decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Реквием по русским усадьбам

07.05.2015

В апреле 2015г. исполнилось 145 лет со дня рождения (а осенью будет 110 лет со дня смерти) Виктора Борисова-Мусатова, одного из самых поэтичных и одухотворенных русских живописцев. Восхищение русскими усадьбами, предчувствие их трагической судьбы послужили основой создания произведений, в которых природа и архитектура, как двое влюбленных, не могут наглядеться друг на друга перед неминуемой разлукой.

1974452.JPG
Виктор Борисов - Мусатов, Парк погружается в тень, 1904

Виктор Мусатов родился и провел детство в Саратове в дружной и счастливой семье. Отец его был железнодорожным служащим, а дед – из крепостных, хотя и зажиточный, владелец мельницы. Художник очень им гордился и впоследствии присоединил его имя – Борис – к своей родовой фамилии, сделав ее двойной.

В возрасте трех лет с мальчиком случилось несчастье. Травма позвоночника, полученная при падении со скамейки, вызвала хронический воспалительный процесс. Все усилия врачей и в Петербурге, и в Москве оказались тщетными. Виктор навсегда остался с «прекрасной гордо взнесенной головой и горбатым туловищем». Физические и моральные страдания мальчика не могли не сказаться на его характере: мечтательность стала способом ухода от мрачной действительности, а самоуглубленность развилась от необходимости превозмогать страдания. Все это соединялось в Мусатове с непосредственностью и жизнерадостностью, по свидетельству современников, это одновременно был маленький философ и непосредственный, всем интересующийся мальчик.

1974452.JPG
Виктор Борисов - Мусатов, Призраки

Родители и сестры всячески опекали и баловали Виктора, с рождением которого в семье связывали столько надежд. В раннем детстве он обожал возиться с цветами, за что получил в семье прозвище садовника. А когда, примерно в шестилетнем возрасте, он начал рисовать, отец охотно покупал ему карандаши и краски. Первую полученную от сына картину он вставил в рамку и повесил на стену. За время обучения в реальном училище способности к рисованию развились у Виктора так явно, что учителя советуют ему поступать в Академию художеств. Будущий художник оставляет училище и едет в Москву в школу живописи и ваяния, а затем в Петербург – в Академию, но по состоянию здоровья вынужден оставить столицу. После окончания школы он три года обучается в Париже, где особенное впечатление производят на него импрессионисты и символисты.

Именно эта манера, где на первое место выходит цвет, гамма, колорит, ритм, схожий с музыкальным, а не рисунок, становится его отличительным свойством. После посещения Зубриловки – усадьбы Голицыных-Прозоровских – усадебная тема становится для него одной из центральных. На картинах Борисова-Мусатова мы часто видим уголки парка и женские фигуры, нечетки, зыбкие, как бы образы душ, населявших эти усадьбы в период их расцвета. Художнику не нужны подробности пейзажа, для него важнее напомнить, что жизнь в усадьбе среди природы одновременно и прекрасна, и скоротечна.

1974452.JPG
Виктор Борисов - Мусатов, Прогулка при закате, 1903

Вдохновляясь прекрасным домом в Зубриловке, художник воспроизводит его множество раз, но неотчетливо, как бы сквозь запотевшее стекло, когда нам достаточно узнавания, а подробности подскажет память. Мы видим дворцовое здание в стиле русского палладианства, подобное тому, что во Введенском или в Пущино-на-Наре. Во всех произведениях сквозит мотив красоты и угасания, как у Пушкина в «Осени»:

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Ностальгия по уходящему дворянскому быту читается практически во всех картинах Борисова-Мусатова, он романтизирует старинную русскую усадьбу, домики с мезонинами и деревянными колоннами, заброшенные парки и заросшие пруды. Художник предощущал жестокость будущего времени, а пока хотел жить тем, что дорого,— образами тургеневских девушек, Татьяны Лариной, ими он грезил, в них воспроизводил черты своих постоянных моделей – сестры и жены.

1974452.JPG
Виктор Борисов - Мусатов, Сон божества, 1904

Необычность творческой манеры Борисова-Мусатова, его подчеркнутое неприятие реализма и какой бы то ни было социальности вызывали достаточно острую критику. «Переборщил», «Все это отсебятина» - звучало в адрес его творчества. Но художник, главным занятием которого в течение тридцати с лишним лет было превозмогание боли, умел их не слушать, он вообще любил тишину. А умение бороться с обстоятельствами помогло подчинить и время, его картины напоминают старинные фрески или гобелены, где царит гармония.

До своих истинных единомышленников Виктор Борисов-Мусатов не дожил каких-то восемь лет, в 1913г. начинает выходить журнал «Столица и усадьба», издатель которого Владимир Крымов также ощущал хрупкость усадебного мира и своими уже средствами стремился остановить и запечатлеть драгоценные мгновения. Закономерно, что уже шестой номер журнала вышел с картиной В. Борисова-Мусатова «Прогулка при закате» на обложке.

Светлана БОРОДИНА
Источники:
www.bibliotekar.ru
gallerix.ru


Поделиться: