decor
Следите за нашими новостями

Монолог в честь раковины

10.09.2014

В Государственном Эрмитаже проходит выставка «Монолог в честь раковины». На выставке представлено около 150 экспонатов — произведений декоративно-прикладного искусства, охватывающих временем своего рождения период с глубокой древности до наших дней.

Название выставки взято из строчки стихотворения «Морская раковина» грузинского поэта Симона Чикковани, которое посвящено раковине как хранительнице воспоминаний.

Кубок на дельфинах
Кубок на дельфинах, середина XVII в.
Нидерланды или Италия

С древнейших времен раковины служили людям в качестве денежного эквивалента, орудия труда, даже музыкальных инструментов. С появлением религии их наделили символическим смыслом. Независимо от того, в какой роли выступала раковина, она оставалась образом водной стихии и женственности.

Цель выставки — показать посетителям, как можно с помощью умелых рук из простой раковины сделать произведение искусства.

Экспозиция Эрмитажа обладает уникальными коллекциями раковин в виде талисманов, кубков, оберегов, ювелирных украшений.

Табакерка
Табакерка с изображениями раковин и кораллов, 1720–1730-е гг.
Франция, Париж

С XVI века среди правителей и высокопоставленных особ высоко ценились ракушки из южных морей — наутилусы и раковины турбо. Их очищали до перламутрового слоя и обрамляли в драгоценные оправы. Табакерки, пороховницы, разные коробочки изготовлялись из раковин каури, тридакны, турбо. Они привлекали ювелиров своими цветами и изысканностью. Раковины рог тритона, турбинелла рапа во многих странах использовались в качестве музыкальных инструментов, сигнальных труб, охотничьих рожков.

Кубок Германия
Кубок, 1580-е гг.
Германия, Аугсбург

Открывают выставку обереги и украшения, которые датируются IV тысячелетием до н. э. Также представлены и роскошные изделия из золота и серебра XVI–XVII веков, в которых раковина дополнена образами — например такими, как Тритон, Посейдон, дельфины и черепахи.

Кубок Германия
Кубок, 1635—1640 гг.
Германия, Аугсбург

В эпоху рококо мастера изготавливали изящные изделия не из самих раковин, а в виде раковин — из фарфора, поделочного камня, золота и серебра, обогащая их резьбой, яркими эмалями, росписью.

Тема раковины, ее форма привлекала художников разных специальностей. Завитки рокайлей, основанные на форме раковины, стали одним из основных декоративных мотивов стиля рококо середины XVIII века, идеи которого активно разрабатывались художниками и в XIX веке, создавшими так называемый стиль морского рококо — marina rococo style. Они были главным декоративным мотивом стиля неорококо.

Кубок Франция
Кубок, середина XVI в.
Франция

Выставка будет проходить в Синей спальне Эрмитажа до 14 января 2015 года.

Исторический факт

Раковины занимают особое место не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в живописи. Примером служит картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Рождение Венеры
Сандро Боттичелли, 1482—1486 гг.
В настоящее время хранится в галерее Уффиции во Флоренции.

Картина была найдена в тихой вилле Козимо Медичи во Флоренции в середине прошлого столетия. «Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного и важнейшего покровителя Боттичелли. Художник почти всю свою жизнь прожил во Флоренции, во главе которой стоял род Медичи. Сюжет картины связан с культурой двора этого семейства, проникнутой философией неоплатонизма.

На картине изображена Афродита Урания — небесная Венера, дочь Урана, рожденная из моря без матери. Художник изобразил не само рождение Венеры, а момент, когда она достигает обетованного берега.

Справка МИА

В Большом собрании изящных искусств ASG есть много экспонатов с изображением ракушек или в виде них. В основном все произведения относятся к стилю рококо. И сам термин «rococo» с французского переводится как «декоративная раковина» или «ракушка».

Вот, например, любопытный табурет для пианино в форме ракушки из БСИИ ASG. Это стиль Людовика XV, около 1900 года.

Табурет

Круглая серебряная салатница с крышкой. На салатнице высечены прожилки и фальц, орнамент в виде ракушек рококо, обрамление в виде ветвей с листьями. Франция, XIX век.

Салатница

Подсвечник из серебра, ручка украшена ракушками и ветвевидным орнаментом, стиль рокайль. Франция, XIX в.

Подсвечник

Два парных серебряных подноса овальной формы, с контуром и лепным орнаментом в форме крупной нити и фальцем в виде листьев, ветвей и ракушек. Франция, XIX в.

Подносы

Разливная серебряная ложка. Расширенный конец изогнут в форме скрипки, вырезан орнамент в виде нити, плюмажа и ракушек. Клеймо мастера серебряных и золотых дел — П. Кей. Франция, XIX в.

Ложка

Прибор для растительного масла и уксуса на подносе челночной формы из серебра с декором в виде ракушек на маленьких изогнутых ножках, ажурные бокалы с декором в виде ракушек. Луи-Эммануэль Габриэль. Франция, 1774 г.

Подставка с набором

Посеребренная металлическая овальная салатница, края подняты выше благодаря дополнительной кайме и двум плоским ручкам в форме ракушек, четыре ножки с креплением к емкости в форме листьев и завитков. На съемной крышке возвышается лошадь, переднее правое копыто поднято над красивой лужайкой.

Салатница

Лейла ГАЛИМЗАНОВА

www.hermitagemuseum.org

Поделиться:
Яндекс.Метрика