Вишневый сад продан!
Ровно 111 лет назад, в августе 1903 года был продан вишневый сад из одноименной пьесы
Четыре этажа старинного купеческого особняка превращены в тотальную инсталляцию. Посетителей выставки встречает крупноформатная
Бродя по особняку, каждый человек должен осознать, что для него важно. А нужен ли сад? А нужен ли дом? Эти вопросы актуальны и в наши дни. В августе 2014 года была проведена конференция «Последняя пьеса
Ключевой вопрос — насколько пьеса оказалась востребованной в мировом искусстве и как она повлияла на культуру. Очевидно, что «Вишневый сад» — действительно востребованная пьеса, так как ее знают и любят не только в России, но и за границей. Ее постановки часто можно встретить на театральных подмостках европейских, американских и японских театров.
Тема проданных и разрушающихся русских усадеб сегодня актуальна как никогда. Пристальный интерес к их возрождению проявляют государство, общество и бизнесмены. Мы уже писали о том, что Инвестиционная группа компаний ASG занимается реставрацией пяти усадебных комплексов в рамках проекта губернатора Московской области «Усадьбы Подмосковья». Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы» во главе с Виссарионом Алявдиным оказывает помощь тем, кто решил восстанавливать усадьбы или купить их, фонд также собирает базу данных по усадьбам, занимается популяризацией, оказывает информационную поддержку.
Поэтому можно сказать, что «вишневые сады» в XXI веке будут восстанавливаться. И снова появился интерес общества к культуре дворянского быта, к жизни в усадьбах, к прошлому.
Выставка «Вишневый сад. Продан!» любопытна и с точки зрения ее оформления. От цветущей усадьбы — к брошенной. Это грустная картина, которая показывает, что главные герои в пьесе Чехова — это дом и сад. Люди и время вносят свою лепту в их жизнь, при этом забывая о том, что и у дома есть душа, да и сад живет, цветет. Сами люди оказываются предателями. Они не смогли спасти их, и в водовороте истории не находят ничего лучше, как бросить усадьбу на произвол судьбы.
Перекликается с этой выставкой и наша — «Неспешность дней и аромат вещей: подлинные интерьеры русских усадеб в Международном институте антиквариата». На выставке воссоздан интерьер гостиной известной усадьбы Чичериных Караул Тамбовской губернии по фотографии из журнала «Столица и усадьба» (№ 11 за 1904 год). Дело в том, что в 1996 году главный дом усадьбы Караул погиб в огне. Фотографии дома до пожара и после также представлены на выставке. Еще одна брошенная усадьба... Еще один «вишневый сад» России...
На выставке в МИА все воссоздано до деталей. Здесь и шедевры живописи, и подлинное зеркало, и посуда, и вязаная салфетка на круглом столе, и уютные подушки на диване. Стол — это непременный атрибут гостиной. И на выставке в Москве, и на выставке в Казани он играет важную смысловую роль. За столом не просто пили чай или обедали, но и вели важные беседы. Столы собирали вокруг себя всю семью.
Конечно, ни одна гостиная в дворянских усадьбах не могла обойтись без ломберного столика. Здесь могли как раскладывать пасьянс, так и играть в различные карточные игры, преферанс, твист. Стол трансформируется, и на нем присутствует богатая красочная композиция — маркетри — это вид мозаики по дереву, когда шпон, древесина нарезались мелкими кусочками и выкладывалась красивая композиция. Ломберный столик с выставки в МИА изготовлен из пород фруктовых деревьев и ореха.
Сложно представить дворянскую гостиную без картин на стенах. Причем часто религиозная живопись соседствовала с портретной. Не стала исключением и комната в усадьбе Караул. На выставке, например, рядом с работой Гвидо Рени «Святой Себастьян» мирно уживается в одном пространстве «Портрет мужчины в зеленом пальто» французского художника Жозефа Меллинга. Последний навевает зрителям образы героев русской классической литературы — можно сказать, что перед нами помещик в домашней обстановке в зеленом пальто с меховой оторочкой из произведений
Полотно «Святой Себастьян» — это поистине один из шедевров Большого собрания изящных искусств и, безусловно, доминанта на данной выставке.
В старинном кресле примостился «Женский портрет» французского художника Гийома Жозефа Дескампа.
Стоит отметить, что Большое собрание изящных искусств ASG насчитывает уже около 6 тысяч единиц хранения. Часть предметов из коллекции в скором времени переедет в усадьбы, которые сейчас реставрирует Инвестиционная группа компаний ASG в рамках проекта губернатора Московской области «Усадьбы Подмосковья». Сейчас компания работает над восстановлением пяти усадеб —
Алина ЕРШОВА