decor
Следите за нашими новостями

У реставрационных мастерских МИА профессиональный праздник

01.07.2015

1 июля в России отмечается День реставратора. Этот праздник достаточно молод – он был утвержден несколько лет назад по инициативе Санкт-Петербургского Союза реставраторов. Дата выбрана не случайно: 1 июля 1945 года в Ленинграде начались работы по восстановлению памятников, серьезно пострадавших в военное время.

1974452.JPG
Фрагмент интерьера в отреставрированной компанией ASG усадьбе Аигиных в Московской области

1974452.JPG
Интерьер одной из комнат усадьбы Аигиных, отреставрированной компанией ASG. Предметы мебели из Большого собрания изящных искусств ASG, отреставрированные в реставрационных мастерских Международного института антиквариата

Реставраторы традиционно являются элитой специалистов художественного профиля. Их работа необычайно сложна – восстановить и сохранить предмет искусства в том виде, в каком он задумался мастером изначально. В этой работе необходимо много качеств, как профессиональных, так и общечеловеческих. Профессия требует от реставратора знаний в той или иной области, владение технологиями реставрационного процесса, а также внимания, аккуратности, терпения и даже наличия особой художественной интуиции, которая зачастую помогает совершать мастеру искусствоведческие открытия. Например, на полотне из Большого собрания изящных искусств ASG «Кающаяся Мария Магдалена» реставратор Игорь Кириллов обнаружил внизу картины под изображением бесформенного булыжника подпись французского художника XVIII века Франса Ксавьера Хохра. Под более поздним слоем краски скрывалось изображение черепа и характерная авторская подпись с датой 1789 года.

Реставрационные мастерские Международного института антиквариата (МИА) существуют всего несколько лет. Деятельность их разнообразна: реставрация различных предметов искусства (картины, часы, мебель и т.п.), восстановление зданий, представляющих историческую и культурную ценность (экстерьер, интерьер)… Деятельность мастерских МИА была неоднократно высоко оценена. О масштабах работы свидетельствует и то, что мы уже сейчас можем говорить о формировании уникальной реставрационной школы при Международном институте антиквариата.

Каждый год реставрационные мастерские демонстрируют свою работу общественности. 11 февраля 2013 года в рамках научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России» в Казанской Ратуше состоялась выставка предметов антиквариата, на которой можно было увидеть предметы, которые побывали в руках профессиональных реставраторов МИА. Итог их работы впечатляет.

1974452.JPG
На выставке 11 февраля 2013 года в рамках научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России» в Казанской Ратуше

Через год, в ноябре 2014 года, состоялась трехдневная научно-практическая конференция «Сохранение художественно-исторической среды города как духовного фактора культуры», организаторами которой выступили Международный институт антиквариата и КФУ. На этой конференции было принято решение продолжить сотрудничество КФУ и реставрационных мастерских МИА.

Программа конференции была насыщенной, также для журналистов и участников конференции была проведена познавательная экскурсия по историческому зданию XVIII века Дому Банарцева (ул. Карла Маркса, 18), во время которой гостям рассказали не только об истории здания, о купце Н.Ф. Банарцеве, но и реставрации. Здание восстанавливается инвестиционной группой компаний ASG в рамках государственно-частного партнерства с мэрией Казани. В настоящее время объект находится на заключительной стадии реставрации, и в скором времени будет сдан в эксплуатацию. Сейчас дом Банарцева примеряет исторические интерьеры: уже завезена часть мебели из Большого собрания изящных искусств ASG.

1974452.JPG
Дом Банарцева (Казань, ул. Карла Маркса, 18)

1974452.JPG
Предметы антиквариата из Большого собрания изящных искусств ASG

Весной открытие выставки Международного института антиквариата «Зарисовки усадебного быта. Ампир» прошло в атмосфере дружеской беседы на проблемные темы, касающиеся архитектуры Казани, судьбы русской усадьбы и искусства реставрации объектов архитектурного наследия и предметов искусства. В частности, Андрей Сульдин рассказал об особенностях работы художника-реставратора, о том, что вмешательства реставратора в ту или иную картину всегда локальны. К части полотна, сохранившейся хорошо, мастер не прикасается. Художник-реставратор может «освежить» лак, которым покрыто изображение. Для этого старый лак аккуратно снимается, при этом красочный слой не повреждается, и затем наносится новый слой лака.

1974452.JPG
Художник-реставратор ASG Андрей Сульдин

Стоит сказать, что ведется и активная научная работа. Регулярно публикуются на портале и в нашем журнале «Мир искусств» «Реставрационные дневники», с которыми можно ознакомиться здесь, отчеты архитекторов о проделанной работе в Подмосковных усадьбах и казанских домах, которые реставрирует компания ASG и другие материалы о реставрации. Кстати, как раз на днях должен выйти второй номер журнала «Мир искусств», в котором каждый, и специалист, и ценитель прекрасного, сможет найти много интересной информации и, возможно, сделать для себя маленькие реставрационные открытия.

Алина ЕРШОВА

Поделиться: