изящных искусств ASG.

История жанра анималистики в окружающем мире

В рамках предмета «Окружающий мир» нашему классу была организована экскурсия в выставочный зал Международного института антиквариата – музей частных коллекций (Сибирский тракт, 34). Мы познакомились со старинными предметами интерьера – мебелью, музыкальными инструментами, посудой, зеркалами, часами. Нам разрешили посидеть на старинных креслах, открыть ящики особенного шкафа – кабинета, который в прошлые века заменял сейф, ведь в нем было много секретных ящиков, о которых знал только сам хозяин (илл. 1).

Экскурсия185
Илл. 1. Экскурсия в Выставочный зал Международного института антиквариата

В музее очень много старых картин и скульптур из мрамора и металла. Символ 2018 года – собака, и наше внимание обратили на картины с изображением собак. Особеннозапомнилась огромная картина знаменитого художника Снайдерса«Олени, загнанные сворой собак». Она занимает целую стену. Собаки на ней очень злые, даже та, что попала под копыта оленя, не вызывает жалости. Рядом висела картина «Собаки на кухне», куда они забрались в поисках еды и где их дразнит маленькая обезьянка. Сюжет как будто веселый, только собаки сварливые и несимпатичные.

А вот картины природы – реки, горы, леса художники умели изображать очень красиво, особенно мне понравились цветочные гирлянды. Тамможно найти цветы, которые растут и сейчас – розы, пионы, фиалки. И мне стало интересно, почему старинные художники, так натурально изображавшие растительный мир, совсем иначе рисовали животных? Почему они именно так видели окружающий мир? Как со временем это менялось?

Я попросила экскурсовода рассказать более подробно, почему в прошлом животных изображали такими некрасивыми, даже отталкивающими, и меня пригласили в музей на индивидуальную экскурсию под руководством профессора кафедры дизайна и национальных искусств ИФМК им. Льва Толстого КФУ д.п.н. Светланы Дамировны Бородиной.

Во время нее я узнала, что в XVII веке не было принято относиться к животным как существам со своим характером, способным испытывать боль, страх, грустить или радоваться. Поэтому сцены, где они страдают, не считались жестокими.Самыми знаменитыми художниками, рисовавшими животных,были Питер Рубенс и Франс Снайдерс. Многих животных онивидели только в зверинцах,книгах или на картинах других художников. Поэтому они могут выглядеть неправдоподобно, у них преувеличенно длинные когти, страшные клыки и т.д. Часто можно увидеть львов, пантер, тигров в таких позах, какие не встречаются у кошек. Этих зверей в Голландии и Фландрии не было, поэтому публика очень интересовалась подобными картинами и не могла заметить ошибки художника.

Например, одна из картин Снейдерса изображает львиц и косулю так, что они больше напоминают чучел, чем живых зверей, а на другой картине лев, запутавшийся в сетях,выглядит детской игрушкой (Илл. 2-6).

0495
Илл. 2. Франс Снейдерс (1579-1657), мастерская
Олени, загнанные сворой собак
Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 330×200 см
БСИИ ASG, инв. №04-0495

0916
Илл. 3. Франс Снейдерс (1579-1657)
Собаки на кухне
Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 118×178 см
БСИИ ASG, инв. №04-0916

Львицы186
Илл. 4. Франс Снейдерс (1579-1657), последователь
Две львицы, преследующие косулю
Холст, масло, 121×180 см
Частное собрание, Великобритания

Львенок187
Илл. 5. Франс Снейдерс (1579-1657)
Львенок
Музей Лихтенштейн, Вена

Мышь188
Илл. 6. Франс Снейдерс (1579-1657)
Басня о льве и мыши
Музей Прадо

Из энциклопедии «Зоогалактика» я узнала, что в изобразительном искусстве есть такое понятие – анималистика.

Анималистика – жанр изобразительного искусства, посвященный миру животных, художники и скульпторы, работающие в этом жанре, называются анималистами.Можно сказать, что анималистика дала начало всему искусству, поскольку еще первобытные художники изображали животных, которых боялись или на которых охотились.

В средние века звери и птицы использовались как символы: образ собаки обозначал верность и защиту, голубя – мир и надежду, быка – силы. А в изобразительном искусстве долгое времямы встречаем животное только как часть пейзажа или помощника человека.

В XVIII веке в Англии и Франции, а затем и в России, анимализм становится популярным, при этом художники в основном рисуют собак редкой породы или особо ценных лошадей. Именно эти животные больше всего ценились знатоками искусства. Для них же в качестве украшения богатых интерьеров стали изготавливаться небольшие анималистические скульптуры из бронзы. Они назывались кабинетными и размещались на камине или письменном столе. В тех бронзовых статуэтках, что находятся в Международном институте антиквариата, уже видно желание художника передать образ животного как часть окружающего его мира – среди травы, камней, кустов, карабкающимся на дерево или застывшим в привычной для него позе.

Творчество знаменитых художников-анималистов XIX века

Только в XIX веке анимализм становится профессиональным искусством. Сначала художники и скульпторы старались грамотно передать внешний вид животных, а затем стали обращать внимание на их повадки и характер, даже если это была крошечная птичка. Для этого им приходилось подолгу наблюдать за животными, ведь животное нельзя попросить позировать.

Я очень люблю лошадей, но картин, посвященных этим красивым и благородным животным, в выставочном зале музея не оказалось. Мне рассказали, что в XIX веке часто рисовали портреты лошадей – победителей скачек, так как конный спорт был очень популярен. А в поселке Прилепы недалеко от Тулы конезаводчик Бутович более ста лет назад даже основал музей Лошади, посвященной знаменитым орловским рысакам.

Знаменитый скульптор Петр Клодт тоже больше всего любил лошадей, которых он ценил не только за красоту, но и за их ум, верность и благородство. Клодт наблюдал за ними везде, где только мог, а в свободное время рисовал или делал фигурки из дерева. Никто, кроме него, не мог так передать красоту движения лошади, линии ее сильного красивого тела. В его самой знаменитой работе «Укротители коней», украшающей Аничков мост в Санкт-Петербурге, кони получились более яркими и значимыми, чем даже человек. Они выполнены настолько правдоподобно, что производят впечатление живых – видны их напряженные мышцы, набухшие жилы, они стараются вырваться на свободу и убежать. Лошади Петра Клодта служили в Европе образцом для художников, писавших конные портреты, батальные сцены и т.д.

Я занимаюсь конным спортом, очень люблю свою лошадь Красотку и считаю, что Клодт гораздо лучше разбирался в лошадях, чем другой известный художник Карл Брюллов (Илл. 7). В его знаменитой картине «Наездница» конь очень красивый, но он не похож на настоящего, его поза неестественна, в отличие от лошадей Клодта.

Секция189
Илл. 7. Занятия в конно-спортивной секции

Другим скульптором, изображавшим лошадей, был Евгений Лансере. Он сам занимался разведением лошадей и даже участвовал в скачках. Лансере хорошо разбирался в породах лошадей и знал особенности каждой лошади (Илл. 8). Особенно удавались ему его знаменитые тройки. Изображая каждую лошадь, Лансере представлял ее породу, особенности внешности, характера и поведения. Поэтому тройки Лансере множество раз воспроизводились в виде украшений из кости, бронзовых скульптур, детских игрушек.

Лошадь190
Илл. 8. Евгений Лансере (1848-1886)
Лошадь

Заслугой художников-анималистов является и то, что они также открывали людям мир диких зверей, которые могут быть враждебны человеку, но они являются нежными и заботливыми родителями, способны пожертвовать собой ради детеныша, весело играют с себе подобными. И от человека требуется только не переступать границы их территории.

Скульптор-анималист Николай Либерих особенно хорошо создавал небольшие скульптуры медведей в самых типичных для них позах во время ходьбы, бега, лазанья по дереву. Его произведения не просто изображают животных, но и рассказывают о них. Он способен был передавать даже мимику этих животных, выражения глаз и медвежьей морды на его скульптурах были разнообразны до бесконечности (Илл.9).

0067
Илл. 9. Либерих, Николай Иванович (1828-1883)
Лисинский медведь
Россия, 1860-1870-е гг.
Выс. 57 см
БСИИ ASG, инв. №09-0067

Очень любил Либерих и певчих птиц. Клетке с лесными певуньями было отведено лучшее место в его доме, он холил и лелеял птиц, сам засыпал корм и чистил клетку. Либерих изучил характер каждой птички и ежедневно рассказывал друзьям о «новостях» птичьего мира. Одна из птиц, которую он назвал Варенькой, была очень умной и совсем ручной. По первому зову хозяина крошечный серый комочек не летел, а бежал к нему по полу, по ноге взбирался на плечо и прятался в бакенбардах…

Тесное общение с животным не может не вызвать любви и интереса к нему, желания изучить его историю, запечатлеть его образ, заботиться о нем. Когда я стала заниматься конным спортом, мне уже было недостаточно просто рисовать лошадей. Я стала собирать библиотеку, состоящую из книг о лошадях – самых близких и верных спутниках человека, деливших с ним горести и радости. Мир лошадей богат и уникален и не известно, как бы развивалась история, если бы не дружба человека с лошадью – самым благородным и верным из всех прирученных человеком животных.

Я считаю, что именно сейчас наступает время Лошади, поскольку трактор и автомобиль заменили их в тяжелой работе, и теперь лошадь может купаться в лучах своей славы – радовать человека своей дружбой. Каждая лошадь уникальна, я собираю фигурки лошадей, их в коллекции уже больше 100 и нет никаких повторов, так же, как в природе мы не встретим двух одинаковых лошадей (Илл. 10).

Коллекция191
Илл. 10. Моя коллекция лошадей

Сравнение произведений анималистического жанра разных веков показало, что если прежде художники рисовали животных, стараясь просто передать их внешний облик, то затем они посвящали все свое время изучению их привычек, образа жизни и поэтому животные на их картинах получаются такими настоящими и разнообразными.

Теперь я понимаю, что картины, которые заинтересовали меня в музее необычным видом животных, – это лишь начало большого пути развития жанра анималистики. Сегодня произведения анималистического жанра, изображающие животных с их неповторимой мимикой, пластикой, чертами характера, не просто рассказывают об окружающем огромном мире, но и заряжают нас энергией добра. Так понимать животных и изображать их может только тот, кто любит. Художник-анималист раскрывает окружающий мир таким, каким его видят животные, он как будто говорит с нами от их имени и их языком. И мне хочется, чтобы мои сверстники научились понимать этот язык, помогающий по-новому понять красоту окружающего мира.

Амалия Хайруллина, 2 а класс, гимназия №3
(науч. руководитель И.А. Рябкова, учитель начальных классов высшей категории)

Список использованных информационных источников:

  1. Анималистические сюжеты «короля натюрмортов» // http://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/animal-stories-of-the-king-of-still-lifes/
  2. Зоогалактика: Учебно-познавательный интернет-портал // http://zoogalaktika.ru/
  3. Лошади: Истории о верности и дружбе.-М., 2016.-52 с.
  4. Лошади: 1000 фотографий / Текст Б. Леклера.-М., 2009.-128с.
  5. О чем расскажут старые картины: Сказки о художниках.-М.: Белый город, 2014.-335с.
  6. Я познаю мир: Животные: Дет.энцикл./ П.Р. Ляхов.-М., 1998.-443с.

Поделиться:
Яндекс.Метрика