decor
Следите за нашими новостями

Открытие новой выставки Международного института антиквариата: от ампира до загадок усадьбы Зенино

13.03.2015

Открытие очередной выставки Международного института антиквариата «Зарисовки усадебного быта. Ампир» прошло в атмосфере дружеской беседы на проблемные темы, касающиеся архитектуры Казани, судьбы русской усадьбы и искусства реставрации объектов архитектурного наследия и предметов искусства.

1974452.JPG
На открытии выставки Международного института антиквариата "Зарисовки усадебного быта. Ампир".

Экскурсию по новой экспозиции Выставочного центра МИА провела директор Международного института антиквариата Алина Булгакова. Гости выставки узнали много интересного. Например, что ампир – это уникальное явление, которое сочетает в себе тягу к имперской роскоши с аскетической строгостью, унаследованной от античности. Именно по отношению к предметам эпохи Ампир часто можно слышать такие эпитеты, как массивный, тяжеловесный и даже топорный. Однако при всей кажущейся простоте, он гармоничен, тонок и изыскан в рациональности и лаконизме своих форм и пропорций.

1974452.JPG

На выставке реконструированы интерьеры гостиной, мужского кабинета и будуара. Внимание посетителей привлёк старинный шкаф с подлинными французскими книгами XVII – XIXвеков, которые в этот день можно было даже полистать. Имена Гюго, Вольтера, Мюссе, Бодлера, Гонкура, Беранже, Золя – знаменитых писателей Франции – без сомнения, вызвали трепет у читателей библиотеки МИА. Кстати, когда-то давным-давно не было такого понятия как «книжный шкаф», его было принято называть «библиотека».

1974452.JPG
Директор Международного института антиквариата Алина Булгакова демонстрирует старинные французские книги на открытии выставки "Зарисовки усадебного быта. Ампир".

Первые посетители выставки заинтересовались ломберным столиком, на котором стоит не менее интересный предмет выставки – лампа-«бульотка». Директор МИА Алина Булгакова рассказала, что название данного типа ламп произошло от обозначения популярной в начале XIX в. карточной игры «Бульот». Игра возникла во Франции во времена Великой французской революции. Партия в данной игре длилась достаточно долго, поэтому свечи на столе заметно оплывали. Для того, чтобы сгорающие свечи не слепили глаза игроков, были придуманы лампы со специальным абажуром, который с помощью крепления мог менять свое положение на стержне. Таким образом, можно было регулировать высоту и опускать абажур, когда свечи сгорают.

1974452.JPG
Первые посетители выставки фотографируются за ломберным столиком.

Нельзя не сказать, о прекрасной вердюре (шпалере, изображающей пейзаж) XVII века производства Обюссона с изображением паркового пейзажа, двух цапель на переднем плане, пышных цветочных кустов и фонтана. Вновь возросшая популярность продукции мануфактуры Обюссона в эпоху Ампира объясняется подъемом производства на ней за счет крупных правительственных заказов Наполеона, Жозефины Богарне, Мюрата Иоахима и т.д.

Интересно, что на выставке экспонируется еще один образец текстиля – шелковая ткань красного цвета в стиле Ампир, созданная в наше время на мануфактуре «Шатель и Тассинари». Именно этому знаменитому дому по указу Наполеона в 1804 г. были заказаны почти все ткани для Компьенского дворца, Фонтенбло, Сен-Клу и Версаля. Современная продукция данной фирмы будет использоваться для обивки мягкой мебели Большого собрания изящных искусств ASG, которая затем украсит исторические интерьеры в реставрируемых компанией исторических зданиях в центре Казани и в русских усадьбах в Подмосковье и Смоленской области.

1974452.JPG
Гости выставки "Зарисовки усадебного быта. Ампир".

В будуаре – самой изящной комнате дома, выделяется туалетный столик, оригинальное зеркало которого, не утратившее ясности изображения, удалось сохранить на протяжении двух с лишним столетий. Рядом со столиком можно увидеть невысокую кушетку – предмет мебели для сидения и дневного отдыха, появившийся в эпоху Ампира. Для того, чтобы оценить масштабы его популярности, достаточно вспомнить знаменитый портрет кисти Жака-Луи Давида, где мадам Рекамье изображена полулежа на изящной кушетке, которая затем получила свое название по имени модели. Боковые перекладины спинки кушетки из собрания ASG завершаются головами лебедей. Гордые птицы превратились в декоративные элементы под впечатлением от шарма и элегантности императрицы Жозефины. Однако свое распространение они получат несколькими годами спустя, уже в период Реставрации.

1974452.JPG
В будуаре.

Каждая картина «в возрасте» нуждается в реставрации

После увлекательной экскурсии гости выставки направились в большой зал, где состоялся разговор о проблемах и технологиях реставрации произведений искусства. Первой перед публикой выступила хранитель Международного института антиквариата Айгуль Сайфутдинова. Для хранителей на первом месте всегда стоит задача сохранить предметы искусства из Большого собрания изящных искусств ASG, поэтому они контролируют режим хранения и ухода за коллекцией МИА. Для популяризации реставрационной деятельности МИАорганизована рубрика в журнале «Мир искусств» - «Спасенная красота», дневники реставрации предметов БСИИ, кстати, можно прочитать и на нашем портале здесь

- Реставрационные мастерские ASG – это в своем роде уникальный опыт музейной научной реставрации с возможностями коммерческой - рассказала Айгуль САЙФУТДИНОВА. - Здесь находятся предметы, предназначенные не только для экспозиций выставок, но и для выполнения своего прямого назначения. А это требует целостной реставрации. Конечно, мастера могут воссоздать предмет так, чтобы он казался совсем новым, но унаших мастерских другая цель – необходимо стремиться к сохранению подлинности облика предмета искусства.

О важности сохранения первоначального облика предмета рассказал и художник-реставратор Андрей Сульдин и продемонстрировал одну из его последних работ – картину XVIIвека последователя Аннибале Карраччи «Латона и ликийские крестьяне». Для справки стоит сказать, что Латона – это мать Аполлона и Артемиды. Однажды утомлённая долгим путешествием Латона остановилась, чтобы напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там тростник и осоку, не позволили ей этого. Она наказала их, превратив в лягушек.

- Это полотно поступило в неудовлетворительном состоянии, - сообщил художник-реставратор Андрей СУЛЬДИН. – Холст был деформирован, были осыпи, расслоился и пожелтел лак, из-за чего было искажен колорит картины. После мытья и расчистки проявились детали, которые ранее были незаметны – это головы лягушек. Всего на реставрацию картины ушло примерно два месяца.

1974452.JPG
Художник-реставратор ASG Андрей Сульдин

Андрей Сульдин рассказал об особенностях работы художника-реставратора. В частности, о том, что вмешательства реставратора в ту или иную картину всегда локальны. К части полотна, сохранившейся хорошо, мастер не прикасается. Художник-реставратор может «освежить» лак, которым покрыто изображение. Для этого старый лак аккуратно снимается, при этом красочный слой не повреждается, и затем наносится новый слой лака.

Работа реставратора на атрибуцию картины никак не влияет. Исследуя полотно особыми приборами, сразу можно обнаружить отреставрированные места и те, которые не подвергались реставрации. Ту работу, которую проделал реставратор, всегда при желании можно аккуратно удалить с полотна, не повреждая изображение.

Андрей Сульдин отметил, что любая картина, достигнувшая определенного возраста, подлежит реставрации. Дело в том, что если не отреставрировать полотно вовремя, то со временем красочный слой просто будет осыпаться, и в итоге владелец картины может получить чистый холст.

- Реставрация ведь в чём заключается? – подчеркнул художник-реставратор Андрей СУЛЬДИН. - Не задеть всё целое. И вся моя реставрация легко снимается обыкновенным спиртом.

И атрибуция картины сейчас идёт на очень высоком уровне: проводят анализ не только красочного покрытия, лаков, но и холста, переплетения нитей и т.п. И атрибутируются, как правило, участки, которые реставрации не подвергались.

Опытный художник-реставратор ASG Андрей Сульдин, придя на любую выставку, может сразу определить, какого периода полотно, в каком оно состоянии находится, была ли на картине реставрация или нет.

Отметил художник и важность роли рамы в восприятии полотна. Он подчеркнул, что от рамы зависит ни много ни мало – 50 % восприятия картины. Поэтому, конечно, если рама не соответствует эпохе, в которую написано полотно, то картина не будет восприниматься гармонично.

Иногда Андрей Сульдин сталкивался с тем, что реставратор из прошлого даже оставлял свою подпись на картине. Один раз даже была прикреплена мастером латунная табличка. Сам же художник-реставратор говорит, что свое имя на отреставрированных картинах он не ставил ни разу, слишком уж это помпезно подписывать имя реставратора, хотя работа мастера чрезвычайно важна в судьбе произведения живописного искусства.

«Этот комод прослужит людям ещё лет двести»

Французский комод XVIII века мастера Жана-Матье Шеваллье представил реставратор Сергей Волков. Сначала стоит сказать несколько слов о Шеваллье, получившего звание мастера в 1743 году. В начале карьеры он был торговцем мебелью на улице де Гренель. После получения звания мастера он выполнял заказы для резиденции герцога де Тальмона и замка Вилльжени Луизы-Анны де Бурбон-Конде. Возможно, сотрудничал с Андре Шарлем Булем II. Создавал классические модели мебели в стиле Людовика XV, обладающие гармоничными формами: комоды, секретеры, шкафы, угловую мебель. Украшал их маркетри в виде цветов, перевязанных лентой, листьев или геометрических мотивов.

Комод из Большого собрания изящных искусств ASG изготовлен из различных пород деревьев, с маркетри, а накладки на углы, ножки и «арбалет», а также личинки и ручки изготовлены в виде рокайльных композиций с растительным орнаментом. - Комод поступил в мастерскую в плачевном состоянии, - поделился со слушателями реставратор Сергей ВОЛКОВ. – Шпон был полностью вздут, были множественные утраты, царапины. На царге отсутствовала декоративная деталь, которую пришлось восполнять. Жук-древоточец поел ножки комода, червоточины хотя и не представляли серьезной угрозы, так как повреждения были незначительными, но были проведены все необходимые работы, в том числе по обработке антисептиком.

Реставрация заняла три – три с половиной месяца. У слушателей возник вопрос – какая использовалась древесина? Мастер-реставратор сказал, что использовался шпон красного дерева, вставки более светлой породы- берёза. Сам каркас комода изготовлен из сосны, а вот верхняя часть столешницы – дубовая.

- Тогда, конечно, обработка была более грубая, - говорил Сергей ВОЛКОВ. - Внутри комода дерево нестроганое. Естественно, приходилось это всё обрабатывать воском, и от жучка тоже, и чтобы температурные изменения не влияли на комод в будущем. Металлические накладки были полностью очищены, на месте сколов была сделана пайка этих деталей, золочение накладок природное – это латунь, литье.

1974452.JPG
Реставратор ASG Сергей Волков.

У одного из посетителей выставки известного российского философа, профессора Владимира Курашова возник вопрос, какие краски и лаки использовал реставратор: природные или синтетические?

Краску реставратор использовал следующую: морилку на водной основе, приходилось смешивать разные, чтобы подобрать нужный оттенок -. Что касается лаков, то он применял в данном случае алкидный полиуретановый лак, потому что шпон имел трещины и поры, которые надо было заполнить, чтобы укрепить. Также мастер использовал восковый карандаш.

Сергей Волков с уверенностью сказал посетителям выставки, что этот комод прослужит людям ещё лет двести, причём его, вполне, можно использовать по назначению.

- А чего больше всего боится дерево – условий хранения или небрежности владельца? – спросила главный редактор журнала «Мир искусств» Светлана Бородина.

-Самое страшное - это время, - ответил мастер-реставратор Сергей ВОЛКОВ. - Ну, а все остальное –это сопутствующие явления – влажность, температура и т.п.

«Все экспонаты Выставочного центра МИА – живые»

После выступления мастеров-реставраторов автор книги «Деревянная архитектура старой Казани» профессор Владимир Курашов, ученый секретарь государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, доцент Ольга Хабриева, член общественного совета при Министерстве культуры РТ, доктор исторических наук Айслу Абдулхакова в формате диалога обсудили проблемы реставрации предметов искусства и вопросы архитектурного облика Казани. К диалогу присоединился и специалист ASG заместитель директора по реставрации и реконструкции Степан Новиков.

Владимир Курашов поднял важную для казанцев тему – сохранение деревянной Казани. Профессор подчеркнул необходимость восстановления исторических зданий с использованием материалов,соответствующих прошлым эпохам, иначе, по его мнению, в реставрации современными материалами нет смысла, так как последние не смогут передать дух эпохи.

А реставрация с использованием современных материалов, как например, дом профессора Пора в стиле модерна на улице Гоголя, сбивает с толку, когда его видишь – где я? В Казани? В Риге? Непонятно…

Облик этого дома яркий, сверкающий, отполированный, но историчность пропала. Внутренние интерьеры тоже не соответствуют эпохе.

Степан Новиков отметил, что дом профессора А. И. Пора еще и неправильно восстановлен с точки зрения исторической симметрии – его построили зеркально.

- Усадьбы, которые восстанавливает компания ASG,были в плачевном состоянии, - рассказал Степан Новиков. – Пожалуй, лишь усадьба Аигина в селе Талицы находилась в более-менее хорошем виде. Есть усадьбы, где сохранились лишь стены или даже часть стен. Где-то сохранились кирпичная кладка, которую тоже надо перебирать. Поэтому наша задача заключается в первую очередь в том, чтобы создать архитектурно-пространственный облик усадьбы, который бы сочетался с парком. Часто бывает, что усадьба переживала несколько архитектурных периодов, тогда перед нами стоит задача определить наиболее ценный период.

Степан Новиков отметил, что большой интерес для архитекторов представляет усадьба Зенино, которая на первый взгляд кажется скучной. Зенино много раз перестраивалось, там было много владельцев, функционально усадьба использовалась по-разному. И на сегодняшний день Зенино представляет собой три объекта, в которых на первый взгляд нет ничего ценного. Кстати, конфигурация парка Зенино тоже была изменена, были построены новые объекты, которых изначально не было.

- Первый раз, когда мы пришли в усадьбу Зенино, - делится Степан Новиков. - Мы вообще не поняли – а где здесь усадьба? Потом уже мы открыли много интересного, но при этом и непонятного. Главный дом усадьбы Зенино серьезно перестраивался четыре раза. К небольшой усадьбе, наподобие охотничьего домика, со временем пристроили два крыла, потом поставили два деревянных сруба, которые сгорели. Потом вначале XXвека были новые пристройки. Потом был период запустения. Позже, там уже располагался психоневрологический диспансер. Усадьба Зенино приобретет вид середины XIXвека, потому что больше сохранности именно этого времени, мы располагаем большим количеством библиографических материалов, описаний. А XVIIIвек он как бы находится внутри усадьбы. Мы его планируем обозначить в интерьерах.

В усадьбах и исторических зданиях в центре Казани, которые реставрирует компания ASG, в будущем могут появиться макеты домов, рассказывающие историю того или иного дома и стиля в архитектуре.

1974452.JPG

Зашёл разговор на «круглом столе» и о развитии туризма в России и важной роли в этом деле компании ASG. Участники иронизировали над тем, что туристов всегда привлекают призраки в исторических зданиях, а также необычайные происшествия, бывавшие в усадьбах, но не учитывать важность легенды места в привлечении туристов неправильно.

Профессор Владимир Курашов подчеркнул важность сохранения в городских усадьбах Казани таких объектов, как каретные сараи, которых осталось очень мало, но которые, несомненно, интересны туристам как некий «гараж прошлого». К сожалению, во дворах городских усадеб, которые реставрирует ASG в Казани, каретников нет.

Степан Новиков отметил, что в Казани есть такая тенденция, что часто главные исторические здания сохраняются, а вот службы уже не доходят до наших дней. В качестве примера можно вспомнить Шамовскую больницу и здание, где раньше располагался морг. Наверняка, это была какая-то хозяйственная постройка в свое время, но это сооружение нигде не прописано в документах как объект охраны, поэтому в современных проектах этот дом даже не рассматривается. Можно сказать, что это небольшое здание уже обречено.

Участники встречи обсудили проблемы коммуникаций, коснулись юридических сложностей в деле сохранения объектов культурного наследия.

«Круглый стол» однозначно прошел продуктивно. В завершение встречи профессор Владимир Курашов поблагодарил за экскурсию по Выставочному центру Международного института антиквариата и интересный неформальный интеллектуальный обмен:

- Я первый раз в Выставочном центре МИА и не ожидал, что здесь будет так много исторических вещей. Мне понравилось, что все экспонаты живые, то есть на кресле можно посидеть, на диване полежать… Можно ближе воспринимать тот мир исторический, ту культуру, ушедшую от нас, когда все реально доступно. И эта идея музея, что каждый человек может непосредственно взаимодействовать с предметами искусства, которые представляют ценность культурную и стоят недешево – это уникально. Это главная особенность вашего Выставочного центра, отличающая вас от остальных музеев мира. Хочется пожелать, чтобы эта традиция сохранялась.

Ученый секретарь Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, доцент Ольга Хабриева сказала, что в Выставочном центре она второй раз, и каждый раз общение происходит в разных стилях. В первый раз оно носило просветительский характер, сейчас – дружеский диалог, который развивает каждого, кто пришел на «круглый стол». Это совмещение просветительского момента, реставрации, особенностей хранения предметов искусства и обсуждение. Вот это очень ценно.

Библиотека Международного института антиквариата пополнилась новой книгой. Профессор Владимир Курашов торжественно подарил свой новый труд «Деревянная архитектура старой Казани», который без сомнения будет полезен в деле восстановления объектов культурного наследия.

1974452.JPG
Библиотека Международного института антиквариата пополнилась книгой профессора В. Курашова "Деревянная архитектура старой Казани".

1974452.JPG

Алина ЕРШОВА

Поделиться: