decor
Следите за нашими новостями

Плен утончённой прелести…

20.08.2014
Плен утончённой прелести…

Сразу в двух крупнейших российских музеях — ГМИИ им. А. С. Пушкина и ГМЗ «Царское село» — проходят выставки, посвященные древнему аксессуару, — вееру. И московская выставка — «Искусство навевать прохладу», и царскосельская — «Возвращение веера» — знакомят зрителей как с искусством создания, так и с тонкостями владения этим предметом.

Веер существует с древнейших времен — изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах.
Веер придумали на Востоке, впрочем, как и множество других вещей, которыми мы обычно пользуемся, даже не задумываясь об их происхождении. В Европу его завезли сначала иезуиты, а потом торговцы. В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху в жизни этого аксессуара.

Русское слово «веер» возникло сравнительно поздно, но в начале XVIII века оно было уже привычно и явилось результатом переделки и переосмысления голландского «wáaier», фонетически преобразованного от глагола «ве́ять». В других языках этому термину соответствуют итальянский «ventaglio» и французский «éventail», происходящие от латинского «ventum» (ветер). Английское слово — «fan» созвучно китайскому «feng», также обозначающему ветер.

веер из БСИИ 3.JPG 
Франция, сер. XIX в. Перламутр, щелк. Серебрение, золочение, полихромная роспись. Композиция росписи включает пять орнаментально обрамленных сцен из «Энеиды» Вергилия.

Своей неслыханной популярностью веер обязан корсету. В XVII веке, когда модной даме в корсете почти невозможно было дышать свободно (обмороки от малейшего волнения — не кокетство, а физиологическое следствие), веер стал необходимым атрибутом всех балов и званых обедов. Для написания парадного портрета даму просили или взять в руку веер или сделать вид, словно она легко им обмахивается.

веер из ГМИИ им. Пушкина 1.jpg

Любопытно, что веер помимо своей прямой функции — спасать хоть немного от жары, стал предметом символичным, более того, у веера была важная коммуникативная функция, был свой язык. Этот аксессуар стал предметом вожделения и роскоши, его выполняли из дорогих материалов, существовали особые правила пользования веером. Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.

веер из ГМИИ им. Пушкина.jpeg

При дворе Людовика XIV веер играл важную роль в дворцовом церемониале — дамы могли открыть их только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.

Подчеркивая женскую привлекательность, веер вскоре стал элементом флирта.

Особый язык веера сложился еще со времен испанской моды. Веер был для светских дам XVIII века не только опахалом, но и «семафором», а иногда «прибором наблюдения». В традициях средневековой испанской школы тем или иным образом раскрытый или повернутый веер говорил «да» или «нет», назначал свидание, мог выразить целую гамму чувств…
Его могли резко сложить, что означало: «Вы мне неинтересны!»
Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным».
Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт…

веер из коллекции ГМЗ Царское село.jpg

В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев. Это фатально сказалось на популяции замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.

В это же время наметилась новая тенденция — теперь веер составляет единый ансамбль с платьем, его специально заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Отныне пасторальные и галантные сценки уступают место историческим темам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.

веер БСИИ 1.JPG
Франция, 60 – 70 гг. XVIII в. Резная слоновая кость, расписанная цветными эмалями. Шелк. Роспись гуашью. Изображена галантная сцена музицирующих на фоне ландшафтного пейзажа.

В XIX веке происходит дальнейшая модификация веера: появляются веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр и даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.

В России в допетровские времена были известны лишь китайские опахала, которыми пользовались как женщины, так и мужчины. Мода на веера пришла в нашу страну в XVIII веке из Франции. Русские дамы быстро изучили искусство использовать веер не только по прямому назначению, но и в «галантных» целях, передавая с помощью этого аксессуара целую гамму своих чувств и настроений. Мужчины того времени знали, что захлопнутый веер избранницы не сулит ничего хорошего, тогда как широко раскрытый означал благосклонное любопытство.

Со временем веер перестал быть предметом роскоши. Из дворянского быта он распространился в среду других сословий — мещанства, купечества. В массовом производстве вееров дорогие материалы заменялись на более дешевые, имитирующие натуральные.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется несколько вееров, являющихся подлинными образцами прикладного искусства. Все они изготовлены во Франции во второй половине XVIII-середине XIX вв. и отличаются как богатством использованных материалов — шелк, перламутр, слоновая кость, так и изяществом исполнения.

Веласкес Д. портрет дамы с веером.jpgРембрандт Х. Портрет дамы с веером из страусиного пера.jpegС. Вуэ Портрет дамы с веером.jpg

Кроме того, в БСИИ есть несколько портретов, на которых дама изображена с этим практически обязательным атрибутом XVII—XVIII вв., самый примечательный — «Портрет дамы с веером» французского художника Симона Вуэ (XVII в.). Язык веера — сложенного и направленного в сторону предполагаемого vis-à-vis — говорит нам о том, что дама не расположена принимать ухаживания. Это читается и в складке ее губ, и в надменном взгляде.

*На заглавной иллюстрации веер Франция, сер. XIX в. Эпоха Наполеона III Резная слоновая кость, шелк. Роспись гуашью.  Изображена галантная сцена с индийскими мотивами, характерными для декоративно-прикладного искусства периода историзма.

Светлана БОРОДИНА


Поделиться: