Великий замысел
Коллекция безворсовых ковров Большого собрания изящных искусств ASG недавно пополнилась фрагментом брюссельской шпалеры XVIII века, украшенным сценой сельского праздника. Такие шпалеры известны как «тенирсы». Основой для их содержания стали работы Давида Тенирса Младшего (David Teniers II, 1610 – 1690), одного из наиболее значимых художников и граверов фламандской школы.

Шпалера-тенирс – новое поступление в коллекции Международного института антиквариата
Известно, что шпалеры очень сложно хранить и выставлять в музее. Этот предмет искусства требует особо бережного отношения к себе. По этой причине до наших дней сохранилось не так много шпалер, как хотелось бы искусствоведам и всем ценителям прекрасного. Можно сказать, что коллекция шпалер из БСИИ ASG является крупнейшей в России среди частных музеев. На сегодняшний день в ней насчитывается тридцать шпалер.
Сейчас в Выставочном центре МИА ASG выставлены три шпалеры. Это «Аллегория лета», «Астрея» и «Встреча влюбленных».

Посетители Выставочного центра МИА

Посетительница Выставочного центра МИА около шпалеры "Встреча влюбленных"
Поэтому сотрудникам МИА интересно все, что связано со шпалерами.
На сайте Метрополитен-музея есть интересный блог, который ведут кураторы выставки «Великий замысел: Питер Кук ванн Альст и ренессансные шпалеры». В этом блоге можно ознакомиться и с особенностями экспонирования шпалер.

Изображение Евы на шпалере «Изгнание Евы и Адама из райского сада» (Брюссель, ок. 1548 г., автор дизайна Питер Кук ван Альст)
Создатели выставки рассказывают, что некоторые из представленных шпалер родом из европейских коллекций и добирались до музея по воздуху. В Европе только три аэропорта занимаются перевозкой таких крупных объектов. Длина шпалер составляет от 3,5 до 9 м, а средний вес – около 50 кг. В прошлом шпалеры нередко складывали или хранили в развернутом виде, что могло вести к повреждениям нитей. Теперь в большинстве музеев шпалеры хранятся накатанные на валах. Для транспортировки свернутые шпалеры поместили в специальный ящик, в котором они находились некоторое время и после прибытия к месту назначения для того, чтобы пройти акклиматизацию. Из-за крупных габаритов некоторые шпалеры не помещались в лифт Метрополитен-музея, и их поднимали вверх по лестницам. В галерее шпалеры развернули на полу на большом листе чрезвычайно прочного пластика. Этот пластиковый «холст» не только защищает оборотную сторону шпалеры, но и помогает в развеске. Надо сказать, что подкладки – не изобретение музейщиков, они упоминаются, например, в инвентарных описях Генриха VIII. Далее музейная команда, используя мощные текстильные застежки (известные большинству как «липучки») и тонкую медную проволоку прикрепляют верх шпалеры к подготовленной деревянной доске на стене, снабженной крючками. На развеску девятнадцати шпалер ушло две недели.
Пройдя по ссылке , вы сможете посмотреть короткий ролик, демонстрирующий путь шпалеры из хранилища на стену экспозиционного зала.

Шпалеру несут по лестнице в музей
При создании этой выставки был использован нетрадиционный подход к экспонированию шпалер. Дизайнером экспозиции стал Дэн Кершоу (Dan Kershaw), который работает в Метрополитен-музее уже двадцать пять лет. Для размещения были использованы помещения Галерей Тиш (Tisch Galleries). Их вытянутость и «закоулки» отвечали желанию музейщиков создать условия для просмотра творчества ван Альста в хронологической последовательности. Ближе к центральному пространству галерей помещены эскизы и картоны шпалер таким образом, чтобы, подняв глаза, посетитель увидел соответствующую им шпалеру. Дизайнер экспозиции видит в таком расположении социальный элемент – оно создает место, где люди могут сравнить замысел и результат и обсудить это. Создатели выставки отказались от первоначальной идеи стендов, стилизованных под мебель эпохи Возрождения, и остановились на современных витринах с уровнем наклона в 45°. Удобное и простое музейное оборудование не отвлекает внимание от великолепных экспонатов. Новаторством стала развеска шпалер не на стенах, а на подвижных панелях. Поэкспериментировав с углами разворота панелей и их группировкой, Дэн Кершоу остановился на варианте, который дает наиболее интересные визуальные перспективы. А для контраста огромным шпалерам в пространстве галереи была создана небольшая комната, где разместились некрупные, но не менее тщательно исполненные гравюры по дереву «Обычаи и костюмы турков», созданные мастером под впечатлением от Константинополя.

План выставки

Установка панелей для размещения шпалер

Макет стенда
Как видим, современные технологии экспозиции позволяют представить зрителю шпалеру во всем ее блеске. Выставку можно посетить до 11 января следующего года. На сегодняшний день это уже вторая действующая выставка в Метрополитен-музее, посвященная изделиям художественного ковроткачества. Мы уже писали о проекте «Исследуя роскошь: набор подушек эпохи Возрождения», открывшемся для посетителей в августе.

Юный посетитель музея лицом к лицу с демоном со шпалеры "Гордыня"
Марина ТОРШИНА
Источник:
www.metmuseum.org